Владислав Стржельчик
13.08.2021 13:50
Мужчина, который приносил женщинам пирожные

Владислав СтржельчикВ театре коллеги в шутку называли его «ваше превосходительство», «старший сержант», «наш последний барин», «всеобщий любимчик Слава»… Есть люди, которым будто на роду написано быть актёрами, и дело тут не столько в эффектной внешности, что немаловажно, сколько в особом восприятии мира, чудном даре перевоплощения.

Полный холодильник

Его отец Игнатий Петрович, выходец из Польши, участвовал в Первой мировой и единственный из семерых братьев уцелел. После войны попал в Петроград. Будучи человеком верующим, тайно ходил в костёл и всю жизнь очень боялся, что его арестуют. Мама работала в Эрмитаже, она умерла в начале 1940-х в эвакуации. Владик был поздним ребёнком, рос обыкновенным шалопаем, учился средне и обожал сладости.

Артистические наклонности у него проявились ещё в школьные годы, когда играл в драмкружке. По его собственному признанию, ни один выходной не обходился без того, чтобы он не побывал в театре. Владик мог самозабвенно гонять мяч со сверстниками во дворе или зачитываться любимыми книжками, но его единственной настоящей страстью оставалась сцена. И одним из самых счастливых дней в своей жизни он всегда считал день поступления в студию Ленинградского Большого драматического театра, БДТ. А потом была война, на которую Стржельчик ушёл добровольцем.

Всю Великую Отечественную он провёл на фронте, вначале в действующей армии, потом – в военных ансамблях. Иногда Владислава командировали в Ленинград, и тогда он умудрялся привозить свой паёк родителям, пока те ещё жили в блокадном городе.

Голод тех лет Стржельчик запомнил на всю жизнь. Видимо, поэтому у него выработалась привычка набивать холодильник продуктами: покупал их впрок и в огромных количествах.

Герой плаща и шпаги

Главной воинской наградой для старшего сержанта Стржельчика стало то, что домой он вернулся целым и невредимым. Жаль, что Владислав так и не сыграл своих ровесников-солдат – вместо поношенных шинелей и гимнастёрок в послевоенные годы на сцене БДТ царили рыцарские плащи.

Стржельчик дебютировал в роле Клавдио в спектакле «Много шума из ничего» по Шекспиру, и в дальнейшем за ним закрепилось амплуа героя-любовника. Солидная публика ходила в Александринку на знаменитых «стариков», а в БДТ валом валила молодёжь, и в основном девушки – в те дни, когда играл красивый и обаятельный Стржельчик.

Оказывается, юная Танечка Доронина, будучи школьницей, обожала Владислава Стржельчика и даже посвятила ему стихи. Актриса вспоминает, как купила билет за три рубля на спектакль «Девушка с кувшином» и, сидя на ярусе, вздыхала и рыдала. А через десять лет уже сама играла на этой сцене со своим кумиром – в спектакле «Варвары».

До поры до времени Стржельчик купался в зрительском обожании, критики также относились к нему снисходительно. Однако по мере того как его актёрские приёмы начали повторяться, критика становилась всё жёстче. Уже и сам артист ощущал, что самоповторы – путь в никуда.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Стржельчика дальше, если бы в театр не пришёл новый главный режиссёр, с которым связаны целая эпоха в жизни БДТ и рождение непревзойдённого ансамбля актёров, – Георгий Товстоногов.

На сцену с ним не выйду

При всей своей импозантности и внешней респектабельности Владислав Игнатьевич был необычайно скромен и пунктуален до педантичности. Кто-то остроумно назвал его сибаритом с душою пахаря. Он не мог себе позволить опоздать на репетицию или прийти на неё, не зная текста. Театр для Стржельчика был храмом, поэтому он нетерпимо относился к артистам, позволявшим себе выйти на сцену не в форме. В этом случае гнев его был страшен.

На одном из спектаклей партнёр играл под градусом, и Владислав Игнатьевич решительно заявил: «С этим артистом я на сцену больше не выйду никогда!» Провинившемуся актёру пришлось уйти из театра, а Стржельчик потом ужасно переживал: категоричность обходилась ему дорого.

По натуре очень ранимый, Стржельчик молча выслушивал подчас очень резкие замечания главрежа, когда уже на новом этапе работы переходил от легковесных ролей героев-любовников к действительно драматическим характерам.

Выдающейся театральной работой Стржельчика стала роль Грегори Соломона в пьесе Миллера «Цена». Даже самые суровые критики относят эту роль к вершинам его творчества. Образ 90-летнего старика оказался настолько богатым по фактуре и философскому содержанию, что роли была уготована беспримерно долгая жизнь на сцене БДТ – целых четверть века.

Наш американский Васька

Стржельчик любил и умел шутить. На сцене это наиболее ярко проявилось, пожалуй, в спектакле «Ханума». Грузинский князь в исполнении Владислава Игнатьевича буквально искрился тонким юмором. К тому времени немного погрузневший Стржельчик выкидывал на сцене такие коленца, что в пору было позавидовать куда более молодым коллегам.

Однажды в БДТ шла пьеса из американской жизни «Последний пылкий влюблённый». Играли Алиса Фрейндлих и Владислав Стржельчик. В момент бурного любовного признания их героев на авансцену вышел здоровенный кот, уселся посреди сцены спиной к залу и внимательно, переводя взгляд с Фрейндлих на Стржельчика, стал следить за «американцами». Зал, в свою очередь, наблюдал уже только за котом. В конце концов это надоело Стрежельчику, и он вышел из положения.

– А это, – сказал он партнёрше, указывая рукой на животное, – наш американский кот Васька.

Зал рухнул от хохота.

В театре и кино он исполнил больше ста ролей. Многие из них стали эталонными. Выразительная внешность и повелительные нотки в голосе «диктовали» Стржельчику фрачно-аристократическое амплуа. Его всегда отличали великолепная осанка, барственный облик, умение носить мундиры и камзолы. Скольких царей, императоров, князей, вельмож, генералов он переиграл – не счесть!

Одной из лучших стала роль белого генерала Ковалевского в телесериале «Адъютант его превосходительства». Это была очень значительная работа по своему внутреннему наполнению, драматизму, психологической сложности. Получить Государственную премию за роль белогвардейского генерала в самый разгар застойных времён – это ли не истинное признание великого таланта. Действительно, в том фильме Стржельчик один из первых создал человечный образ того, кого тогда считали врагом.

Столь же хороши образы врагов, созданные Владиславом Стржельчиком в фильме «Как вас теперь называть?» и в сериале «Майор Вихрь». В последнем он сыграл полковника германской контрразведки Берга. В исполнении актёра это умный человек, тонкий аналитик. Выправка, манеры – всё вызывает восхищение, ни одного лишнего движения, жеста.

Но актёр не замыкался в рамках психологической драмы и был хорош во всех кинематографических жанрах. Стржельчик мог сыграть абсолютно всё – от тонкой лирики до гротеска. Трагикомедия – экзекутор Яичница из «Женитьбы». Мюзикл – «Соломенная шляпка» и «Ханума». Сатира, гротеск – фанатик белой идеи атаман Дутов в фильме «Конец атамана» и римский правитель из «Визита вежливости». Юные зрители были в восторге от его авантюриста Нарышкина.

Любимый ребёнок жены

С молодой актрисой Московского театра транспорта Людмилой Шуваловой Владислав Игнатьевич познакомился в Сочи, и отношения, начавшиеся как курортный роман, переросли в любовь на всю жизнь. Они прожили вместе 45 лет.

От театра им сразу же дали комнату в общежитии, что по тем временам было делом неслыханным: совместное проживание незарегистрированной пары считалось аморальным – ведь у Стржельчика имелись жена и ребёнок. В этом смысле руководство БДТ сильно рисковало, но оно не могло не пойти навстречу Стржельчику, поскольку было в нём очень заинтересовано. Владислав пришёл в новоё жильё с одной зубной щёткой и томиком Пушкина.

Жили бедно, друзья и знакомые, приходившие в гости, приносили кто что мог. Так в семье появились чайник, тарелки, чашки. Единственное, что смогли себе позволить, – огромную тахту. Ещё Владислав Игнатьевич привёл из театра столяра, который сколотил из досок большой стеллаж для книг. Так было положено начало библиотеке, которую Стржельчики собирали всю жизнь.

В домашних делах Владислав Игнатьевич был совершенно беспомощным человеком. Он даже не знал, где лежат носовые платки, какой галстук повязать к рубашке. Актёр был большим любимым ребёнком собственной жены.

Гражданин в чалме

Стржельчик оказался очень ревнивым человеком. В основном ревновал к прошлому – не дай бог Людмиле встретить знакомого юности. Тут же сыпались вопросы: «Кто это? Почему он тебя поцеловал? Почему обнял?» Всех её друзей отвадил. Ревновать перестал, только когда понял, что для жены существует лишь один мужчина – он.

При этом сам был ещё каким дамским угодником! Обожал женщин, обращался к ним не иначе как «солнце моё», «котёнок» (впрочем, так он обращался ко всем). Актрисы из БДТ вспоминают, что на все праздники Владислав Игнатьевич приносил им пирожные, поздравлял. У каждой знакомой при встрече обязательно спрашивал, как дела, как дети. Такой галантный!

В зрелые годы поклонницы по-прежнему продолжали донимать Стржельчика, хотя в большинстве вели себя достаточно сдержанно. Впрочем, случались и хулиганские выходки.

Однажды к дому Cтржельчика, сигналя, подъёхала пожарная машина. Выскочили брандмейстеры, размотали шланг, взбежали по лестнице на этаж. Людмила Петровна открыла дверь: «Что случилось?» «Как? – удивились пожарные. – У вас же огонь! Позвонила женщина и сказала, что по этому адресу квартира горит!»
А другая экстравагантная особа как-то купила в Елисеевском гастрономе несколько десятков килограммов докторской колбасы и прислала Стржельчикам домой.

Однажды на гастролях в Нью-Йорке при первой же реплике Владислава Игнатьевича: «Мама, мама!» – на сцену вышла тётя и с одесским акцентом заявила всему залу и оторопевшему Стржельчику: «Я твоя мама!» Полицейским с трудом удалось вытолкать настырную даму.

Но не только поклонницы доставляли Стржельчику неприятности. Во время перестройки на фестивале в Индии с ним случилась курьёзная история. В какой-то лавочке Владислав Игнатьевич купил жене украшение, но оно оказалось бракованным – сколы на камнях, царапины. Актёр попросил молодого коллегу Юрия Стоянова, который знал несколько английских слов, помочь поменять покупку.

– Котёнок, – обратился Стржельчик к Стоянову. – Эта дрянь в чалме всучила мне г… Мы поедем к этой сволочи, и я его уничтожу, мой родной! Никаких обменов! Пусть вернёт мои деньги! Переведёшь на английский всё, что я скажу этому г…, котёнок!

Но Стоянову практически ничего не пришлось переводить. Стржельчик блистательно сыграл роль разгневанного покупателя: говорил нараспев, немного в нос, растягивая гласные, поэтому даже некоторые непереводимые русские слова звучали в его устах аристократически – и дошли до самого сердца гражданина в чалме.

Разумеется, после такого мини-спектакля Стржельчик сразу получил назад свои рупии.

Сейчас милицию вызовут

Он дружил со всеми коллегами, но особенно тёплые отношения установились с Ефимом Копеляном. К тому же так сложилось, что с Фимой и его женой Люсей Макаровой Стржельчик и Шувалова всегда жили рядом. Вначале были соседями по подъезду, а когда переехали, стали жить в разных подъездах, но на одном этаже, через стенку.

Совместные ужины после спектаклей порой длились до самого утра. А как они вчетвером пели под гитару романсы! Однажды глубокой ночью вдруг стук в стену, все замерли: сейчас милицию вызовут! А из-за стены попросили: «Попойте ещё, нам очень нравится!»

После гастролей в Сочи оставались отдыхать все вместе, ездили в актёрский дом отдыха в Ялте. В 70-е годы под Приозёрском купили финский домик на берегу красивого озёра. Девять лет ездили в эту настоящую первобытную глухомань, где не было даже электричества. К сожалению, с домиком пришлось расстаться – слишком утомительно было до него добираться. Пришлось переехать на казённую дачу в Репине, где не было таких забот.

Стржельчик очень любил животных. Как-то в Репине увидел стаю бездомных собак, которую все гоняли, и стал приваживать дворняжек. Привозил специально для них продукты из города, резал колбасу на куски и кормил с рук.

Со мной – всё

Он производил впечатление очень благополучного, уверенного в себе человека, хотя на самом деле был уязвимым и ранимым, нуждался в поддержке близких. Его трудно было застать в плохом настроении – неунывающий оптимист, солнечный человек.

После смерти Товстоногова новый режиссёр Чхеидзе долго не давал Стржельчику новых ролей. Наконец Владислав Игнатьевич получил работу – роль Дункана в спектакле «Макбет». Для актёра эта роль стала роковой: как только начинал репетировать, с ним происходили странные вещи – не мог запомнить текст. А ведь у него была профессиональная память, привык заучивать огромные куски текста, а тут – всего несколько страничек.

Жена сразу поняла: что-то не так. Положение становилось всё хуже и хуже – на репетициях Стржельчик сбивался, путал слова и страшно переживал: ему было стыдно перед партнёрами.

Гром грянул на одном из прогонов: актёр начал говорить свой текст, остановился, снова заговорил и опять замолчал. А потом посмотрел в зрительный зал и грустно сказал:
– Со мной – всё.

И в полной тишине ушёл со сцены.

После обследования у Стржельчика нашли опухоль головного мозга. Диагноз от Владислава Игнатьевича скрыли, хотя он, вероятно, догадывался. Прожил актёр после этого всего семь месяцев.

Это был человек-праздник. Внимательный и галантный, ласковый и нежный, жизнелюбивый, лёгкий в общении. Актёр в высочайшем понимании этого слова. «Последний барин, аристократ российского театра», как говорят о нём сегодня. Нам, зрителям, будет всегда его не хватать.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №10, 2014 года