Муж плохого не посоветует
25.07.2012 00:00
«Зачем ты ко мне пришёл, если твоя жена живёт через стенку?»

Муж плохого не посоветуетДорогая редакция! Десять лет читаю вашу газету, хочу поделиться историей из своей жизни.




В 80-е годы нашими соседями по площадке была семья из трёх человек: Вадим, Эмма и их дочка Марина. Вадим работал на металлургическом комбинате, имел хорошую специальность и по тем временам неплохо зарабатывал. Статный, одет всегда с иголочки, вежливый и серьёзный молодой мужчина. Никто никогда не видел его выпившим. Эмма тоже работала, место её работы было очень далеко от дома, уходила утром часов в семь и возвращалась в шесть вечера с полными сумками.

Она была прекрасной женой, матерью и хозяйкой, в доме всегда идеальная чистота, порядок и полный холодильник, несмотря на тотальный дефицит. Вадим очень любил вкусно поесть, и Эмма старалась изо всех сил, прекрасно готовила. Свободного времени у неё не оставалось, выйдет на балкон, посидит и снова – стирать, убирать, готовить. Дочка у них росла послушной домашней девочкой, училась на одни пятёрки. Эмма была с ней требовательной и строгой. Но на первом месте у Эммы стоял муж, очень она его любила, заботилась о нём и угождала ему, как ребёнку. Каждое лето семья ездила к морю.

Услышу за стенкой шум, спрашиваю у Эммы: что было?

– Да немножко Вадик перебрал, но это редко бывает, он очень спокойный. Трезвый читает книги и слова грубого никогда не скажет.

Эмма всегда его защищала, никому не жаловалась, сор из избы не выносила. Когда Вадим попал в больницу с переломом руки, она каждый день возила туда еду. Все в палате удивлялись, какая заботливая и скромная у Вадима жена.

Но случилась беда. Вадим нелепо трагически погиб во дворе своего дома в самом расцвете сил и лет – ему не было ещё и сорока. Эмма перенесла утрату стойко, никто не видел её слёз, не слышал причитаний и жалоб. Она осунулась, почернела лицом, и взгляд у неё стал каким-то отсутствующим.

Накануне похорон она зашла к нам, позвала на похороны. Я сказала, что человек очень чувствительный, а сердце имею слабое, наверное, не пойду. На что она ответила:
– Вадим очень тебя уважал, и я прошу тебя быть на похоронах. Он всегда ставил тебя в пример, ему нравилось, как ты воспитываешь детей, даёшь им всестороннее образование. И когда была твоя очередь мыть пол в подъезде, делала это лучше всех. Вадим это сам мне говорил.
После таких слов я, конечно, сказала, что обязательно буду. Никто из родных никогда не замечал моих трудов, считали, что так и должно быть, а тут посторонний человек заметил и похвалил.

На поминальном обеде Эмма следила, чтобы все были накормлены, всем хватило вина. На кладбище вела себя сдержанно. Я удивлялась её выдержке, ведь как никто знала, насколько она его любила. Как положено, отметила Эмма и девять дней со дня смерти мужа, и сорок дней, и год. Стали жить дальше.

Прошло несколько лет. Марина окончила техникум, вышла замуж, парень был из другого города, поэтому пришёл жить в их дом. Родилась внучка Оксана. Зять получал немного, Эмма работала, брала отгулы, набирала заказы, ездила в Москву за товарами, оттуда тащила неподъёмные сумки, продавала (шли 90-е годы), содержала семью дочери. Старалась, чтобы они ни в чём не нуждались.

Однажды она сказала, что собирается переехать в другой район города, потому что выходит замуж.
– Пусть молодые живут одни, не хочу мешать, буду помогать им материально.

Квартирка у них была хотя и двухкомнатная, но маленькая, вот она и решила выйти за человека, с которым познакомилась на работе, и перебраться к нему. Совета у меня не спрашивала, всегда решала всё сама.

Неделей позже мне снится сон. В спальню, где я спала одна, приходит Вадим и просит: «Скажи Эмме, чтобы она не связывала свою жизнь с этим мужчиной. Он непорядочный человек». На что я с досадой ответила: «А зачем ты ко мне-то пришёл? Она через стенку живёт, вот и скажи ей сам». «Я не могу ей советовать, – говорит, – не имею права. Оставил её одну на этом свете, без защиты и поддержки. Я виноват перед ней». На том разговор и закончился.

Проснувшись утром, я решила ничего не говорить Эмме, ведь она уже всё обдумала. Но Вадим стал мне мерещиться. Нет, не ночью, а днём. Стоит прямо передо мной, и я вижу, какой на нём костюм, какого цвета рубашка, ясно вижу черты лица, волосы, выражение глаз.

Помучившись несколько дней, рассказала знакомой старушке и спросила, что делать. Та ответила: Вадим очень жалеет Эмму и заботится о ней, ему на том свете виднее. Ты должна ей всё рассказать, а решать ей.

Я так и сделала. Дождалась после работы, позвала её на прогулку и всё рассказала. Эмма выслушала меня очень внимательно – я думала, не поверит, но она ответила, что если Вадим просит, то она так и сделает, он плохого не посоветует.

– Вот только я уже приданое себе купила: шторы, скатерти, полотенца и постельное бельё. Да ладно, жизнь большая, всё уйдёт в дело, – сказала она, немного помолчав.

Вскоре Эмма попала под сокращение. Вредный стаж она выработала, вышла на пенсию, стала нянчиться с внучкой, дочь пошла работать. Затем Эмма обменяла двухкомнатную квартиру в центре города на четырёхкомнатную на окраине в новом доме. Моя семья тоже поменяла место жительства, но с Эммой мы связь поддерживали. Она меня настойчиво звала в гости, и я побывала у неё.

В квартире, как всегда, царил идеальный порядок. Дочь с мужем жили отдельно, а внучка уже оканчивала школу и жила с ней. В разговоре Эмма обмолвилась, что тот мужчина, за которого она собиралась замуж, женился, но брак был недолгим, жена ушла от него через год. Женщины с работы, всё разузнав, передали Эмме, что он часто выпивал, был агрессивным, жадным, мелочным и даже распускал руки.

– Вадим был прав, уберёг меня от этого шага, – добавила она. – А ещё после нашего с тобой разговора тогда он мне приснился и сказал: «Не переживай, не расстраивайся. Всё у тебя будет хорошо!»

Вот такая история. Я верю, что наши родные видят всё и предупреждают нас, помогая уберечься от невзгод и ошибок.

Внучка Эммы оканчивает сейчас институт, собирается получить ещё одно образование, вышла замуж, родила Эмме правнука, дочь родила ещё одну внучку. Сейчас Эмма растит двоих малышей, потому что в садиках нет мест, родители работают и живут отдельно. Я пожалела Эмму, на что она ответила:
– Это мои дети. Кто им поможет, если не я?

Больше разговоров на эту тему я не заводила. Дети маленькие, правнуку два года, внучке пять лет. Старшая внучка работает и учится, дочь тоже работает, у них крепкие семьи, и всё это благополучие держится на Эмминых плечах.

Хочется пожелать таким бабушкам и мамам здоровья, терпения, внимания, тепла и любви от родных и близких.

Из письма Майи Покровской,
г. Нижний Тагил, Свердловская область