Религиозная «попса»
14.09.2021 00:00
Хватит обижаться на бабок

Религиозная попсаНашу читательницу Яну до глубины души возмущают вездесущие церковные старушки, которые хватают и убирают только что поставленные свечи («Какие-то твари прикасаются к моим свечам», №31). Яна считает, что эти бабушки якобы нарушают её прямую связь со святыми и Богом. Читательница полагает, что к купленным ею свечкам имеет право прикасаться только она. Раз потратила на свечное пожертвование свои кровные, то никто не смеет вторгаться в её персональное молитвенное пространство. Письмо Яны не оставило равнодушным многих читателей.

В храм надо приходить не ради свечек

Неприятно поразило письмо Яны и особенно мысль о том, что «в церкви никто никому ничего не должен». Это явно не от Христа. Зачем идти в церковь с таким высокомерием, эгоизмом, гордыней? В храм надо приходить не ради свечек, а за исповедью и причастием. Вот высшая благодать от Бога, которую можно получить в церкви.

А ещё люди ищут там покаяния. Вдумайтесь, как это слово звучит для уха: «Пока я не я». Пока ты человек не очистившийся, не скинувший свои грехи.

Если человек хочет, чтоб его свечи не переставляли, можно ставить их дома или по-доброму попросить церковниц не переставлять. Но именно по-доброму, без гонора и агрессии. Ибо те же бабушки часто переставляют свечи, чтобы другим было удобно ставить свои, чтобы нагар не капал на пол. Ведь моют подсвечники и полы именно эти бабушки, обычные прихожанки вряд ли им помогут.

Из письма Геннадия,
Санкт-Петербург

Бог судит по намерениям

«Свеча моя, только моя», – пишет Яна. Но мы приходим в храм как в дом Божий, а не как к себе домой. Здесь другие порядки. Яна, ведь в своём доме вы вряд ли примете чужие нововведения. Так же и в церкви верующие придерживаются принятых там норм. Конечно, отдельным категориям граждан законы не писаны, но Яна себя явно к ним не относит.

А духовный закон таков: ты пришёл в храм с желанием помолиться, попросить Бога, рассказать о своих желаниях или поблагодарить Его. И приносишь пожертвования, продукты и свечи – как малую жертву Богу. Отдашь это, и значит, это уже не твоё. Если вы преподнесёте кому-нибудь подарок на день рождения, вы ведь не распоряжаетесь, каким образом имениннику употребить ваш дар. А Бог в Своём доме найдёт применение нашим приношениям. Правильным оно будет, по нашему мнению, или нет, но, имея смирение или хотя бы рассуждение, мы должны мыслить именно так.

Я приношу в храм многое – вазы, цветы, вещи, продукты и отдаю всё Богу, не думая, как этим распорядятся служители прихода. Богу гораздо важнее духовное расположение тех, кто приносит дар. А вот ропот, злоба и раздражение от употребления свечи есть яркое проявление состояния вашей души. Души вечной, которую Господь хочет исправить от этих повреждений. Возможно даже, с помощью тех самых излишне рьяных бабушек.

Бабульки церковные – это самый высококачественный лакмус наших страстей, которые рядом с добрыми и покладистыми людьми дремлют и не вылезают на поверхность. А вот бабулечки словно пылесосом высасывают душевные гадости. Что им за это будет – не наше дело. Думаю, Господь найдёт нам и им оправдание. Так и мы молим Его всегда: «Научи мя оправданиям Твоим».

Но главное, что Бог судит по намерениям, а не по зажжённой свече. И вообще свечи лучше ставить на литургии. Я тоже работала в храме и сталкивалась со строптивыми прихожанами – для своего смирения. Подобные случаи являются уроком обретения смирения, оправдания и доброты. Кто этот урок лучше усвоит, тот и Божий человек.

Можно было бы много ещё доводов привести, ведь это вечные проблемы. И очень хорошо, что Яна поделилась ими.

Из письма Татьяны Б.

Расстроенная женщина спешно покинула храм

Церковные бабушки – это настоящий православный фольклор. С одной стороны, их чудачества вызывают улыбку, а с другой… Подумайте, сколько людей отворотили от церкви такие вот решительные бабуськи, придерживающиеся не столько православия, сколько каких-то диких суеверий.

До сих пор помню случай в одном из женских монастырей. Великим постом на вечерне заглянула в монастырь женщина средних лет. Хотела поставить свечечку, но вот беда – ни одна свечка не горела в это время на ближайших подсвечниках. И тогда женщина зажгла свечу от лампады.

Тут же подлетела бабка, затушила свечку и начала отчитывать растерянную женщину. Я вступилась, но бабулька уже вошла в раж, досталось и мне. А проблема-то яйца выеденного не стоила – ну подумаешь, свечу от лампадки зажгли. Однако бабка уверена – это страшный грех, нельзя так делать.

Расстроенная женщина спешно покинула храм. А я подумала: хорошо, если она сильный человек и найдёт другую обитель, где прислуживают адекватные бабушки. А если человек больше никогда не заглянет в православный храм? Решит из-за одной бабки, что все христиане злые, а значит, и Бог плохой. Может погибнуть очередная христианская душа – и всё из-за одной дурной бабки.

Кстати, та бабуся потом на меня ещё нажаловалась монахине, следящей за порядком в храме. Я объяснила матушке, что бабуся продемонстрировала не христианскую любовь, но агрессию по отношению к женщине, возможно, отворотив её от храма. Монахиня согласилась со мной. Видимо, потом она поговорила с бабусей, потому что та в дальнейшем, завидев меня, поджимала губы и отворачивалась.

Советую не обращать внимания на таких бабусь. Мало ли что они скажут и сделают – в храм мы приходим к Богу, к святым, к священникам, в конце концов. Они главные звенья цепи, не заменимые для нас. А бабуси… Бог с ними, их уже не переделать.

Из письма Г.Г.

Я и вправду чего-то не учла

Прикасание чужих людей к твоим вещам, конечно, неприятно, будь то свеча или сумка. Но разрушить нашу связь с Богом ни одной старушке не под силу. Если, конечно, она есть, эта связь. Тогда можно вообще не зажигать свечу, или она погорит всего секунду. Пламя свечи – это символ лично вашей веры и любви к Богу. А настоящая связь с Богом – не свеча, а причастие. Можно не зажигать свечи, можно даже не вносить пожертвований, церковь это позволяет. К желанию жертвовать приходят несколько позже, когда установится эта пресловутая связь.

Вообще давно заметила, что люди придают очень большое значение высказываниям и действиям церковных старушек, из-за которых порой обижаются на всю церковь. Отец Димитрий Смирнов так иронизировал по этому поводу: «Меня в прошлом году обхамили в булочной, так я с тех пор хлеба не ем». Если я еду в тесном трамвае, а меня какая-то тётка поучает, что мне надо встать боком, потому что я слишком толстая, и вообще, в такси таким ездить надо, – я всё равно доеду туда, куда мне нужно, что бы там кому ни показалось. Так же и в храме. В первую очередь надо душу свою спасти, поэтому мне хоть поперёк порога ложись любая бабка!

Но в иных случаях подойду к батюшке, поинтересуюсь: может, я и вправду чего-то не учла, и нужно это исправить. Обидного в этом нет ничего. А если всё в порядке – нужно в следующий раз обойти бабку-всезнайку по дуге, и пускай себе шипит на здоровье.

Из письма Киры

Я к церковным бабулькам отношусь насторожённо

Меня покоробило отношение Яны к другим людям в церкви, пусть даже не слишком ей симпатичным. И выражения какие – «твари», «свечки обрежут и снова на продажу пустят»… Яна, мне стыдно за вас. Вы за копеечную свечу готовы удавиться. Так нельзя.

Я очень долго хожу в один храм. Начиналось всё с молельной комнаты, все деньги уходили на строительство церкви. И мы, женщины у подсвечников, гасили недогоревшие свечи – для того чтобы поставить их на вечернюю службу. То есть использовали огарки, чтобы было не совсем скудно в комнате и продлилась молитва человека, поставившего утром эту свечу.

Хотя признаюсь честно: я церковных бабулек не то что бы не люблю, но отношусь к ним насторожённо. Иной раз они и меня выводят из себя, но в этом случае я им прямо говорю, что пожалуюсь батюшке. Они мне тоже в ответ кричат, что, мол, работа у них такая. Не обращайте внимания – они не злые, а скорее усердные. И в усердии своём иногда краёв не видят. Я с недавних пор перестала на бабок обижаться всего из-за одного случая.

Поцапалась однажды с бабулькой около подсвечника из-за того, что я была в пальто с глубокой шлицей. На следующей службе бабушки уже не было – она умерла. Так неудобно.

Из письма Марины,
г. Брянск

В храмы ходит множество эзотериков

А мне интересно: как долго свечам можно гореть не потревоженным? И не понимаю, зачем вообще ставить свечи за здравие, за упокой. Если это лишь символ, какой тогда смысл в свечах? Лучше просто подать на храм, не получая взамен свечу, которая не несёт никакого прямого духовного действия. Почему нельзя обойтись только денежными пожертвованиями?

К тому же нельзя забывать, что свеча – это пожертвование в Московскую патриархию, а люди до сих пор верят в то, что это важный элемент молитвы. Получается, прихожане свечи купили, молятся, а у них то свечки отбирают, то подносы для сбора денег под нос подсовывают. Понятно, что храм содержать нужно и священнику тоже необходимо на что-то жить. Но всё равно воцерковлённые бабушки всё время чужие свечки хватают. Даже единственную горящую. Почему у них ручки чешутся?

Думаю, этому поведению есть ещё одно объяснение. В храмы ходит множество эзотериков, которые занимаются своими чёрными делами. Им в рамках обряда чужую свечу потрогать просто необходимо. Что же удивляться, что не всем людям это нравится? Поэтому лучше свечки вообще не ставить. Деньги пожертвовал – и молись спокойно, в церкви и без того свечей хватает.

Из письма Милены,
Москва

Прошли мимо огромного и сложного мира

Зажжённая свеча у иконы – это ваша жертва на храм и напоминание, что от вас людям должны идти тепло и свет, как от этой свечи. Что перед Богом вы должны стоять, как свеча, прямо и благоговейно. И всё, никакого сакрального значения свечи не имеют. С того момента как вы поставили свечу, она уже не ваша, вы принесли её как материальный знак Богу, это жертва на храм. Простите меня, но заблуждение насчёт свечей очень распространённое, приходится людям годами объяснять элементарные вещи. Я служу преподавателем воскресной школы около тридцати лет и не перестаю удивляться, насколько живучи некоторые представления о Церкви.

Яна, очень жаль, что у вас такое примитивное понятие о духовном мире. Значит, если у вас нет свечи, то и святые не услышат? Им, очевидно, без свечки вас не разглядеть? А если свеча ваша и только ваша, то какой смысл в вашей жертве? Вы для себя лично хотите благ. Это торгашество, а не христианство.

Вы пишете, что каноны устарели, но они устареть не могут. Церковь основана Христом, мы можем только сохранять то, что дано нам Богом. А также следить, чтобы модные реформаторы сильно не искажали Божии заповеди в угоду современности.

Многие люди хотят от Бога примитива: пришёл, свечу поставил, желание произнёс. А кому посвящена церковная служба, зачем кадят, что сказал священник – да кому всё это надо! Мне нужно от Бога исполнение желаний или прощение грехов. А что Богу от меня надо – извините, это не ко мне. Он там Себе Церковь придумал, а со мной не посоветовался, какой ей быть.

И это очень грустно. В воскресную школу часто приходят взрослые люди и удивляются, что столько лет ходили в храм, а ничего не видели, не понимали. Прошли мимо огромного и сложного мира. Так же люди проходят мимо мира живописи, музыки, языков и математики. Не утрудились вникнуть даже в области, которые чуть-чуть посложнее примитива. А религия вообще не может быть примитивной, религиозная «попса» – это гибель души. Не скользите на уровне «меня бабка отпугнула», не позволяйте случайной неумной реплике препятствовать вашей встрече с Богом.

Будете смеяться, но причины поведения бабушек у подсвечников бывают самые разные. Иногда переставляют свечи из эстетических предпочтений. Например, по краям стоят маленькие, а в середине высокие. Или если рядом с высокой свечой стоит свеча поменьше, то высокая может оплавиться в середине и наклониться. А если вовремя не убрать догорающую свечу, то она догорит до донышка, и потом её трудно будет выковыривать из подсвечника. А если свечей много, одну уберут, на её место поставят ту, которой места не хватило, например вчера. Для этого у бабулек специальные ящички стоят, на праздник свечей значительно больше, чем мест на подсвечниках.

Если вы зажигаете свечу от лампадки, воск часто капает в лампадное масло. Этой бабусе потом чистить лампаду, вот и всё. Ни на кого налетать не надо, это ничем, кроме обид, не заканчивается. Если нет горящих свечей, надо ту же бабусю спросить, как лучше поступить.

Увы, всё меньше людей молодого поколения ходит в храмы, где «ничего не понятно и нас обижают». Если так и дальше продолжится, скоро не будет никаких церковных порядков, потому что некому их будет соблюдать. Можно переключиться на синагоги и мечети. Там церковных бабок нет по определению. Зато есть крепкие мужчины, которые вежливо, но непреклонно отведут вас на определённое для женщин место. И у вас не будет никакого повода обижаться.

Из письма Ирины,
Белоруссия

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №35, сентябрь 2021 года