СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Небо и земля День рождения девять раз в году
День рождения девять раз в году
19.01.2022 14:48
Одна красивая старинная традиция

День рожденияЗдравствуйте, «Моя Семья»! Начала читать газету пять лет назад, и теперь могу смело сказать, что вы стали моим самым любимым изданием. Не пропускаю с тех пор ни одного номера, читаю всё от корки до корки. Нравятся все рубрики, все подборки материалов. А написать вам решила впервые. Дорогая редакция, очень прошу – передайте моё письмо батюшке Александру Дьяченко. Надеюсь, он всё объяснит, даст ответ на мой вопрос.

Я человек верующий, хотя не могу себя назвать воцерковленной. Как и многие люди, ходящие в храм, прекрасно понимала разницу между днём рождения и именинами. Нередко люди поздравляют друг друга также и с днём ангела. Долгое время по незнанию я считала, что именины и день ангела – это одно и то же, просто синонимы, но недавно услышала от знакомых, что это хоть и похожие, но всё же различающиеся по смыслу даты. И относиться к ним следует тоже по-разному. Но как именно, мало кто объясняет толком.

Батюшка, очень прошу вас, уделите мне немного времени, потому что я никак не могу понять, в чём здесь разница. Разъясните, пожалуйста, как правильно понимать день именин и день ангела и как конкретно их следует проводить.

Простите за такое короткое и сумбурное письмо. Очень волнуюсь. Храни вас Бог!

Из письма Елены,
г. Киров

Комментарий священника

Здравствуйте, уважаемая Елена! Вы поднимаете очень важную и вместе с тем интереснейшую тему – человеческое имя. Имена даются нам родителями, порой в этом деле принимают участие дедушки с бабушками. Но последнее слово всё равно остаётся за папой и мамой.

Вспоминаю, как мы с супругой ломали головы: как родители назовут наших внучек? Отец девочек спорил меньше всех, но, отправляясь в загс, давал новорождённым имена, которые ему нравились больше всего. Ещё в детстве он влюбился в образы героинь фильма «Гостья из будущего». Так у нас в семье появились Алиса и Полина.

Нередко спрашиваю родителей, которые крестят в нашем храме ребятишек, почему они решили назвать дитя именно так, и в ответ чаще всего слышу, что им просто понравилось имя. В прежние времена существовала традиция, особенно в отношении мальчиков, называть новорождённого в честь дедушки или бабушки. Сегодня родственные связи уже не так крепки, и старый обычай исчезает.

Человек получает имя, а когда земная жизнь завершается, через некоторое время о нём забывают. Исчезает память, а спустя столетия зарастает могила. А главное – нет общения с душой усопшего, если, конечно, он не был крещён в церкви. Совсем другое дело, когда над человеком совершается Таинство крещения, во время которого он, как говорили в древности, получает «святое имя».

Вот и наши девочки при крещении получили святые имена. Поскольку старшая Алиса родилась вскоре после дня памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, то крестили её как Елисавету. Полина по тому же принципу стала Пелагией. Это церковные имена, с которыми девочки всякий раз на литургии предстают пред Богом, принимая Святые Дары.

Церковные имена – это уже не просто сочетание звуков, а имя, с которым человек проживает жизнь здесь, на земле, и с которым его душа не разлучается и в вечности. Словно душе задаются определённые координаты, по которым её можно отследить во вселенной. Даже через тысячу лет после кончины святого человека мы обращаемся к нему в молитве, и эта молитва увязывает нас с ним в единое целое. Через молитву мы выходим на связь с усопшими предками. Они знают о нас. Наши молитвы могут оказать реальную помощь душе любого, кто когда-либо присоединялся к Церкви. Отсюда вывод: нужно знать своих предков и передавать эти знания потомкам. Ведь кто-нибудь должен молиться и о нас с вами.

В Русской православной церкви во время Таинства крещения принято давать крещаемым имена святых, которые внесены в церковные святцы. Человек в этот момент вступает в Церковь земную, где при крещении получает восприемника, которого мы обычно называем крёстным отцом или матерью. И одновременно с этим присоединяется к Церкви небесной, или торжествующей церкви святых. Обязанность крёстного – учить крестника вере в Бога, а святого, имя которого будет носить человек, мы просим о сугубом попечении за него перед Господом и всей Церковью. Мы молимся своим святым и через молитву поддерживаем с ними связь. А они, как наши старшие братья и сёстры, угодившие Богу своей жизнью, молятся о нас Господу.

День памяти святого, чаще всего привязанный ко дню его кончины, является нашими именинами. Казалось бы, нонсенс – праздновать день смерти. Однако мы это делаем, потому что кончина праведника есть праздник, вход его души в Царство Небесное. Недаром до сего дня, прощаясь с усопшими, мы постилаем перед гробом еловые веточки или живые цветы. При этом похороны из трагедии превращаются в торжество. Конечно, при условии, что усопший своим образом жизни подтвердил, что он был христианином.

Но день памяти святого может и не совпадать с днём рождения. То есть человек волен избрать того святого, который лично ему ближе. Единственным условием остаётся совпадение имён. В случае с моими внучками получалось, что святых с именами Алиса и Полина не существует. Но если вдруг мои внучки станут святыми и впоследствии их имена внесут в святцы, мы получим возможность крестить детей с именами Алиса и Полина. Вспомним, что князь Владимир в своё время был крещён с именем Василий, а князья Борис и Глеб крестились как Роман и Давид. Когда Церковь прославила их в сонме святых, мы стали крестить детей в честь святых князей с их прежними славянскими именами.

Когда наступает день памяти вашего святого, вы становитесь именинником. Поначалу именины празднуются наравне с днём рождения, а потом по значимости перерастают его. Поскольку день рождения – это праздник сугубо семейный, а день памяти святого отмечается со всей церковной полнотой.

Елена, нередко память одного святого или святых с одинаковым именем в течение года празднуется несколько раз. Например, Елены отмечают именины девять раз в году: 28 января, 19 марта, 3 июня, 8 июня, 10 июня, 24 июля, 10 августа, 17 сентября и 12 ноября. Поэтому встаёт вопрос, какую именно из этих дат выбрать днём именин. Делается это так – если крестим малыша, то его именины выпадают на ближайший день памяти святого ко дню рождения ребёнка. В случае крещения взрослого именинами становится праздник, ближайший ко дню крещения. Остальные дни памяти святого тоже не возбраняется праздновать, но главные именины по традиции выбираются именно так, как сказано выше. Единственный нюанс: именины, которые выпадают в Великий пост на будний день, переносят на ближайший выходной.

Часто, поздравляя человека с именинами, произносят: «Поздравляем с днём вашего ангела». Это лишь красивая традиция, смысл которой требует некоторого уточнения. Раньше «ангелом» называли также и человека святой жизни. Но нужно помнить, что человек – это не ангел, мы объединяем в себе материальное тело и одухотворённую душу, ангелы же принадлежат миру духовных сил. Ангелы бессмертны, а человек умирает телом, бессмертна лишь его одухотворённая душа, которая осмысляет себя, помнит, знает своё имя. В загробном мире душа находится в состоянии ожидания воскресения из мёртвых в день, когда она получит новое духовное тело. Как это произойдёт, мы можем только предполагать. Ангелы в телах не нуждаются. Они другие, но, как и мы, принадлежат Церкви.

День ангела, в отличие от именин, – это всегда день вашего крещения. По преданию, человек именно в этот день получает ангела-хранителя. Хотя я крестился лишь в тридцать, до этого было несколько случаев, когда мог погибнуть, и сам факт того, что я дожил до дня крещения, говорит, что Бог хранил меня всегда. Оглядываясь на путь, которым я шёл к священству, убеждаюсь, что промысел Божий совершается и над некрещёным человеком.

Нередко людей называют и крестят в честь ангелов. Нам известны имена некоторых из них, например Михаил, Гавриил. Именины людей, носящих имена ангелов, приходятся на 21 ноября, день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В описаниях житий святых существуют упоминания, что душу усопшего христианина встречают и сопровождают ангел-хранитель и святой, чьё имя умерший носил при жизни. Не случайно в ежедневном молитвенном правиле мы обязательно обращаемся и к своему святому, и к своему ангелу-хранителю.

Елена, самое главное, если есть возможность, то и в день именин, и в день ангела надо посещать храм, исповедоваться и причащаться святых Христовых Таин. Эти дни – ваши праздники. Но чтобы они принесли духовную пользу, проводить их следует благочестиво.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №2, январь 2022 года