Народ-первопроходец |
08.02.2022 00:00 |
Как я отвечал за культуру ![]() – Сослан, нам будет приятно, если вы нас поздравите, – сказали евреи Осетии. – Не вопрос. – Сколько стоит ваше выступление? – Нисколько. Я же не стендап-комик, артист, певец или ведущий. Среди ваших много моих друзей, мой близкий товарищ и коллега – еврей, так почему нет? Поздравлю, посмешу, расскажу, как в Израиль ездил. – То есть дорого. – То есть бесплатно. – А вы умеете торговаться. – Так. Кто еврей? Вы или я? – Ой-вэй, мы уже сомневаемся. Так искренне меня редко хвалили. Короче, пришёл я поздравлять евреев с их Новым годом. Даже выучил пару фраз на иврите. Празднование выглядело прекрасно: на террасе отличного ресторана все пили, ели, танцевали, пели. Периодически гости – представители разных диаспор, которых в Осетии о-очень много, причём все дружны между собой, – выходили к микрофону и поздравляли евреев. Выглядело это примерно так: – От общества «Русь» поздравит нас… Выходит представитель общества «Русь», говорит, как много культурных и исторических связей у евреев и русских, и дарит музыкальный подарок. Кажется, пели наши чудесные казаки из станицы Архонской. Все хлопают, подпевают и танцуют. Кто-то свистит. – От общества «Прометей»… Выходит красивая женщина, жгучая и яркая, и говорит, как рада отмечать с евреями их Новый год, как много связывает греческий и еврейский народы, которые исторически… – И эта песня от всех греков Осетии – всем евреям Осетии! И поёт. Все танцуют. Потом были грузины с картули, армяне с шалахо и татары с чак-чаком. Все напоминали о крепких исторических связях и дружбе. Туркменский юноша в халате и тюбетейке спел под дутар что-то, кажется, о бескрайних степях. Две еврейские старушки плакали от умиления. А я между тем немного нервничал. Потому что за столами, за кулисами и возле сцены не наблюдал представителей осетинской культуры. Ни джигитов с острыми кинжалами, ни прекрасных певцов во фраках, ни волооких дев, готовых станцевать «девичий танец», ни даже юных барабанщиков-доулистов, которые украсят любой праздник от Рош ха-Шана до Дня взятия Бастилии. То есть, судя по всему, за культурное направление от всех осетин отвечал я. Это было тревожно. Жду команду от ведущего. И вот все диаспоры закончились. Все поздравили, кроме нас. – От осетинского народа… Опережая меня, к микрофону рванул мэр Владикавказа. Поздравил, сообщив, естественно, о крепких исторических связях. Ну, думаю, теперь мой час! Ан нет. – Также нас хочет поздравить представитель «Стыр Ныхаса»! Для иногородних поясняю. «Стыр Ныхас» – это осетинская общественная организация, объединяющая уважаемых представителей старшего поколения. Естественно, все аплодируют. Встаёт красивый, солидный, ну, не старик, но пожилой мужчина. С бокалом. И очень проникновенно говорит: – От всего осетинского народа хочу поздравить еврейский народ с праздником! Все хлопают и поднимают бокалы. – Великий народ, народ-первопроходец! Бокалы взмывают ещё выше. – И этот народ, несмотря на трудности и преграды, всегда идёт вперёд! У евреев уже нет сил тянуть бокалы выше, но они стараются. Хотя руки у многих закончились. – И вот они шли, шли, шли… И вдруг споткнулась. Я в это момент ел форшмак. И был немного евреем. Так что весть о препятствии на нашем пути меня насторожила. Да и все напряглись. Бокалы опустились чуть ниже. – Но… они встали! И снова пошли. Все присутствующие выдохнули. А рано – потому что старший ещё не пояснил, куда шли евреи. А значит, всякое возможно. – Однако они снова споткнулись… Бокалы вниз, улыбки долой. – Но встали и пошли. И вдруг… Качели с бокалами продолжались уже секунд тридцать. Вверх – вниз. Что ждёт евреев в конце этого тоста, не предсказал бы никто. Мэр Владикавказа тихо попрощался и ушёл. Одна пожилая женщина поставила бокал на стол и громко прошептала: – Давайте уже сразу конец. Интересно же, куда мы идём. Самое ужасное, что я понимал: после такого сеанса мне лучше не выходить. Тут надо снова выпускать казаков с туркменом и татар с чак-чаком. Лечить психологическую травму у всей диаспоры. Уважаемый старший, видимо, тоже понял, что пора как-то выруливать с этого опасного для евреев пути и завязывать с неопределённостью. И неожиданно перешёл на деловой тон: – Я это к чему? Все под Богом ходим. Он нас бережёт, но под ноги надо смотреть и самим! Воистину, это было мудро. Все выпили, и к микрофону выпорхнул я. Не буду придумывать, что мне с трудом удалось вернуть публику в русло веселья. Оптимистичный народ, сами справились. Поздравил, пошутил, рассказал о впечатлениях от Израиля, и тут та самая женщина, которая хотела узнать финал тоста, говорит: – Сослан, вот у вас скоро концерт с нашим юмористом Гутиным. Там будет так же весело? – Не настолько. – Почему? – Там по билетам. И все засмеялась. Хороший праздник! Сослан ПЛИЕВ, г. Владикавказ Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru Опубликовано в №5, январь 2022 года |