СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Родня На эту свадьбу никто не поедет
На эту свадьбу никто не поедет
04.03.2022 16:48
Голубые глаза невесты полны слёз

На эту свадьбуЗдравствуйте, редакторы любимой газеты! Не знаю, напечатаете ли вы это письмо, но в нём всё правда. Мне 72 года, никогда и никуда я не писала, а вам решила написать. Много лет не даёт покоя эта история. Произошла она, когда мне было 12 лет, но чем старше становлюсь, тем явственнее она всплывает в памяти. Даже через 60 лет забыть полные слёз глаза невесты невозможно. Но начну с самого начала.

Моя мама из деревни, с шести лет её растила и воспитывала бабушка. Уехать из сельской местности было практически невозможно – документы в сельсовете не давали. Но бабушка продала корову и помогла внучке уехать в город, когда той исполнилось 16 лет. Мама устроилась нянькой в дом к врачам: убирала, стирала, готовила и присматривала за двумя мальчиками-близнецами. На свою жизнь она не жаловалась. В семье к ней хорошо относились, дарили подарки, и мальчики её любили.

В городе мама вышла замуж, устроилась на работу, училась. В 1941 году, в мае, родилась моя старшая сестра. А уже 23 июля в их город вошли немцы. Маминого мужа, военного врача, расстреляли в первые же дни. Мама ушла с ребёнком из города в свою деревню. Но в деревне тоже стояли немцы, и жилось там тяжело, голодно и страшно.

После Победы мама вернулась в город и вышла второй раз замуж.

Взяли участок земли, стали строиться. Денег не хватало, материалы доставали с трудом, но дом построили. Родилась я.

Стали к нам приезжать родственники из деревни – родные, двоюродные, потом троюродные братья. Мама старалась помочь всем. Пускала пожить, прописывала. Все её любили и уважали.

Помню, первым приехал Сергей после службы в армии. Потом Виктор. Он служил на подводной лодке и однажды после того, как лодка долго не могла всплыть, стал сильно заикаться. Красивый молодой человек в морской форме – и заика. Женившись, Виктор переехал к жене.

После него пришёл Николай. Он у нас прописался, но не жил – снимал комнату в центре города. Устроился на работу и вскорости решил жениться. Привёл невесту к маме знакомить, звали её Надя, всем нам она понравилась. Красивая девушка, глаза, как две незабудки, голубые-голубые, две длинные русые косы.

Назначили день свадьбы, мы были приглашены. Я очень радовалась предстоявшему торжеству. И вот назначенный день пришёл, мы все собрались ехать в деревню. Вдруг прибегает Николай и просит маму сказать всем, что его срочно вызвали в военкомат на сборы. Мама сразу поняла, что Николай врёт, но сказать пообещала.

Через пару часов приехала машина с куклой на капоте, вся украшенная шарами и лентами, из неё вышла невеста со своим папой. Невеста была такая красивая – венок на голове, фата, белое платье…

Сообщив, что Николая вызвали в военкомат, мама смотрела в пол, не могла поднять глаза на невесту. Даже мне, 12-летней, было очень стыдно. Я смотрела в лицо Нади и видела, что её голубые глаза полны слёз. Отец держал её за руку, лицо бледное, ему было больно за дочь и за себя.

Они уехали, и у нас дома стало тихо, как после похорон.

Николай явился на следующий день, позвал нас уже на другую свадьбу. Оказывается, у него в деревне была девушка Настя. Мама ему отказала и долго стыдила. Но эта свадьба состоялась. Мы не поехали. Мама обзвонила всех городских родственников, объяснила, что случилось, и никто из них тоже не поехал.

И только много лет спустя, уже на моей свадьбе, мы снова встретились с Николаем и познакомились с его женой. Его не звали, но он приехал. Пара получилась красивая, жили они тогда очень хорошо, только вот глаза у Насти были очень грустные.

Потом мы долго с Николаем не пересекались, дочка моя успела вырасти, ей было уже лет двадцать. Ехали с ней с рынка, стояли на остановке с сумками. К нам подошёл пожилой, уставший человек – Николай.

Разговорились, я спросила о Насте. Николай сказал, что Настя умерла от рака, намучившись перед смертью. У Николая растёт сын, ему 18 лет, мальчик инвалид, нет кистей рук – таким родился. Поздний, долгожданный ребёнок. Денег на жизнь катастрофически не хватает, Николай на пенсии. Я спросила о пенсии сына – оказалось, парень сильно пьёт, даже за паспортом пойти и оформить пенсию не в состоянии. Отца ненавидит.

– Вот и жизнь прошла, – сказал Николай, встал и поднялся в автобус.

Больше мы с ним не виделись.

А Наденьку, первую невесту Николая, я встречала. У неё две доченьки, уже большие, такие же красивые, как мама.

Из письма Я.В. Казаневич,
Белоруссия
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №8, февраль 2022 года