СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Так не бывает О чём говорят на цифровых кухнях
О чём говорят на цифровых кухнях
16.03.2022 14:55
О чём говорят– С вас семьсот рублей, – с неуклюжим оттенком вины произнесла парикмахер, опустив натруженные, потемневшие от времени ножницы.

Успел подумать: «Ещё вчера было шестьсот». И она тут же добавила:
– Так ведь Украина…

Усмехнулся и махнул рукой. По пути домой размышлял о том, что санкции ввели только вчера, что ножницам этим не менее тридцати лет, а их уже приравняли к полупроводникам, сделанным в Японии или на Тайване.

Вспомнил ещё и о таксистах, десятикратно завысивших цены после теракта в метро, и о рынках в блокадном Ленинграде, где золотое обручальное кольцо уравнивали с краюшкой чёрствого хлеба. А что, собственно, изменилось в подобных правилах игры? Получается так, что ничего не изменилось?

Предчувствуя последующие события, разместил 23 Февраля на своих страницах в соцсетях открытку: Штирлиц бьёт по голове бутылкой коньяка эсэсовца Холтоффа и надпись «С Днём защитника Отечества!». Казалось бы, всё правильно. В чём сомневаться? Кого обвинять? Кого защищать?

Чертополох нацизма в самых разных странах и весях расцветает на почве внешне тихой обывательщины. Кажется, что кукловоды, прежде чем бросить «коричневые» семена, тщательно присматриваются к тамошнему обывателю и прогнозируют: «Вот тут точно прорастёт. А тут – нет… А тут надо ещё подождать, поработать, унавозить».

В представлении российской публики до самого недавнего времени превалировало мнение, что Украина делится по Днепру на левобережную, дружественную нам, и западную – скажем так, не очень братскую. Украина тем временем давно представляла собой «лоскутное одеяло». Некоторых искренне изумило, что, например, Днепр (Днепропетровск) – не меньший очаг украинского национализма, чем Львов, и что человек с фамилией Грищенко может быть российским патриотом, а человек с фамилией Иванов – щирым бандеровцем.

Американцы унавозили украинскую почву сверхдобротно. Что самое страшное – многомиллионный обыватель сам лично не маршировал с портретами Бандеры, не стрелял и даже не скакал. Он сидел дома и кушал вареники, сало. Я не припомню, чтобы кто-нибудь из моих тогдашних украинских подписчиков горевал или возмутился тем, что населённые пункты Донбасса и Луганщины обстреливают, что регулярно гибнут старики, женщины и дети, что надо остановить войну. Не получал от них сообщений с сочувствием, пониманием, поддержкой… Для них всё было хорошо, их всё устраивало.

Случались споры в соцсетях, и на мой аргумент – вот, мол, у вас проспект Бандеры, улица Шухевича, – звучало: «Та ерунда какая! Блажь! Пройдёт… Ты приезжай. Горилки выпьем!»

Многолетняя тишина и блажь.

И вдруг грянуло, и начинаю получать другие послания: «Молись за мою внучку, как за свою дочь. Нас поливают градами и ураганами».

Далее десяток ссылок, все на «Фейсбук». Открываю – сплошь бандеровский фальсификат. Военный опыт, профессиональное чутьё мгновенно срабатывают: вижу в кадре допрашиваемого якобы «российского полковника» – а судя по роже, это вылитый херсонский алкаш. Даже отвечает на суржике. В Российской армии такие давно не служат. Для кого эта стряпня?

А вот что пишет украинец своему родному брату в Россию: «Слава Украине – русский гриль джавелинами и британскими птурами очень хорошо получается!»

«Не пиши мне больше никогда!» – отвечает брат из России.

Вот и всё. «Не брат ты мне…» Грустно.

«А вы, оказывается, гад и подлец, Владимир! Путин бомбит мирную Украину. У вас мозги отсохли? Какой Донбасс? Донбасс восемь лет бомбила и продолжает бомбить Рассея! Меньше зомбоящик свой смотрите. Харьков весь уже разбомбили! Это украинцы? Лукашенко со своей территории пуляет градами по Чернигову!..»

Пишу в Чернигов человеку, которому доверяю. В ответ: «Да нет же. Относительно тихо. Взорвали здание СБУ и нефтебазу на окраине города. В город войска России не заходили. И даже интернет есть».

Вообще, у меня на разных ресурсах в сумме около ста тысяч подписчиков. Среди них жители Украины на сегодня – самые «стерильные» в смысле элементарных представлений о России. Я бы назвал это величайшим совместным достижением Запада и украинского режима. Четверть века назад подобную степень непонимания невозможно было даже представить.

Спрашивается: неужели из большой любви к своему украинскому народу нацисты устанавливают орудия и бронетехнику во дворах жилых домов, прячутся в школах, детских садах и даже в родильных домах, а отступая, минируют даже детские площадки?

Кого действительно жаль? Вот сообщение пожилой матери моего питерского друга: «Я на огородi була. А воно як грохнуло, я аж присила. До часу ночи на трасi чи в маячанськй балцi були боi…»
Детей жалко. И я молюсь за маленьких украинцев, как за свою дочь.

Киевляне ночуют в метро. Проклинают войну. Восемь лет жили спокойно, сидели в кафе, ресторанах… Ну, разве что иногда видели марши нациков, так они же им не мешали. Какое киевлянам дело до Донецка и Луганска? А как случилось, так сразу: «А нас-то за шо?» Они искренне не понимают, «за шо» их.

В Харьковской области наши военные, заняв окраину города, нашли и полистали кем-то брошенные современные учебники истории Украины. И поняли, кто бы здесь вырос через двадцать лет, причём не во Львове, а в Харькове!

А вот комментарий под моей антифашистской открыткой, в которой, кстати, ни слова об Украине: «Вы хотите нас уничтожить, а сплотили нас ещё больше! Я, между прочим, русская!»

А ведь на открытке всего лишь Штирлиц бил Холтоффа бутылкой по голове. Восемьдесят лет назад. Неделикатный вопрос: вокруг кого (чего) вы там сплотились?

Друг из Севастополя, увидав на экране интеллектуальное лицо очередного бандеровского «политолога», пишет: «Вот ещё один представитель современного украинского уряду. Во времена моей ранней юности люди с таким внешним видом обычно катали напёрстки у ворот Центрального рынка в Севастополе, шулерски обыгрывали в карты отпускников в крымских поездах или стояли на аллейке с картонными табличками «куплю доллары». Все они пригодились годы спустя».

С некоторых пор укрепился в мысли, что в интернете большинство людей ищут не знания, а подтверждение своим заблуждениям, комплексам, страхам. Так, антипрививочник ищет убедительные доказательства, чтобы не привиться. Зачем лезть в дебри вакцинологии, где легко вывихнуть непрофессиональный мозг?

У сетевых обывателей возникает в сети ещё и иллюзия, что они в чём-то участвуют, на что-то влияют, что они приобщены, посвящены… Волшебная сила интернета: кто был никем, тот станет всем.

Иногда мне кажется, что любому из нас полезно задать самому себе очень неудобный вопрос: «А кто я есть такой, если отключат интернет?»

Вот письмо русской женщины из Северного Казахстана:

«…Владимир даже не одно десятилетие читала вас и ждала в «Моей семье», книги ваши лежат у меня, очень хотела последнюю заказать, но вы моё самое сильное разочарование в это не простое время. Я живу в северном Казахстане, такая же неоднозначная территория. Вы, прошедший авган, я думала мудрее. А тоже все НАТО хотите что-то победить. Ну так-то Украина не в НАТО, а РФ граничит с 5 странами с этого союза. Мне последние годы очень не нравилось, то что было на Украине, более даже горечь, но это не даёт права другой стране вмешиваться. Не получается кратко понесло, нас всех сейчас несёт…» (Орфография сохранена.)

Вспомнилось одно правило из памятки обывателю всех стран во время информационной войны: «Никогда не публикуйте информацию, в которой вы не уверены на 101 процент, а ещё лучше – не распространяйте чужую информацию вообще, хотя бы потому, что обстановка назавтра может измениться, мир станет другим, но вы так и останетесь врагами с друзьями или соседями».

За пределами понимания моей собеседницы из Казахстана – кто и зачем дестабилизирует обстановку в СНГ, то есть вокруг России, кто и зачем этот нацизм растит.

За пределами понимания людей, оторванных от Родины и покорно дрейфующих в чужих культурах, и другой вопрос: как жить без России? Они уже могут так жить, а мы – нет. О каком понимании тогда может идти речь?
И всё же в последнее время на все просьбы разъяснить ситуацию отсылаю собеседников к трём источникам: выступлению президента по поводу признания ДНР и ЛНР, выступлению президента по поводу начала спецоперации на Украине и выступлению постпреда России в ООН на заседании Совета Безопасности.

Яснее выразиться невозможно. Понятнее любого политического букваря. А непонимание в данном случае – это лишь явное нежелание услышать и понять.

Вот мнение современной молодой россиянки: «Вот так и досиделись, и долежались на своих кухнях. Чуть передел мира не проспали. А до этого проспали фашистов, вместе с геями марширующих по главным площадям. Мне очень жалко людей, которые умирают там в домах и подвалах, страшно это, но блин!.. Я всё равно позволяю себе думать и спрашивать их, почему, почему? Почему вы это хавали? В страшном сне не могу представить себе такое в своей стране. Чтоб 9 Мая запрещали «День Победы» петь. И чтоб мой ребёнок на русском не мог в школе учиться! Продали душу дьяволу. Причём за три копейки. И, кстати, я тоже всех отсылаю ещё раз слушать речь Путина. Два раза. А лучше три».

Мир стал другим и больше никогда не будет прежним. Нравится, не нравится…

Владимир ГУД,
Санкт-Петербург
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №10, март 2022 года