Расфуфыренная бабка
23.04.2022 20:26
А любовь свою большую я райкому передам

РасфуфыреннаяЗдравствуйте, уважаемые сотрудники любимой газеты «Моя Семья»! Мне 82 года, 43 из них проработала учителем начальных классов. Работу свою очень любила. Много раз собиралась написать и вот наконец пишу, хотя и стыдно перед вами – плохо вижу, глаза слезятся, руку сводит судорогой. Много вам придётся приложить сил, чтобы разобрать мою писанину.

В моей жизни три любимые деревни. Имени Карла Либкнехта – село моего детства. Шабанова Гора – деревня, где я после окончания педагогического училища работала два года. Там у меня появилась ещё одна мама – хозяйка квартиры, в которой я жила. Порой родная мать так не заботится о детях, как тётя Нина обо мне заботилась. А мне это было так нужно, ведь моя мама умерла рано.

Но самая любимая деревня – Погорелка Череповецкого района Вологодской области. Мы с мужем прожили вместе 53 года, и все – дружно. Самое счастливое время было, когда проводили лето в Погорелке, с 1990-го по 2015-й. Там мы вместе занимались огородом, выращивали цветы, общались с моими любимыми подругами.

С нами было трое старших внуков, я всячески старалась разнообразить их отдых в деревне. К ним примкнули и соседские дети, получился весёлый отряд. Сейчас у меня шесть внуков и правнук Димочка. Очень-очень жаль, что здоровье уже не позволяет бывать с ними чаще.

В советское время в Погорелке действовали разные предприятия: большой молокозавод, катавалка, где катали валенки, кожевенный цех, многочисленные мастерские, фермы. Работа везде кипела, было много молодёжи. Сейчас ничего этого нет. Поля пустуют, зарастают, больно смотреть. Хотя дома стали красивее, ухоженнее, их около шестидесяти. В деревне живут дачники.

Когда мы обосновались там, работал магазин, впоследствии сгоревший, потом лавка, приезжали две машины с продуктами раз в день, утром и вечером приходили маршрутки, асфальтовая дорога позволяла. Теперь ничего этого нет. Хорошо, если в семье имеется машина – дойти пешком до большого села не у всякого хватит здоровья.

Люди в деревне были добрые, трудолюбивые, приветливые. Обязанности старосты долгое время выполняла Галина Александровна, очень ответственный, умный и заботливый человек. Она организовывала в деревне общественную работу. Следила за чистотой территории около лавки в центре деревни. Регулярно проводила субботники: кто-то косил траву, кто-то подметал асфальт, сажали цветы, кусты.

В деревне есть пруд, из которого вытекает ручей, там оборудована специальная постройка для полоскания белья. Жители собирались вместе, чистили ручей, пруд. Трудиться было весело, радостно. Несколько позднее мужчины сделали сруб над источником, поставили крест, батюшка освятил. В пруду плавали утки с утятами, дети ходили их кормить. Но уже несколько лет пруд не чистят, он зарастает, постройка завалилась на бок, уточек нет. Нужны руки, а может, и техника.

Иногда в деревню приезжали самодеятельные коллективы из более крупных поселений. Пели, плясали, веселили народ, награждали отличившихся в общественных делах.

Но потом мы решили не ждать артистов, а сами проводить праздники и встречи. Выбрали удобный день, 21 сентября. Огородные работы в основном завершены, дачники ещё не успели уехать. Когда-то давно это был престольный праздник, Рождество Пресвятой Богородицы. Решили продолжить традицию – хотелось сплотить деревню, ближе познакомиться друг с другом, разнообразить огородные будни.

Думаю, в какой-то степени это удалось. Писали объявления о встречах, готовились. Всегда собиралось больше двадцати человек. Планировали, кто какое угощение приготовит, собирали немного денег…

У Галины Александровны пустовала большая дача. Там, в гостиной, за сдвинутыми столами, мы собирались много раз. Галина Александровна накануне и в день встречи топила камин, чтобы было тепло телу и душе. Готовили материалы для выступлений, изобретали костюмы, распечатывали песни, стихи, не забывали о сюрпризах.

В начале встречи обычно была небольшая торжественная часть, где отмечали отличившихся в общественных работах, поздравляли тех, у кого день рождения летом.

А теперь самое интересное. Мы инсценировали сказки, сценки, басни. Запомнилась сказка «Репка» – но не та русская народная, а переделанная на современный лад.

Изготовили костюмы. У Галины Александровны был сшит отличный костюм для деда. Посадил дед репку, ухаживал, выросла она большая-пребольшая. Позвал дед бабку репку тащить. Та приходит вся разодетая, расфуфыренная, не хочет тянуть репку, собралась на дискотеку. Позвал дед внучку, а она тоже модная, вся разрисованная, причёска разноцветная, кошмар. Отказалась помогать деду, спешит на тусовку с друзьями. Кошка тоже принарядилась, её пригласил на свидание чёрный кот, настоящий мачо. Жучке некогда тащить репку – собралась в соседнюю деревню к Полкану в гости. Мышка вместе с подружками помчалась на помойку, где выбросили сыр.

Загрустил дед, оставшись один. А репка сама смогла из земли вырваться, дед ей только помог слегка. И превратилась она в прекрасную женщину, подхватила деда под ручку и увела от бабки. Увидала это бабка и запела: «Вы пошли, так и идите, я мешать не буду вам. А любовь свою большую я райкому передам».

С этой сказкой мы ездили в другое село, выступали в клубе. Заработали аплодисменты и приглашение приезжать ещё.

Пишу и вспоминаю, какие смешные костюмы мы сооружали для разных сценок: «В аптеке», «Цыган и цыганка», «Из истории чая на Руси». Для сценки «Огородник» даже использовали очень вовремя выросший необычный кабачок – изогнутый, как хомут. Игравший огородника надел его на шею и сгорбился почти до земли.

У меня хранятся десять белых школьных передников, десять пионерских галстуков, десять красных пилоток – это тоже сценические костюмы. Мы, учителя и бывшие ученики нашей деревенской школы, составили стихи на школьную тему и своим «пионерским отрядом» выступали перед детьми и педагогами по разным праздникам.

Иногда во время выступлений мы загадывали загадки о жителях деревни, играли в различные весёлые игры. Жалко, не было гармониста, но нас выручал проигрыватель с большим количеством записей. Обязательно пели деревенские песни.

Эти воспоминания греют душу, пишу их в память об ушедших навсегда наших милых подружках. Может быть, в другой деревне какому-нибудь непоседливому активному человеку захочется взять с нас пример или сделать что-то своё, интересное, ведь так веселее жить. Сейчас большинство сидит целыми вечерами перед телевизором или в интернете. А куда интереснее общаться с живыми людьми – друг с другом. Человек без этого не может.

Из письма Валентины Викторовны Бахваловой,
г. Череповец, Вологодская область
Фото: Марина ЯВОРСКАЯ

Опубликовано в №15, апрель 2022 года