А ведь они тоже герои
30.06.2022 14:08
Оперировал в полевых условиях, без специальных инструментов

А ведь они тоже героиДобрый день, лучшая в мире газета! Очень надеюсь, санкции не повлияют на твой тираж, а в электронном виде ты всё так же будешь доступна всем твоим поклонникам, и не только в России.

«На что жалуетесь» – рубрика, посвящённая самому наболевшему. Несмотря на всю серьёзность данной стороны нашей жизни, на этой странице очень много позитивных и весёлых писем. Здорово, что читатели присылают их.

Просто не хватает слов, чтобы поблагодарить людей в белых халатах за терпение и человечность. Труд их тяжёлый, права на ошибку нет. Сейчас идёт специальная военная операция, по телевизору часто показывают наших военных, таких мужественных, смелых. Прямо в госпиталях их награждают, а за кадром стоят врачи, медсёстры, санитарочки – они тоже герои, которые сражаются каждый день, каждую минуту за жизни наших ребят, за их будущее.

Смотрю на это и вспоминаю наш военный госпиталь в грузинском городе Ахалкалаки, где я провела детские годы. Какие уникальные операции там делали, как точно ставили сложные диагнозы – ещё без современной аппаратуры. Ведь военная служба не обходится без ранений и болезней даже в мирное время.

Да, случалось разное. Нередко жулики лезли за добычей на военные склады, которые были заминированы. В итоге получали серьёзные травмы, даже приходилось ампутировать руки или ноги – и это в лучшем случае.

После очередной попытки воровства, повлекшей за собой новый взрыв и новый труп, руководство штаба дивизии разозлилось. Поступил приказ: положить останки этого любителя лёгкой наживы на брезент и строем провести мимо него всех военнослужащих. Женщины от ужаса падали в обморок. Все получили суровый урок, но это помогло лишь ненадолго.

Очень часто на втором этаже, в операционной, свет горел всю ночь. Туда попадали и гражданские, специально приезжали из города, ведь наши военные врачи действительно творили чудеса, опираясь только на свои знания и опыт. Вертолёта у нас не было, везти в столицу Грузинской ССР – не ближний свет. С самыми сложными проблемами наши медики справлялись сами.

Довелось попасть и в наш военный госпиталь в Тбилиси. Там врач сразу поставил точный диагноз, задав лишь пару вопросов. Потом мне сделали УЗИ, и его слова полностью подтвердились. Профессионализм!

Когда в 1988 году в Ленинакане произошло землетрясение, наши военные с 62-й базы одними из первых прибыли разгребать завалы, спасать жизни. Врачи нашего госпиталя оказывали помощь пострадавшим. Страшно вспоминать об этом ужасе, стихия практически уничтожила город, но кому-то посчастливилось выжить. Этих людей доставали из-под завалов, оказывали первую помощь, потом развозили по больницам.

Подземные толчки продолжались, а помощь уже спешила в Армению отовсюду. Приезжали и спасатели с собаками, и доктора, даже из других стран. Кстати, годы спустя я много читала об этом событии, смотрела фильмы и фото, но почему-то все громко кричали о западной помощи жертвам землетрясения, а о том, что делали наши военные и медики, очень мало упоминаний. Грустно видеть такое отношение.

Моя мама трудилась в медчасти, я часто приходила к ней на работу. На втором этаже того же здания находился медсанбат, там работал один хирург, удивительный человек. Его коллега, врач-терапевт, рассказала: этот хирург однажды в полевых условиях сделал трепанацию черепа без специальных инструментов! И прооперированный солдатик выжил, хотя у него было крайне тяжёлое ранение. К сожалению, сам этот доктор в своё время потерял сына, медики не смогли спасти.

Надо понимать: я пишу о тех годах, когда у врачей и близко не существовало всей сложнейшей аппаратуры, которую применяют сейчас. Да вся наша жизнь в гарнизоне на территории Грузии была тяжёлой, без света, газа, отопления, горячей воды.

Потом начался чеченский конфликт, в госпитали начали поступать раненые, и наши военные медики сутками не выходили из операционных. Спасённых ребят отправляли домой. К сожалению, у многих потом развивался так называемый «чеченский синдром», посттравматическое расстройство психики. Они плохо спали, уже дома, во сне, продолжали воевать.

Конечно, мы и сейчас переживаем за наших героев-защитников, от души желаем всем ребятам вернуться живыми и здоровыми. Низко кланяемся врачам, которые помогают тем, кто пострадал. В Оптиной Пустыни батюшка Илий на коленочках молился о них день и ночь.

От всего сердца благодарю наших медиков, желаю им всех благ. Их знания и опыт бесценны.

Из письма Майи Малбиевой,
г. Ставрополь
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №24, июнь 2022 года