СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Небо и земля Везу свою родину на жигулёнке
Везу свою родину на жигулёнке
01.11.2022 16:58
В городе больше не осталось никого из близких

Везу свою родинуЗдравствуйте, уважаемая редакция! Сейчас мне нужен совет отца Александра Дьяченко. Расскажу всю свою историю, чтобы суть вопроса была понятнее.

Все мои корни на Кубани. По преданию, наш род берёт начало с 1794 года, с момента образования нашей станицы. Здесь я родилась, выучилась, вышла замуж, родила детей и жила до 32 лет. Потом судьба занесла мою семью на Крайний Север, где мы прожили тридцать лет.

В 2002 году, когда моя мама овдовела, я забрала её к нам, увезла на Север. Я её единственный ребёнок, как и она у своей матери. Мама прожила у нас более семи лет и скончалась на 87-м году жизни. Похоронили мы её в вечной мерзлоте далёких северных земель.

Планировали жить в тех местах ещё долго, но в 2010 году у мужа случился первый инфаркт. Доктора настоятельно рекомендовали сменить климат и перебраться в более тёплые места, поскольку в зимнюю пору супругу не хватало кислорода. В северных широтах, где мы проживали, доля кислорода в воздухе сильно снижается – он вымораживается при пятидесяти градусах ниже нуля. Как только мужу разрешили лететь самолётом, мы отправились на Юг. На прежнем месте жительства остались старший сын с семьёй и взрослые дети младшего сына.

Время шло, и наша родня постепенно покидала городок, где была похоронена мама. А в этом году окончательно перебрались в европейскую часть России последние родственники – семья старшего сына. В городе больше не осталось никого из наших близких, но там живёт немало наших с мужем друзей и прежних коллег, а также бывших студентов. Со многими мы регулярно перезваниваемся, некоторые за одиннадцать лет побывали у нас в гостях. Держим связь и в социальных сетях.

Мамино тело осталось погребённым на Севере, но я знаю, что её душа уже не там. Моя бабушка похоронена здесь, на Кубани, на памятные даты мамы мы едем на кладбище к бабушке. Там их вместе и поминаем, ведь больше не можем навещать могилу мамы.

Место захоронения мамы мы не выбирали. Хоронили её в лютый декабрьский мороз в одной из могил, приготовленных могильщиками ещё с осени. В тех местах так принято: ямы для могил там роют с осени, потому что с декабря температура опускается ниже пятидесяти градусов и земля от мороза становится крепче железа. Копать такие участки зимой очень тяжело, это невообразимый, адский труд. Поэтому если родственники непременно хотят похоронить тело близкого человека рядом с уже имеющимися могилами, то роют ямы самостоятельно.

Этот процесс занимает порой до трёх дней. На земле сначала разжигают костёр, прогревают землю на несколько сантиметров, копают и снова разводят огонь. Разумеется, далеко не все люди способны на такой труд.

А теперь о главном. С недавних пор меня мучает вопрос: стоит ли привлекать посторонних людей для присмотра за маминой могилкой? Подчеркну особо: возможность ухаживать за маминым участком на северном кладбище имеется. Нам стоит лишь попросить кого-нибудь из хороших знакомых, и уход будет обеспечен. Собственно, требования минимальные: нужно только убирать выгоревшие цветы и сметать с земли опавшую хвою. Условия к тому располагают: участок кладбища, где похоронена мама, расположен высоко на сопке, в густом хвойном лесу. Трава там почти не растёт.

Конечно, можно просить чужих людей время от времени ухаживать за маминым последним пристанищем, но я не знаю, насколько такая просьба правильная с точки зрения совести. И верно ли так поступать с точки зрения православия? Батюшка, заранее благодарю вас за ответ.

Из письма Татьяны,
Краснодарский край

Комментарий священника

Здравствуйте, уважаемая Татьяна! Вы подняли весьма насущную тему. Люди всё чаще снимаются с насиженных мест, уезжают в большие города учиться и приобретать профессию, переселяются в новые места в поисках работы или за личным счастьем. Покидают дома, а с ними и могилы предков. Но, как известно, родина – это земля, где похоронены твои родные.

Некоторые народы России продолжают хоронить усопших, увозя их останки на родину. Бывая на кладбищах в нашем районе, я практически не встречаю грузинских могил, хотя грузинская община у нас многочисленная. Для этих людей принципиально важно быть похороненными в Грузии вместе с роднёй.

Вспоминаю недавние трагические события в Нагорном Карабахе. Армянские беженцы покидали зону боевых действий. Ехали вереницы машин, гружённых скарбом. И вдруг старенькие «Жигули», а на багажнике сверху шесть гробов, перевязанных верёвками. До сих пор у меня перед глазами кадры с гробами на ветхом жигулёнке. Человек вместо барахла увозил свою родину.

Мы с матушкой тоже покинули родные места и сегодня живём в посёлке, который так и не стал нам родным. А вот для дочери, которая здесь родилась, и для наших внучек, приезжающих на лето к бабушке с дедушкой, эти места уже свои. А если нас ещё и похоронят за храмом, так и вовсе в их сознании укоренится, что именно здесь их земля, хотя они живут от рождения в Москве.

Мои родители похоронены на одном из кладбищ Гродно. Ухаживают за могилками моя сестра-инвалид и её сын, живущий в Бресте. Но и для меня очень важно поехать домой и потрудиться на могилах родителей. Помню, как заказал в России два креста и вёз их из-под Москвы аж до польской границы. Вы не представляете, как хорошо было на душе от мысли, что хоть чем-то могу отблагодарить папу и маму.

А вот все близкие моей матушки похоронены в Зеленокумске, в Ставропольском крае. Там некому заботиться о захоронениях, но матушка в обязательном порядке хотя бы раз в год прилетает в Минводы и едет в родной город. Минимум два дня под южным палящим солнцем выдирает пырей и вырубает разросшуюся сирень на могилах.

В этом году мы съездили в Белоруссию, а потом в Минводы. И, пока есть такая возможность, будем продолжать это делать и впредь.

Татьяна, вы задаётесь вопросом, есть ли смысл ухаживать за маминой могилкой, ведь души мамы там нет. А как тогда относиться к увещеваниям святых подвижников приходить на места их будущих погребений? До сих пор жива в моей памяти поездка на кладбище к могилке матушки Матроны Московской задолго до её прославления. Знаете, сколько там было людей? Не просто так они собирались. А блаженная Ксения Петербургская? А отец Иоанн Кронштадтский? Их останки почивают под спудом на месте изначального захоронения, но попробуйте сказать кому-нибудь из петербуржцев, что матушка Ксения не отвечает на их молитвы, – на смех подымут.

В этом году нам с матушкой посчастливилось побывать в часовне на месте захоронения преподобного Феодосия Кавказского. Мощи преподобного обрели и перевезли в один из местных храмов, но люди продолжают ездить именно на кладбище, где останков святого больше нет. Когда мы стали там молиться, нас охватило такое благодатное состояние, какого я не испытывал много лет.

Человек, как учат святые, состоит из трёх частей – духа, души и тела. Человек не мыслится без тела или без души. Где, в чём именно сокрыт в нас образ Божий? В духе, душе, теле? Православное учение о человеке этого не конкретизирует. Знаем только, что даже святые, много лет назад ушедшие ко Господу, ожидают воплощения в новых, прославленных телах. Потому и тело претендует на наше с вами внимание.

Не знаю, как другие, но я, покидая родной Гродно, часто во снах вижу отца – он по-доброму мне улыбается. Маму не вижу, а вот отца – да. Он был глубокий человек и настоящий христианин.

Священники частенько бывают на кладбищах. Такова одна из сторон нашего служения. И знаете, Татьяна, как горько видеть заброшенные могилы!

Вы пишете, что на Севере у вас остаётся много хороших знакомых. Мой вам совет: обязательно обращайтесь к ним с просьбой поухаживать за могилкой мамы. Тем более особого труда им это не составит. Кстати, сегодня работники кладбища по договорённости и сами могут осуществлять уход за могилой. Не думаю, что это слишком дорогая услуга.

А вашей маме будет приятно, что дочь помнит её, проявляет внимание и любовь, пусть и через чужих людей.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Марина ЯВОРСКАЯ

Опубликовано в №42, октябрь 2022 года