СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Мелочи жизни Покемоны атакуют динозавров
Покемоны атакуют динозавров
09.11.2022 00:00
Не бойся, тётя добрая

ПокемоныМы с подругой Юлей возвращались домой после работы. Вагон метро полупустой, пассажиры уткнулись в смартфоны, только я, белая ворона, шуршу книжными страницами. На ближайшей остановке вошёл юноша, плюхнулся на соседнее сиденье, достал книжку и углубился в чтение.

– Смотри, – шепнула я, пихнув Юльку в бок. – А ты говоришь, я динозавр. Молодёжь не отстаёт.

Юля на секунду оторвалась от телефона, зыркнула на парня.

– «Откинулся» недавно, наверное.

У Юльки глаз намётанный. Её племянник Ромка в 17 лет стал сиротой и закайфовал в двухкомнатной квартире. Приходили друзья, веселились. Всё шло нормально, пока один из приятелей не устроил на Роминой жилплощади наркотический «схрон». Так Юлин племянник загремел на восемь лет за хранение запрещённых веществ. Впрочем, Роме повезло: за примерное поведение его определили на работу в тюремную библиотеку, а потом условно-досрочно освободили.

– На зоне интернета нет, телефоны отбирают, – вздохнула Юлька. – Чем ещё бедолагам заняться? Только читать.

Я пригляделась к парню. Волосы пострижены коротко, лицо бледное, одежда не выглядит старой, но такую молодёжь носила лет шесть назад. А вдруг подруга права? И тут наконец разглядела обложку книги. Батюшки-светы, «Анна Каренина».

Мои знакомые учителя не перестают жаловаться на подопечных. Подростки, выросшие со смартфонами в руках, искренне не понимают, к чему нужны мучения с правилами, если можно воспользоваться редактором правописания.

С чтением дела обстоят не лучше. Ролик в интернете – вот и готово краткое «либретто» любого произведения. Неужели, чтобы заставить молодых людей читать родную литературу, надо посадить их в тюрьму?

– Молодёжь сейчас дикая, – говорит подруга Лена. – В театральном колледже дала студентам новую скороговорку: «На реке мы лениво налима ловили, для меня вы поймали линя. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня?» А они в крик: «Елена Яновна, что за фигня, мы ничего не понимаем! Слова незнакомые, линь, налим, лиман… Это вообще на русском?»

Недавно прогуливалась по району, ноги принесли меня к библиотеке. Зашла из праздного любопытства. Женщина моего возраста так резво вскочила из-за стойки, словно давно ждала моего появления.

– Вы по объявлению?
– Э…
– Срочно нужен библиотекарь, – пояснила она.

Мы познакомились. Библиотекарю Свете нравилась работа, но домашние настаивают, чтобы бросила. Но на кого ей оставить хозяйство? В библиотеке и пенсионеры устраивают вечера, и тематические мероприятия проводятся. Да много всего, ведь это только кажется, что библиотека – привет из прошлого.

Правда, ремонта здесь давно не было, на стенах появился грибок. Светочка начала кашлять, пошла в поликлинику. Врач посмотрел снимки и ошарашил: «В архиве работаете, пылью дышите? Возможно, рак лёгких, вам нужно немедленно увольняться».

У Светы зазвонил телефон.

– Да, Машенька… Что? Нет, никуда не уходи, я сейчас прибегу.

Она с мольбой посмотрела на меня:
– Внучка пришла из школы, не может попасть в квартиру. Утром ключи забыла дома. Собирается к подружке. Опять не пообедает, уроки учить не будут, засядут в своём «ТикТоке» – и всё. А мне потом от сына с невесткой достанется. Оля, умоляю, посидите здесь полчасика. Я живу недалеко, быстренько сбегаю.

– Может, лучше закрыть библиотеку и повесить объявление, что скоро вернётесь? – предложила я.
– Нельзя, – помотала головой Светлана. – А вдруг проверка? Но вы не беспокойтесь, наша директор уже едет.

Света убежала, а я осталась играть роль библиотекаря, рассчитывая, что за полчаса книги никому не понадобятся. Но мои надежды оказались напрасными.

В помещение вошли женщина и молодая девушка в хиджабах с девочкой лет девяти.

– Нам нужны сказки Гайдара, – сказала девушка.
– Гайдар не писал сказок.

Наверное, мой ответ прозвучал слишком резко, женщина и девушка испуганно переглянулись. Я постаралась исправить ситуацию.

– Аркадий Гайдар писал правдивые истории о хороших мальчиках и девочках, таких, как ты, – ласково обратилась к малышке. – Есть «Тимур и его команда», там ребята помогали пожилым соседям. «Чук и Гек» – о том, как мальчики поехали за папой в тайгу. У них всё закончилось хорошо. Ещё есть «Голубая чашка», «Военная тайна»… Что тебе нужно?

Девочка застеснялась, уткнулась носиком в бок старшей сестры, а девушка ласково погладила её волосы.

– Не бойся, Алия, тётя добрая. Помнишь, что тебе в школе задали?

Алия не помнила.

Они ушли, но не успела я попрощаться, как дверь с шумом распахнулась и в библиотеку ввалились три «покемона». Это были девчонки-подростки в одинаковых широких чёрных брюках, футболках и накинутых поверх большемерных куртках. Различить девиц можно было только по цветным прядкам – синие, зелёные и розовые.

– Здрасьте! – выпалила обладательница зелёных локонов. – Нам нужны стихи про любовь.
– Современные?
– Нет, те, которые бабушки читают, – пискнула «розовая».
– Такие? – я собралась с духом и продекламировала: – Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть, и о том, что я молча твержу, не решусь ни за что намекнуть. Целый день спят ночные цветы, но лишь солнце за рощу зайдёт, раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце цветёт.
– Вау, круть! – охнула «розовая».

А «синяя» дёрнула за рукав «зелёную»:
– Это реально. Ты ведь вчера говорила, что хочешь Максу кинуть в «телегу» задружилку, но боишься, что он лоханётся.
– Вообще-то нам про любовь к Отчизне надо, – надула губки «зелёная».
– Это другое дело. Тогда Некрасов или Тютчев, – я снова перешла к художественной декламации: – Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить.
– Ага, такие, – закивала «синяя».
– А что такое «аршин»? – встряла «розовая».
– И эти, которые первые, тоже дайте, – смущённо потупилась «зелёная».

Дверь отворилась, и вбежала запыхавшаяся девушка в хиджабе.

– Вспомнили, «Голубая чашка» нужна. Но остальные тоже возьму.

А я только сейчас заметила, что по библиотеке по-хозяйски прохаживается дама в шёлковой блузке. Наверное, директриса. Пока я общалась с молодёжью, пропустила момент, как она вошла.

Директриса провела рукой по полкам, и на стойке материализовались Некрасов, Тютчев, Фет и Гайдар. Получив всё что нужно, читатели разбежались.

– Вы насчёт работы? – осведомилась женщина. – Медицинская книжка есть, педагогическое образование?
– Ой, нет, я случайно зашла. У Светы дома ЧП, она попросила подменить её ненадолго.

Директриса погрустнела.

– Жаль. Библиотекаря я, конечно, найду, только и сама собираюсь уходить. А кому всё передать? Вы, я вижу, женщина образованная, инициативная, подошли бы на моё место. Хотите?

Я не хотела. Не простое это дело – библиотека. Но кто знает, что меня и читателей ждёт в будущем.

Ольга ТОРОЩИНА
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №43, ноябрь 2022 года