Кто в классе начальник
16.11.2022 14:40
Это не школа, а сумасшедший модный показ

Кто в классе начальникЗдравствуйте, уважаемая редакция! В школе у сына возникла серьёзная проблема: ему регулярно делают замечания по поводу внешнего вида. Я это расцениваю как прессинг, но что предпринять, не знаю.

Всё началось с того, что мне позвонила новая классная руководительница и пригласила на разговор. Я примерно догадывалась, о чём пойдёт речь: всё-таки сын перешёл в 10-й класс, наверняка его поведение не устраивает педагога. Однако дело заключалось в другом.

Оказалось, что в первый же день учёбы учительница сделала сыну замечание по поводу неприемлемого внешнего вида и потребовала, чтобы больше он в школу так не приходил. А на следующий день сын опять явился в любимых чёрных трикотажных брюках, чёрной толстовке и с дредами.

В нашей школе отсутствует письменное требование носить форму, нет строгого дресс-кода, поэтому придирки учителя кажутся мне абсолютно надуманными. Тем более что последние два годы сын одевался так же, как и сейчас, носил ту же причёску, и это почему-то никого из педагогов не волновало. К тому же немало учеников приходит в школу примерно в таком же виде, если не считать дредов.

Я привела классной руководительнице свои аргументы: внешний вид ребёнка не вызывающий, а аккуратный и стильный, в учёбе ему этот имидж не мешает, да и другим ученикам тоже. По крайней мере, никто не жаловался. Но, видимо, учительница настроена очень серьёзно и намерена настаивать на своём. Боюсь, мы с ней не договоримся. Не знаю, что делать в сложившейся ситуации.

Раньше я и сама считала, что в школе обязательно следует носить одежду классического фасона, нечто вроде формы. Забавно, но в начальных классах сын ходил в костюме, в то время как большинство одноклассников одевалось кто во что горазд. В средней школе мальчик уже начал проявлять собственный вкус, мы перешли на обычные джинсы, толстовки, футболки. Потом сын сделал дреды, оделся во всё чёрное, но в спортивном стиле. Носит брюки-чиносы. Они похожи на джоггеры, но без резинок и карманов.

Ещё один деликатный момент: у сына некоторое время назад выявили тревожное расстройство, мы периодически посещаем психиатра и психолога. В школе об этом не знают, и я не хотела бы сообщать. А теперь думаю: мальчик оказался в центре конфликтной ситуации, не станет ли ему хуже?

Честное слово, лучше бы в школе ввели общий дресс-код, соблюдались бы единые требования к одежде. Но мы в итоге получаем какую-то «серую зону»: всё строится не на правилах, а на личных симпатиях и антипатиях учителя. Такое впечатление, что решение подобных вопросов оставлено исключительно на её усмотрение. А то, что большая часть учащихся старших классов выглядит, мягко говоря, крикливо, педагога совершенно не волнует. Дети порой приходят на уроки в таком виде, что возникает ощущение, будто это не школа, а сумасшедший модный показ. Но почему-то именно чёрная одежда в спортивном стиле и дреды моего сына стали камнем преткновения.

Мне, между прочим, тоже не нравится, как выглядит классная руководительница. У неё накачанные губы, вульгарные искусственные ресницы, больше похожие на восточное опахало, и ногти километровой длины. Этот жуткий гламур, мягко говоря, далёк от приличия. И она ещё имеет наглость рассуждать, что ученик выглядит неприемлемо. Хотя мне до внешнего вида этой дамы дела нет. Если ей нравится, пусть хоть в леопардовых легинсах ходит – главное, чтобы предмет хорошо преподавала. Но я очень боюсь, что всё происходящее негативно отразится на состоянии сына. Подскажите, пожалуйста, что можно предпринять, как избежать конфликта со школой и нервного срыва у подростка.

Из письма Евгении

Комментарий детского психолога

Здравствуйте, уважаемая Евгения! Прежде чем размышлять о возможных решениях вашей проблемы, давайте разберёмся, к каким социальным ролям относятся отношения сына и учительницы.

Есть две пары ролей: «учитель – ученик» и «начальник – подчинённый», причём первая пара одновременно является и второй. Чтобы чему-то научиться у человека, обладающего большими знаниями, нужно принять подчинённую роль, признать его руководителем. Успешный опыт ученических отношений исключительно важен и во взрослой жизни.

На днях знакомая посетовала, что её сын не может удержаться ни на одной работе, при малейших разногласиях с руководством сразу увольняется. Последний случай выглядит почти комически. Начальник поручил заполнить новую отчётную ведомость, но молодому человеку это не понравилось. Он настолько разволновался, что не спал ночь, а утром принял стандартное решение: «Увольняюсь!»

Что же произошло? Не имея подходящих образцов для разрешения конфликта, человек использовал стандартную стратегию «бежать», порождённую сильнейшей тревогой, которую вызывает даже незначительная нестыковка его мнения с позицией начальника.

Требование начальника – обычное явление. То, что некоторые распоряжения не нравятся подчинённым, – тоже нормально, однако начальник вправе требовать их выполнения. Мы не выбираем начальство, оно назначается сверху. Отказ подчинённого выполнять распоряжение означает объявление войны руководителю. Вполне возможно, что подчинённый прав, но силы и ответственность у противостоящих сторон не равны. Начальнику не нужно доказывать свою правоту, он не отчитывается перед сотрудниками.

Евгения, дело в том, что классная руководительница решила показать, кто в классе начальник. Так ведёт себя любой новый босс в коллективе. Несмотря на отсутствие дресс-кода, учительница вправе решать, насколько приемлем внешний вид учащихся. Но ваш сын бунтует и своим поведением сообщает, что распоряжения учительницы для него не указ.

Казалось бы, подросток рассчитывает только на себя, но он надеется на вашу поддержку, верит в неё. Вы же, не задумываясь о последствиях, автоматически встаёте на сторону сына. С одной стороны, это хорошо: ребёнок понимает, что у него есть надёжный тыл. Но с другой стороны, ваша поддержка обеспечивает затяжной конфликт с педагогом. Если бы у вас было достаточно сил победить учительницу, вы бы уже это сделали. Так что означает дальнейшая борьба для вас обоих?

Начальником учительницу сделала школа, по сути государственное учреждение. Бороться с классной руководительницей в какой-то мере означает вступить в противостояние с государством: требуется доказать, что выбранный им чиновник плох. Это сложная задача. Чтобы победить учительницу, вам придётся обращаться к директору, затем в департамент образования и так далее. Возможно, вам удастся добиться отмены педагогом своего решения, но к этому моменту тревожное состояние сына и общее напряжение в классе будут столь высоки, что вряд ли классный руководитель и директор простят вам эту эпопею. История вполне может закончиться медикаментозным лечением подростка. Не уверена, что такой результат вас устроит.

Суть тревожного расстройства заключается в постоянно высоком уровне тревоги. Человек всё время находится как бы в состоянии потенциальной опасности, но при этом конкретного врага не видит. «Опасность» у него в голове. Как ни странно, человеку становится легче, когда появляется реальный враг. Можно сказать, что для облегчения своего состояния тревожные люди создают себе врагов практически на ровном месте. Сейчас для вашего сына таким человеком стала учительница.

Давайте подумаем, почему для ребёнка столь значим внешний вид? Почему он так дорожит им, так борется за него?

Открою небольшой секрет: нам неизвестно, как мы выглядим в глазах окружающих, рецепторов для восприятия этого ощущения у человека нет. Поэтому мы с детства принимаем за себя изображение, которое видим в зеркале, – так нас учили взрослые. Когда подросток слышит критические высказывания в адрес своей внешности, ему кажется, что кто-то «нападает» не на его внешний вид, а на него самого. Современный мир – это мир бесчисленных зеркал. Внешний вид стал источником постоянной тревоги для огромного количества людей. Но отражение в зеркале – лишь внешняя оболочка. Есть нечто более глубокое, что сохраняется неизменным вне зависимости от того, какую причёску или модель брюк носит человек.

Поэтому очень важен ответ на вопрос: а за что, собственно, мы сражаемся? За чиносы и дреды? За права человека одеваться в госучреждении так, как ему вздумается?

Здесь важно понять, как этот вопрос решается во взрослой жизни. Дресс-код строго соблюдается далеко не во всех компаниях, однако это не означает, что сотрудники вольны приходить на работу в чём хотят. Но подросток этого ещё не знает. Задача взрослого – объяснить ему положение вещей и показать пример, как не поддаться на провокацию.

Увы, этот конфликт развязала не учительница. Она лишь распорядилась своей властью, пусть и формальной, следить за внешним видом учеников. Её неожиданный приказ явился в какой-то мере провокацией, но отреагировать на неё можно было по-разному. Сын импульсивно ввязался в противостояние, а это и есть начало конфликта.

Какие варианты ответных действий возможны? Например, такие: «А вы на себя-то посмотрите», «Ишь что выдумали! Вся школа так ходит!» Или: «А мне по барабану ваше мнение. Я вас в упор не вижу». Если вы игнорируете указания непосредственного начальника, любой руководитель воспримет такую реакцию как угрозу.

Но есть лучший вариант – переговоры, то есть обсуждение различных интересов обеих сторон.

Обычно задача посредника, на роль которого вас выбрали как сын, так и учительница, заключается в том, чтобы гасить конфликты, примиряя интересы сторон методом взаимных уступок. Что можно сделать для разрешения вашего конфликта?

Самое важное – признать свою долю вины за сложившуюся ситуацию. Затем нужно вступить в переговоры, выясняя интересы сторон и склоняя каждую к компромиссу. «Извините, похоже, упорство сына было типичной подростковой реакцией, да и я погорячилась. Конечно, аккуратный внешний вид учеников очень важен. Давайте вместе подумаем, что можно исправить. Вам не нравятся брюки или дреды? Не устраивает цвет или фасон брюк? А что вы скажете насчёт тёмно-синего цвета, у него есть такие брюки. Дреды сейчас разобрать не получится технически, сын не рискует ходить лысым, это возможно только через пару месяцев. Может, пока прикроем их шапкой или банданой?»

Итак, Евгения, если вы считаете, что в конфликте серьёзно ущемлены ваши ценности и жизненные интересы подростка, ради которых вы готовы пойти на серьёзные жертвы, то сражайтесь. Если же для вас важнее сам процесс обучения, ведите переговоры. Ведь важна не победа конкретных интересов, главное – научить ребёнка разным способам разрешения сложных жизненных ситуаций. В этом заключается одно из призваний матери. Желаю вам успехов!

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: FOTODOM.RU

Опубликовано в №44, ноябрь 2022 года