СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Сосо Павлиашвили: В шестом часу утра мне приснилась песня «помолимся за родителей»
Сосо Павлиашвили: В шестом часу утра мне приснилась песня «помолимся за родителей»
28.11.2022 16:36
ПавлиашвилиСудьба Сосо Павлиашвили могла сложиться иначе – он готовился стать гениальным скрипачом, вторым Давидом Ойстрахом, а в итоге на нашей эстраде появился уникальный певец и великолепный композитор. В ноябре вышел новый альбом Сосо, и ради такого знакового события мы встретились с ним, чтобы поговорить о творчестве, жизни и семье.

– Сосо, когда вы исполняете песню «Помолимся за родителей», зрители плачут – это невозможно воспринимать без слёз. Вы выросли в простой советской семье, расскажите, пожалуйста, о своих родителях.
– Мама работала в лёгкой промышленности, заведовала огромным цехом трикотажной фабрики. Работала в две смены, но при этом была великолепной хозяйкой, прекрасной мамой и женой, дочерью и сестрой. Мама для меня – пример.

– А папа?
– Папа – это мужчина, которого любила такая женщина, как моя мама. Он – сверхчеловек, космический человек, невероятно тонкий, свободный, добрый и благородный. И очень гордый. В юности у меня был выбор, идти по живописи или по музыкальной части, потому что я одинаково талантливо рисовал и играл на скрипке. Когда мне исполнилось тринадцать, папа посадил меня напротив себя и сказал: надо выбрать: или ты рисуешь, или ты в музыке. Я выбрал музыку.

– После школы вы поступили в Тбилисскую консерваторию. Но с третьего курса вас забрали в армию. Чем запомнилась служба?
– О службе у меня самые тёплые воспоминания. Я служил в авиации, но, когда узнали, что Павлиашвили – студент консерватории, мне дали возможность проявить себя. И я сделал много полезного – вместе с ребятами создал шикарную группу. Мы играли по выходным и, конечно, на всех праздниках. Всё живьём, всё мощно, красиво и мастерски. Мы служили в Латвии и даже выиграли местный конкурс исполнителей. Именно в армии я понял, что нельзя подводить людей, которые тебе доверяют и на тебя надеются. И ещё армия дала мне музыку, которая через пять лет превратилась в песню. Я назвал её «Свобода» и с этой песней получил Гран-при на конкурсе «Юрмала-89». Но впервые Бог мне дал эту мелодию, когда я ещё служил в армии. А я пронёс её через годы в своём сердце. Позднее песня стала очень популярна в Грузии, даже много лет служила неофициальным гимном.

Павлиашвили– В своё время вы отправили сына Левана в суворовское училище. Сильно ли он изменился после его окончания?
– Да, конечно. Повзрослел, узнал цену дружбы и предательства. В общем, стал нормальным пацаном, который знает, что главное в жизни.

– В юности вы пели в блюз-роковом стиле втроём с друзьями в подвале. Прошло сорок лет, и теперь эти песни становятся основой вашего нового альбома. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Да, прошло сорок два года с тех пор, как появились эти песни. И ещё несколько мелодий я записал уже позже. Но добро не пропадает никогда. Мы исполняли даже не блюз-рок, а хард-рок, переходящий в панк-рок. Я играл на бас-гитаре и пел. Тогда, конечно, на английском языке, но нынешний альбом записал на русском, чтобы все понимали, о чём речь. Та подвальная молодость – моё ярчайшее воспоминание. Мы тогда не могли не играть, не могли жить без музыки в сердце, и Бог нас направил через музыку. Без неё я бы, наверное, не смог существовать.

– Скрипка, гитара, фортепьяно и, наконец, вокал – всем этим вы владеете, так что действительно являетесь очень музыкальным человеком. Однако в молодости вы не смогли участвовать в конкурсе имени Чайковского, к которому долго готовились. Что стало причиной такой несправедливости?
– Я не могу назвать это несправедливостью. Потому что человека ведёт Бог. Может быть, Он специально отвёл меня от классики ради того, чтобы через несколько лет на земле появилась песня «Помолимся за родителей». Господь дал мне её в 2005 году во сне, в шестом часу утра. Так появились идея и мелодия, а Константин Губин написал потрясающие слова. Никто не знает, что в этом мире правильно, а что неправильно. Это одному Богу известно.

– Правда ли, что вы планируете построить на свои средства церковь в Тбилиси?
– Церковь уже построена. Но строил не я, а Бог нашими руками. Храм посвящён Рождеству Богородицы, он находится в составе монастырского комплекса и возвышается над Тбилиси. Так что Бог даёт возможность и в Грузии, и в России помогать восстанавливать старые церкви. И это не идея, а уже реальность. Сейчас храм расписывают изнутри, получается очень красиво. Если когда-нибудь будете в Тбилиси и захотите посетить, то там вас встретят мои ребята и всё покажут, вам очень понравится.



– Хорошо, договорились! Мне посчастливилось побывать на вашем концерте и почувствовать потрясающую энергетику. Откуда вы черпаете силы?
– Просто я очень люблю жизнь. И ощущаю присутствие Бога в своём сердце. Силы мне дают близкие и родные люди, моя Ирочка, мои дети, мои родители, Ирины родители. В общем, все, кто меня окружает, ведь лишних людей рядом со мной нет. И потом, когда ты выходишь на сцену и видишь зрителей, которые пришли на концерт, а значит, доверяют тебе, – то понимаешь, какая это ответственность. И она тоже даёт энергию. А ещё меня питает любовь к музыке. Музыка лечит. Сколько раз было, когда я выходил на сцену больной и уходил здоровым!

– Ваши сочинения давно ушли в народ. А как вообще вам в голову приходит идея новой песни?
– Это мне самому непонятно. Некоторые песни приходят во сне, а некоторые постепенно созревают в душе. Как будто они меня наполняют и наполняют. И как только касаюсь клавиш, сразу приходит музыка. Она буквально выливается. Самое главное в данный момент – записать всё на диктофон, чтобы сохранить настроение. Я пытаюсь объяснить это так. В мире огромное количество красок. И когда вдруг какая-нибудь краска тебя заинтересовала, ты в неё вглядываешься и перед тобой сразу открывается новый мир. Я не понимаю, от чего это зависит. Не помню такого, чтобы специально садился за инструмент и задумывался: какую бы песню мне сейчас написать? Такого нет. Обычно меня как будто что-то подталкивает, и после этого начинается творческий процесс. Даже можно сказать, творческое сумасшествие.

Павлиашвили– Чем сейчас занимаются ваши дочки?
– Лиза потрясающе развивается как творческая девушка. Она учится в замечательном колледже ВГИКа и делает изумительные открытия на факультете живописи и мультипликации. У Лизы прекрасные мысли, и всё, что нас окружает, проходит через её сердце и её красивые ручки, а потом выливается в рисунки. Это своего рода рисованная поэзия. А Сандра – очень яркая, очень светлая, открытая девочка. Она занимается многим – и фортепьяно, и пением, и танцами, просто невероятно развивается.

– В кого по характеру пошли дочки?
– Я не знаю в кого, но у меня с ними доверие во всём. Даже в тончайших проявлениях. Мне очень нравится, как они друг друга дополняют. Они совершенно разные, но, как близняшки, не могут друг без друга, заботятся друг о друге. У них три с половиной года разницы, которая со временем, надеюсь, будет ощущаться всё меньше.

– А что в вашей жизни значит любимая женщина?
– Ирочка для меня – ключ к миру. Можно так сказать, потому что Бог мне её дал. (Ирина Патлах – певица, танцовщица, обвенчана с С. Павлиашвили. – Ред.) И Бог всё сделал для того, чтобы Ира появилась в моей жизни. Она – всё лучшее, что я мог представить в женщине и в человеке вообще. Всё в ней самое-самое. Много лет назад пообещал ей: я тебя никогда не предам, ты знай это! И, как пацан, держу своё слово. (Смеётся.)

– Вы сами, наверное, с трудом прощаете предательство?
– Знаете, человеку можно всё простить, перекреститься, забыть, развернуться и уйти. Ведь все мы предстанем перед Богом, Он и будет нас судить. Всё можно пережить. Главное – самому не предавать.

– Вы в отличной физической форме, что для этого делаете?
– Спасибо за комплимент. Я каждый день много гуляю, езжу на велосипеде, плаваю. Живу очень активной жизнью. И ещё – никому не завидую, за всех радуюсь. Вообще, физические нагрузки у артистов колоссальные, ведь у меня, слава богу, огромное количество выступлений. И это меня сильно радует, хотя физически всё довольно тяжело. Тяжело не из-за концертов, а из-за перелётов, переездов, пересадок…

– Даже не верится, что через два года вы отметите 60-летний юбилей! Что вы об этом думаете, как вы будете отмечать?
– От нескольких залов уже поступили предложения провести у них мой юбилейный концерт. Я, конечно, всем очень благодарен. Обязательно сделаем программу, ведь с 2019 года у меня не было ни одного большого сольного концерта в Москве. Как-то не очень люблю надоедать людям. Вот есть замечательные артисты, которые каждый год проводят свои концерты. Александр Розенбаум, Лёша Чумаков, Лёня Агутин, Гриша Лепс – это мои любимые певцы и любимые люди, но у них своё видение. А у меня немножко иное. Вот Лёша говорит, что нужно каждый год отмечать концертом свой день рождения. Но у меня время как-то слишком быстро пролетает. Такое ощущение, будто я лишь в прошлом году делал концерт, хотя он состоялся в 2019-м, к моему 55-летию. А в 2024-м мне исполнится шестьдесят, и, думаю, ради такой даты я обязан провести концерт. Показать своего рода отчётную программу, чтобы всё отдать его величеству зрителю. Ведь он для меня второй после Бога. Как только увижу, что я зрителю не интересен, то не стану никого мучить. Просто уйду, и это всё закончится… Но пока зритель не даёт мне отдыхать, и я не чувствую, что пора заканчивать. Наоборот, всё только начинается! Если смотреть на моего дорогого друга Олега Газманова, то действительно – всё ещё впереди. Такие люди показывают своим примером, что надо служить народу, музыке, сцене. Я уже не говорю об Иосифе Давыдовиче Кобзоне, который очень-очень много для меня значил и до сих пор значит.

– О музыкантах мы поговорили, а ваши любимые писатели и поэты?
– Слава богу, у меня они есть, и их довольно много. Самые любимые – это Довлатов, Булгаков. Многих писателей помню с детства. Невероятные ощущения испытал от «Тихого Дона» Шолохова. Я очень много читал, но сейчас нет времени. Хотя во время ходьбы слушаю аудиокниги. Люблю исторические произведения, мемуары, биографии великих людей.

– Вы давали благотворительные концерты для беженцев в Волгограде и Москве.
– Да, мы давали благотворительные концерты в двадцати городах и ещё будем давать. Потому что наша задача – подарить людям немножко надежды. Чтобы они улыбнулись, для меня это самое главное. Морально такое довольно тяжело, ведь я вижу перед собой людей, которые испытали на себе весь ужас этого мира. Но мне удаётся их ненадолго отвлечь.

– Скажите, пожалуйста, можно ли научиться вот так красиво говорить? Когда вас слушаешь, то теплота проникает в сердце.
– Спасибо большое, но я говорю обычно, для меня это не значит красиво.

Павлиашвили– Думаю, вы живёте творчеством и мыслите творчески.
– Для меня творчество – это как для вас дышать. Я не знаю, что будет потом, но всю жизнь ощущаю в себе потребность творить. Дышать, смотреть на мир, наслаждаться солнцем и природой, получать удовольствие от общения со своими любимыми людьми и жить музыкой. Вот такая у меня потребность.

– Что мы услышим в вашем новом альбоме? Какие песни нас ждут, станут ли они хитами?
– Вы знаете, я никогда не планировал писать специально к юбилею. А слово «хиты» вообще не использую. Если люди полюбили песни, то я называю их произведениями, с которыми живёт мой дорогой зритель. Вот так я их называю. А что касается этого альбома, который называется «Жизнь – рок-н-ролл», то там реальная роковая тема. Музыканты, записавшие этот альбом, – потрясающие. Это именно та музыка, которая воспитала нас ещё в далёкие семидесятые годы, открытая музыка, настоящая, душевная, честная. Слова написал мой друг Василий Ткачук, он же является и продюсером моего альбома. В нём вы услышите другой стиль. Вот, допустим, в 2020 году мы выпустили альбом «Жизнь – это кайф», он более блюзовый, панковый, тоже с отсылкой к семидесятым годам. Но это была более «чёрная» музыка. А сейчас – настоящий блюз-рок, рок-н-ролл, особенно близкий людям старшего поколения. Музыка для тех, кто любит свободу, прежде всего свободу души. Для тех, кто любит полёт и дорогу, кто любит мечтать.

– И всё это зиждется на добротной классической основе, которой вы овладели в юности, а потом расписали яркой палитрой. А какие у вас любимые рок-музыканты, группы и классические композиторы?
– Великих композиторов, произведения которых я способен слушать бесконечно, можно перечислять до утра. Это Чайковский, Мусоргский, Бах, Моцарт, Берлиоз, Сен-Санс, Дебюсси и ещё огромное количество музыкантов. Можно бесконечно перечислять мои любимые рок-группы: «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Пинк Флойд», «Дип Пёрпл», «Квин», «Металлика». Это также русские ребята, играющие тяжёлую музыку, которую очень интересно слушать. Сейчас мне нравится «Блэк Стоун Черри». Также есть невероятные блюзовые исполнители, и их очень много. Просто некоторые музыканты не особенно известны, не на слуху, но среди них попадаются великие. Слава богу, нам есть что слушать, чему радоваться и чем вдохновляться.

– Сосо Раминович, что вы хотите сказать своим дорогим зрителям?
– Знаете, если старый человек идёт к Богу, то он спасает свою душу. Ну а если молодой идёт к Богу, то он спасает свою жизнь. Спасайте свою жизнь и спасайте ваши души! Я вам всем этого желаю искренне, всем сердцем. Я никогда не был лучше, чем другие. Я такой же грешник, как и все. Но я желаю спасения души как себе, так и всем вам.

Расспрашивала
Дарья СОКОЛОВА
Фото: из личного архива

Опубликовано в №46, ноябрь 2022 года