Хочу глаза, как у кота
24.02.2023 14:52
Раневская очень точно описала эту ситуацию

Хочу глазаВремя от времени общаюсь с племянниками. И отчётливо понимаю, что бабушкой мне становиться вовсе не хочется – настолько я привыкла к своему размеренному образу жизни.

Опишу несколько их визитов.

Как-то раз перед новогодними праздниками сидела днём дома, смотрела вместе с котами в окно. Во двор не выйти, дела не переделать – идёт затяжной дождь. И тут звонок от двоюродного брата.

– Ты дома? Мы сейчас заедем.

И заехали – с двумя внуками. Эмилю восемь лет, Севиль – десять. Я их давно не видела, обрадовалась. Но уже через час поняла, что долго эти вопли не выдержу. Детвора кувыркалась, скакала, носилась по комнатам, пыталась поймать котов, которые в диком ужасе прятались под столы и тумбочки.

А вопросов сколько!

– Почему твоя старая собака ничего не видит и не слышит? Может, к ней поближе подойти – в ухо что-нибудь громко крикнуть?
– Почему у этого кота такие синие глаза? Ты ему линзы купила? А нам такие достать можешь?
– Что ты положила в этот кекс? Тыкву? Ты бы ещё морковь туда положила. Мы же не кролики. А торта у тебя нет?
– Почему ты не дала нам кофе? Мы чай не хотим.
– А это что? Мяч? Почему ты его нам не подарила?

Пыталась ответить, что это не простой мяч, а массажный, я его когда-то покупала для спины, но заниматься некогда, поэтому так и лежит в дальней комнате.

– Дети, – говорю, – у вас что, скипидаром в одном месте намазано? Вы спокойно сидеть не можете?
– Тётя, а скипидар – это что?
– Не помню, в интернете почитайте.

Через минуту:
– Мы почитали, но ничего не поняли. Так что такое скипидар?
Прощаясь, младший племянник заявил:
– Жди, мы к тебе на Новый год с вещами приедем, поживём у тебя на каникулах, с котами поиграем. А ты пока давай нам подарки собирай, типа от Деда Мороза. Мы тебе по телефону список пришлём.

Уф! В эту минуту я как раз кстати вспомнила знаменитую фразу Раневской насчёт «пионэров», которые должны идти в одно место.

Сидела, морально готовилась к Новому году.

Или вот, например, лето, июль. Разговариваю с сестрой. Она держит за руку внучку – крохотное кудрявое создание с глазами-вишенками.

– Надо и тебе такую, – говорит.
– Нет, – отвечаю, – мне пока никого не надо, я для себя пожить хочу. А то всю жизнь живу ради кого-то.

Выхожу во двор, а там снова родня приехала – на семейное торжество. И племянники, куда же без них?

Эмиль и Севиль за руку потащили меня на озеро. Я упиралась и всячески отбрыкивалась, но они волокли настойчиво. Понимая, что скакать по камням уже не смогу, а за детьми нужен глаз да глаз, упрашивала вернуться обратно. А они:
– Ишь ты какая! У тебя озеро есть, а у нас нет!
– К тому же я не просто так туда иду, – добавил Эмиль.

Он присел у берега, опустил руки и стал водить ими в воде.
– Ты чего? – интересуюсь. – Рыбу, что ли, ловишь?
– Не рыбу. Русалку хочу поймать.
– Какую ещё русалку? Они тут не водятся.
– Значит, пока ещё не сезон, – глубокомысленно заявил малец. – В общем, как только их у берега заметишь, дай знать – я приеду.

Еле увела их обратно во двор. Потом час бегала по территории, снимала с дерева то одного, то другую. Ещё часа полтора детвора пыталась поймать кого-нибудь из котов. Собаки предусмотрительно залезли в дальние углы будок. Кошаки с племянниками уже однажды имели дело, поэтому тоже заблаговременно попрятались.

Зато под раздачу попали гостевые кошки, которые заходят к нам поесть и поспать. Те, кому удавалось с трудом отбиться от детей, с негодующим громким «мяу-у-у!» уносились прочь.

Ну и достойное завершение дня: заметив бабочку, малолетние брат с сестрой, сидевшие со мной на скамейке, внезапно вскочили и рванули за ней через весь огород. Я сидела на противоположном краешке, и лавка, лишившись противовеса, опрокинулась под моим весом.

Чуть позже, когда двоюродный брат с женой, невесткой и внуками благополучно загрузились в машину и отбыли домой, сестра задумчиво произнесла:
– А знаешь, зачем тебе эти внуки? Поживи действительно для себя. Мальчишек ты на ноги поставила, так что самое время обрести спокойствие.

Коты были полностью солидарны с этим мнением. Озираясь по сторонам, они осторожно вылезли из укрытий. Очевидно, животные пережили настолько сильное эмоциональное потрясение, что вся шайка, даже не вымогая еды, тут же завалилась спать без задних лап.

И мне в очередной раз вспомнилась знаменитая фраза Раневской.

Вот ещё один визит двоюродного брата с многочисленным семейством. В этот раз племянник с племянницей вымотали меня так, что я потом три часа валялась на диване практически без сознания.

Вот как всё происходило. Пока взрослые чинно пили кофе-чай и общались с нашей бабушкой – у неё был день рождения, – я развлекала гостей.

Эмиль срочно захотел поиграть со щенком – вынь ему и положь. Поскольку у меня две взрослые собаки, пришлось отвязать ту, что поменьше. Кнопка исправно изображала щенка, прыгала от радости и валялась кверху пузом, пока ей это не надоело. Как-никак собака возрастная, уже и сама не помнит, когда была щенком. Зато ни одного из моих десяти котов карапузы отыскать не смогли. Те предусмотрительно свалили на крышу – подальше от бесцеремонных гостей.
Потом дети решили залезть на дерево – собирать черешню. Еле стащила их оттуда, кое-как вскарабкавшись на ветки.

Желая отвлечь, предложила мороженое. Детвора обрадовалась, но спокойствие длилось недолго. Стаканчики с пломбиром перекочевали к Кнопке, которая из вежливости с трудом доела второй пломбир: до этого ей скормили десяток рогаликов с кремом. О том, что мои новенькие комнатные тапочки оказались во дворе, потому что племянница решила в них покрасоваться, вообще молчу. Как и о следах Армагеддона, которые потом пришлось убирать.

Забираясь в машину, другой малец потребовал:
– Хочу сувениров! Ты моей сестре золотую цепочку только что подарила, а мне – только шарик.
– Какие ещё сувениры? – спрашиваю. – Я же недели три назад мобильник тебе подарила, у самой такого нет.
– Так это когда было… Давай ещё что-нибудь.
– Ну, во-первых, цепочка не золотая. А во-вторых, у меня ничего больше нет. Можешь вон Кнопку в гости забрать, если по дороге не сбежит.
– Не хочу. Она толстая и на щенка не похожа.

Так с рёвом и уехал. А я села на скамейку отдышаться. С деревьев, нервно подёргивая усами и лапами, спускались коты. Посидели, помолчали. И ещё раз оценили, как это здорово, когда во дворе тишина и покой.

Нет, рановато мне в бабушки записываться.

Зарема ПАШАЕВА,
Крым
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №7, февраль 2023 года