СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Дина Гарипова: А колыбельные сыну поёт муж
Дина Гарипова: А колыбельные сыну поёт муж
20.03.2023 15:49
ГариповаЭту скромную татарскую девушку мы узнали и полюбили десять лет назад, когда она победила в музыкальном конкурсе «Голос». Тогда Дина Гарипова растрогала зрителей и по праву получила всероссийское признание. А сегодня она заслуженная артистка Татарстана, в её репертуаре мелодии на разных языках – русские романсы, татарские колыбельные, итальянские оперные арии, англо- и франкоязычные хиты, а также собственные произведения. Однако в каком бы жанре Дина ни выступала, она близка каждому, потому что беспощадно искренняя. Честная в творчестве и судьбе.

– Дина, мало кто знает, что перед началом съёмок проекта «Голос» вы прошли отбор в телешоу «В Британии есть таланты». Почему же не поехали тогда в Лондон, выбрав участие в российском проекте?
– Я подавала заявки на оба проекта примерно в одно время. Но, когда поступило приглашение от британцев, уже прошла слепые прослушивания в «Голосе». И понимала, насколько сложно попасть в такой проект, поэтому решила пройти весь путь до конца. Тем более что я попала в команду к замечательному наставнику Александру Борисовичу Градскому. И всё в итоге сложилось настолько удачно, что я и представить не могла! Значит, сделала правильный выбор.

– На слепых прослушиваниях вы исполнили романс «А напоследок я скажу». Помните, почему выбрали именно его?
– Когда приехала в «Останкино», мне сказали, что желательно исполнить хоть одну песню на русском. И мой выбор пал на романс «А напоследок я скажу», поскольку я ещё в родном Зеленодольске готовила это произведение с моей хорошей подругой и прекрасным музыкантом Евгенией Корольковой. В результате романс подарил мне возможность открыть новую страницу жизни. Ко мне до сих пор подходят незнакомые люди и благодарят за это исполнение.

– Градский тогда оказался единственным наставником, который повернулся к вам. Судя по записям на вашей интернет-странице, вы часто его вспоминаете. Каким человеком он был?
– Александр Борисович был уникальным человеком. До сих пор сложно говорить о нём в прошедшем времени. Все, кто работал с ним, долго не могли оправиться от этой потери. С ним всегда было интересно общаться, он рассказывал истории из жизни, делился впечатлениями от фильмов, концертов… Всегда был готов прийти на помощь и выслушать. Он многое для нас открыл. И я имею в виду не только советы, касающиеся музыки, но и житейскую мудрость. Например, он научил нас не бояться оспаривать авторитеты, всегда стоять на своём. Говорил, что никого не надо слушать, а доверять только себе и делать всё так, как считаешь правильным. Иногда этот совет мы применяли в диалоге с ним самим, что всегда его веселило и радовало. Ведь не согласиться с Александром Градским было очень непросто. Но он всегда мог признать свою ошибку, а на это способны только сильные люди. В общем, он наш музыкальный папа.

– Ваше возвращение в «Голос» состоялось в юбилейный десятый сезон. Вы участвовали в проекте уже в качестве гостя. Какие чувства у вас это вызвало?
– Я была очень рада снова погрузиться в мир «Голоса». Это похоже на встречу выпускников – знакомые люди вокруг, декорации, волнующиеся участники, наставники, оркестр… Мало кто знал о моём участии, это был сюрприз. Мы репетировали ночью после окончания съёмки, чтобы меня никто не увидел. И когда я выходила на сцену, возникли смешанные чувства. С одной стороны, я очень волновалась. С другой, понимала, что я уже не участница конкурса, поэтому волновалась как-то иначе. В общем, мне хотелось достойно выступить и увидеться с теми, кто когда-то изменил мою судьбу.

Гарипова– Кого вы могли бы назвать своими учителями в музыке и жизни?
– Честно говоря, я многих могла бы назвать. На мою жизнь повлияли родители, школьные учителя, друзья, которые в нужный момент оказывались рядом. И даже те, кто обижал и предавал, оставили свой след в судьбе и подарили ценный опыт, ведь нельзя быть излишне доверчивой. В музыке я всегда буду благодарить своего педагога по вокалу Елену Лимарковну Антонову. Многие её ученики сейчас работают в театрах либо сами преподают вокал. Кто-то стал частью татарской и русской эстрады. Ещё один учитель как в музыке, так и в жизни, – это, конечно, Александр Борисович Градский. Большое счастье, что мне удалось познакомиться и поработать с этим легендарным человеком. У него было удивительное музыкальное чутьё, он точно знал, как достучаться до каждого слушателя. Своими учителями я назвала бы и мою музыкальную команду, с которой работаю уже несколько лет. Много песен мы создали вместе. Именно с ними я стала активно писать музыку и тексты, которые раньше не решилась бы показать зрителям.

– Платье, в котором вы выступали на слепом прослушивании в «Голосе» с 2020 года находится в постоянной экспозиции Национального музея Татарстана. А насколько важна для вас мода?
– Я выбираю одежду не по моде, а скорее по принципу – идёт она мне или нет. Люблю классические силуэты, но иногда позволяю себе эксперименты. Конечно, хочется выглядеть эффектно и стильно. Но мне также важно, чтобы было удобно петь.

– Почти сразу же после финала «Голоса» вы поехали на конкурс песни «Евровидение-2013», где представляли Россию. Многие тогда говорили, что вас «засудили», что вы были лучшей и незаслуженно заняли пятое место. Что вы думаете об этом?
– Приятно, когда за тебя переживают и желают победы. Но на этом конкурсе практически невозможно угадать победителя. Иногда выше оценивается эпатаж, иногда побеждает лирическая песня с полным отсутствием спецэффектов на сцене. К «Евровидению» нужно относиться просто как к музыкальному празднику, на котором встречаются люди из разных уголков мира. В тот год победила представительница Дании. А я довольна тем, что попала в первую пятёрку.

– Мало кто знает, что у вас, знаменитой певицы, первое образование – журналистское. В одном из интервью вы сказали, что оно помогает вам давать интервью. А что ещё дал вам журфак Казанского университета?
– Да, действительно, мне помогает первое образование. Я люблю сама работать с текстом интервью, чтобы он получился информативным и исключал двойное понимание. Я ведь училась заочно, поэтому успела параллельно поработать в газетах, журналах, на телевидении и даже частично в рекламе. Наверное, у меня не было той студенческой жизни, в которой варятся ребята на очном отделении. Но я благодарна Казанскому университету за знания, которые получила, за опыт, за профессионализм педагогов.

– А как к вам отнеслись университетские преподаватели после «Голоса»? Как к знаменитой певице или по-прежнему как к простой студентке?
– Победа в «Голосе» изменила всю мою жизнь. Я каждую неделю появлялась на телеэкране, и в университете не могли этого не заметить. Когда собиралась на сессию, то понимала, что ко мне наверняка возникнет повышенный интерес. Тем более что это факультет журналистики и у каждого студента есть инстинктивное желание взять интервью… Так и случилось. На меня оборачивались все студенты. Педагоги подходили с поздравлениями. Руководство университета устроило для меня настоящий праздник. Хорошо и то, что впоследствии они шли навстречу, когда я была вынуждена пропускать лекции и экзамены, давая мне возможность сдавать всё в другие дни. Я очень им за это благодарна!

Гарипова– Своё детство вы описываете так: «простая девочка из Зеленодольска». Однако ваши родители – кандидаты медицинских наук. Как же вы стали музыкантом?
– Любовь к музыке жила во мне всегда. В детстве у меня был магнитофон, и я заслушивалась музыкой. Родители дарили мне на дни рождения новые кассеты. Конечно, они заметили, что для меня это важно, и отдали в театр песни «Золотой микрофон», где я сразу почувствовала себя в своей тарелке. Однако первое выступление запомнилось сильнейшим волнением. Я была ещё не готова петь перед зрителями. Казалось, что у меня недостаточно нарядный вид, что я ещё не так хорошо подготовлена, что нужны дополнительные репетиции… Но меня убедили: нужно просто быть искренней и исполнить песню так, как умею. Кажется, я исполняла композицию под названием «День рождения». Неожиданно после выступления услышала аплодисменты и в тот момент поняла, что у меня получилось! Я была так вдохновлена реакцией зрителей, что уже хотелось участвовать в новых концертах. В общем, нашла своё призвание.

– В детстве помимо музыки вы изучали иностранные языки. И сейчас поёте на татарском, английском, итальянском и французском. Вы и говорите на них свободно?
– Нет. На многих языках я пою исключительно на слух. В школе изучала только татарский и английский.

– Вы с детства говорите на татарском?
– Мама рассказывала, что в самом раннем детстве я говорила только на татарском. Русский язык выучила в детском саду, после чего уже общалась в основном на нём. А любовь к национальной культуре формировалась постепенно. Мы с детства слышали песни на родном языке, готовили блюда татарской кухни. Мне всё это нравилось. Бабушка делилась историями из своей жизни, и многие традиции мы узнавали от неё. В прошлом году, к сожалению, её не стало. Ей было 98 лет. Она не очень хорошо говорила на русском, мы общались на татарском. Она помнила времена, когда Казань выглядела совершенно иначе. Прожила очень непростую, но увлекательную жизнь. Многое повидала. И я благодарна ей за всё.

– Вы много поёте на татарском языке, а песня «Ай, былбылым» в вашем исполнении стала настоящим хитом. Правда ли, что этот язык очень музыкальный?
– В школьные годы я часто пела на татарском. Если честно, дети тогда не особенно слушали подобную музыку, но мне она нравилась. Когда выросла, то сделала первые попытки написать песни на родном языке, однако получалось неубедительно. А через некоторое время я познакомилась с талантливыми музыкантами – например, с татарским композитором Радиком Салимовым. Именно он работал со мной над аранжировкой народной песни «Ай, былбылым» («Ай, соловей». – тат.). Многим запомнился необычный музыкальный инструмент кыл-кубыз, который звучит во вступлении. Это находка Радика, одна из многочисленных. Сейчас я работаю и с другими интересными профессионалами, совместно с которыми занимаюсь национальной музыкой. Они не татарского происхождения и раньше даже не слышали наши песни. Но мы решили поэкспериментировать и дать им возможность предложить свой взгляд со стороны. Так появились новые идеи, новое звучание и новые песни, которые пришлись людям по вкусу. Теперь я абсолютно уверена, что мы движемся в правильном направлении. Мы ещё не завершили работу над нашим татарским альбомом. Очень рассчитывали, что управимся быстрее, но пандемия внесла коррективы. Решили повременить с выпуском и спокойно довести всё до ума.

– В 2016 году вы дебютировали в роли композитора – написали песню «Күңел» («Душа») на стихи татарского поэта Габдуллы Тукая. О чём эта песня?
– Это как раз одна из первых работ с моей командой. Мы искали песню, чтобы исполнить её к годовщине со дня рождения Габдуллы Тукая. Мы слушали разные композиции и в итоге решили, что интереснее создать что-нибудь своё. Я нашла дома поэтический сборник и увидела стихотворение Тукая «Кунел» – в переводе «Душа». Мне очень понравился смысл произведения. Я сразу начала напевать мелодию, на которую красиво укладывался текст. Записала на диктофон и отправила в студию. После некоторых трансформаций родилась песня.

– Всем известна татарская кухня. А вы сами готовите?
– Татарская кухня невероятно вкусная! Но мы не слишком часто готовим эти блюда. В основном по праздникам. Я, например, могу приготовить пермячи, треугольники или кыстыбый. (Пермяч – жаренный в масле пирожок с мясной котлетой внутри, часто ошибочно называемый «беляш». Треугольник, или эчпочмак, – печёный пирожок треугольной формы с картошкой и мясом; вершина татарской кулинарии. Кыстыбый – жаренная в масле мучная лепёшка, в которую кладут картофельное пюре либо пшённую кашу и затем сгибают пополам. – Ред.) Да и вообще готовить я люблю. Но и муж замечательно готовит, поэтому я с радостью доверяю ему это занятие.

– В июне прошлого года вы стали мамой, на свет появился Адам. В одном из первых интервью после его рождения вы признались, что ваша жизнь вновь полностью переменилась. А как изменил вас сын?
– Адам заставил меня стать ещё более дисциплинированной. Теперь каждый выход из дома означает, что кому-то нужно посидеть с ребёнком. А ещё нужно заботиться о кормлении, одежде и прочем. У меня появились новые задачи, которые нужно решать. И самое интересное, что я с ними справляюсь с радостью! Первые месяцы чувствовала себя необычно, временами мне приходилось сложно. Но потом мы привыкли. Да и Адам уже реагирует на наши слова и поступки. Мне нравится видеть, как растёт маленький человек. Очень интересно узнать, что он нам покажет в будущем.



– Можно ли уже сейчас сказать, что Адам любит музыку?
– Пока не могу сказать, какая музыка ему нравится. Но то, что она ему нравится, – это точно. Я ведь дома часто её включаю. Вы удивитесь, но в основном колыбельные Адаму поёт муж. Иногда это бывают песни группы «Битлз», иногда – композиции татарского исполнителя Зульфата Хакима.

– Будете ли учить Адама татарскому языку?
– Дома мы общаемся с Адамом как на русском, так и на татарском, чтобы он привыкал к их звучанию. Это в дальнейшем поможет ему в том числе и в изучении других языков.

– Вы говорили, что ваше любимое чтение – детские сказки. Какие?
– Я обожаю книги о Гарри Поттере! Сыну мы их ещё не читали, но обязательно прочтём. А пока просто разговариваем с ним и придумываем свои сказки. И у нас наготове детские книги, которые будем читать, когда он немножко подрастёт. В том числе и сборник татарских народных сказок.

– Как вы отдыхаете? Где черпаете энергию?
– Побыть несколько дней дома с родными, посмотреть любимые фильмы, выйти на прогулку, поиграть в настольные игры, посидеть в кафе с друзьями или слетать в новые места – для меня это лучшая перезагрузка. После такого отдыха я чувствую себя совершенно обновлённой.

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото из личного архива

Опубликовано в №11, март 2023 года