За одним зайцем
21.03.2023 14:40
Это тебе за примерное поведение

За одним зайцемЭтой ночью мне приснился Эмманюэль Макрон. Симпатичный французский лидер недвусмысленно оказывал знаки внимания, но добродетель моя была крепка, и, сбрасывая его руки со своих плеч, я пространно рассуждала о своём личном одобрении стран ОПЕК+, которые не поддались на уговоры США и прочих стран Запада, отказавшись наращивать объёмы добычи нефти.

Поутру пришло решение поменьше читать о политике.

– Вставай, соня, пойдём на охоту, – сказал муж Вова.
– Что, подъём в пять утра? Не сегодня! – отозвалась я и перевернулась на другой бок.

У Вовы начался двухнедельный отпуск, приуроченный к началу охотничьего сезона, и ни минутки отпущенного времени муж терять не хотел. Начало октября, снег ещё не выпал, но первые заморозки успели прихватить землю, трава пожухла – ничто не мешает пройти в поисках добычи много километров. И никаких клещей, комаров и плоских мух – чудесное, благодатное время.

Самку ястреба-тетеревятника с гордым греческим именем Гера муж Вова готовил весь предыдущий год. Он вырастил её из смешного косолапого птенца, дождался, когда отрастёт перо и окрепнут связки на лапах и крыльях, и начал тренировки.

– Сначала ястреба тренируют сидеть на перчатке, приучают к ритму ходьбы сокольника, – делился со мной муж премудростями соколиной охоты. – Добиваются, чтобы птица перестала видеть в человеке опасность.

Гера, выращенная практически из яйца, доверяла Вове и считала его своим родителем, но других людей инстинктивно побаивалась.

Поэтому потребовались долгие часы прогулок по городу с сидящей на перчатке птицей, во время которых она могла вдоволь налюбоваться машинами, фонарями, собаками и прохожими, к огромной радости последних. В результате пернатое поняло, что люди не опасны и им можно немного доверять.

Тренировки начинаются в вольере – птицу приучают к хозяину, приманивая мясом. Спустя месяц птица сама прилетает к сокольнику из леса по первому зову и ждёт вкусного поощрения за примерное поведение. Но воспитать стабильно летающую и возвращающуюся к человеку птицу – это самая простая часть обучения.

Важно научить её охотиться. Пробудить древние инстинкты убийцы, выпустить на волю азарт.

Здесь в ход идут шкуры зайцев, чучела уток и лис, за которыми птица должна погнаться, схватить, удержать и понять, что за такую поимку хорошо кормят.

Далее можно выходить в поле и пытаться сделать напуски уже на живую дичь. Та ускользает, улетает, уворачивается – в общем, всячески стремится избежать ястребиных когтей, и, пока птица не наберётся мощи и опыта, о серьёзных трофеях можно не мечтать. Обычно метаморфозы происходят на второй-третий год.

Гера отлично вылиняла за лето, заменив невзрачное коричневое оперение на свинцово-серое взрослое перо. Она набрала мышечную массу, натренировалась в полётах, отточила когти и выглядела настоящей грозой для дичи. Охотиться с ястребами можно на зайцев, куропаток, фазанов, вальдшнепов, уток и зазевавшихся чихуахуа.

Вова решил начать с уток. Они с Герой миновали заброшенную пашню, жутко неудобную для ходьбы. А за пашней, на небольшом заросшем ряской озерце, утки часто останавливались поплавать и покормиться.
Берега водоёма обрамляли кусты, сразу за озером начинался хвойный лес.

Мягкой, пружинистой походкой, почти не дыша, Вова с птицей на перчатке подошёл к кромке воды. Увидел уток, которые спокойно плавали, тихо ведя друг с другом утиную беседу. Чуть отвёл руку назад, и тут Гера собралась в пружину, прекрасно понимая, что сейчас появится возможность преследовать добычу.

– Эх-хе-хе-хей! – резко крикнул Вова.

Утки испугались и, отчаянно хлопая крыльями, поднялись с воды, стараясь улететь в сторону леса. Ястребиха хищно кинулась вслед за ними, но вдруг решила повременить с поимкой. Может, время ей показалось неподходящим, или утки слишком опасными, или ветер подул не с той стороны, или луна в то утро находилась в Стрельце – но птица сбросила скорость и прекратила погоню.

Неспешно взмахивая крыльями, Гера долетела до ближайшей сосны на окраине леса и уселась на толстую шершавую ветку.

Вова, чертыхаясь и спотыкаясь на кочках пашни, подошёл к ястребихе и позвал на перчатку. Ещё не всё потеряно, ведь на другом краю озера, в зарослях ивняка, остались сидеть две утки.

Птица бросила на него пренебрежительный взгляд и на перчатку перелететь отказалась. Вместо этого она принялась чистить пёрышки, изредка поглядывая на предложенный кусок мяса на перчатке.

Вова обошёл озеро и спугнул оставшихся уток. Те с ворчанием улетели. Ястребиха почесала шею средним когтем, продолжая утренний туалет.

Вдруг одна из кочек на пашне зашевелилась. Вова присмотрелся и, боясь спугнуть удачу, повторял про себя: «Хоть бы заяц, хоть бы заяц». Поимка зайца с самкой ястреба-тетеревятника считается в соколиной охоте «фигурой высшего пилотажа». А жаркое из зайчатины – прекрасный способ разнообразить меню.

Вова постарался подойти к странной кочке как можно ближе, предварительно убедившись, что Гера тоже заинтересовалась происходящим.

Кочка в действительности оказалась зайцем, причём небольшим и припадавшим на заднюю лапу. Как раз таким, как надо, чтобы птица смогла схватить и удержать его до подхода человека.

Почувствовав неладное, заяц побежал, прихрамывая, по пашне в сторону леса. Вова издал воинственный клич, подбадривая птицу. Та на своей ветке даже не пошевелилась.

Тогда муж, спотыкаясь на кочках, побежал ловить зайца сам, на ходу сочиняя объявление на «Авито»: «Продаётся самка ястреба-тетеревятника, двухлетняя, ручная, охотничья».

Заяц затаился в траве, найти его в тот день не удалось.

А Гера вдруг осознала, что продажа на «Авито» – не лучший вариант развития карьеры, мигом кинулась вслед за Вовой и беспрекословно села на предложенную перчатку, отдав должное и мясу.

Каждое утро долгожданного отпуска муж Вова вместе с ястребом ездил в поле в надежде снова встретить этого некрупного хромого зайца. И каждое утро заяц находил новый способ от них сбежать. Это был незабываемый отпуск.

Юлия НАБАТОВА,
г. Кострома
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №11, март 2023 года