Держись подальше от стекла
31.03.2023 15:17
Пока я маленькая, со мной ничего не случится

Держись подальшеЗдравствуйте, уважаемая редакция! В рубрике «Не от мира сего» часто затрагивается такая неоднозначная тема, как неизбежность судьбы. Действительно ли мы являемся творцами собственной жизни или просто исполняем предопределённое свыше? Сложно найти ответ на этот вопрос, слишком много за и против. Вот и судьба моей родственницы оказалась запутанной. Хотя события, о которых хочу рассказать, произошли более сорока лет назад, мы часто вспоминаем эту историю.

Мамину двоюродную сестру Светлану я не помню, потому что был тогда совсем маленьким. Её родители, дядя Женя и тётя Тамара, назвали дочь в честь героини колыбельной из фильма «Гусарская баллада». В шестидесятые грустная песня про Светлану почему-то пользовалась популярностью у представительниц прекрасного пола Советского Союза. Когда кинолента вышла на экраны, не только школьницы, но и студентки, и даже взрослые женщины переписывали слова колыбельной в тетрадки, заучивали наизусть, пели по вечерам – настолько сильно строки про Светлану тронули девичьи души.

Тётя Тамара пела над Светиной кроваткой, когда малышка плакала и не могла уснуть:
Лунные поляны,
Ночь как день светла…
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала.

Маленькая Света улыбалась, тянула ручонки и сразу засыпала.

Света росла довольно бойкой девчонкой. Обожала гулять с мальчишками по стройкам, пустырям и буеракам. По воспоминаниям тёти Тамары, в городе не осталось ни одной «верхотурины», куда дочь не забралась. С пацанами Светка даже перебегала дорогу на красный свет – на спор. Однажды «добрые люди» доложили об этом тёте Тамаре, и она весь вечер пила корвалол. Дядя Женя чуть не всыпал дочурке ремня. Но Света произнесла загадочную фразу: «Что вы беспокоитесь? Пока я маленькая, со мной ничего плохого не случится». Такие слова она повторяла довольно часто.

Правда, в 15-летнем возрасте бойкую Свету словно кто-то «выключил». Вечный сорванец сменился тихой, застенчивой и очень грустной девочкой. Однажды она мыла посуду, и случайно из рук выскользнул стеклянный стакан. Света пыталась его поймать, но тот разбился в раковине. Осколком порезала палец. Казалось бы, сущий пустяк, но с тех пор девочка стала сторониться всего стеклянного. Даже под окнами не стояла – боялась, что стекло вылетит из рамы и упадёт на голову.

Шли годы, и Света превратилась в девушку удивительной красоты. На неё сложно было не обратить внимания: тонкие черты лица, огромные васильковые глаза, копна роскошных чёрных волос. Когда Светлана шла по улице, парни сворачивали шеи. Вокруг неё постоянно вился рой ухажёров, правда, мамину сестрёнку они интересовали мало. Всю жизнь она дружила лишь с одним парнем, Игорем.

Их отношения выглядели странно: Света постоянно держала Игоря на дистанции. Максимум, что позволяла, – ходить под ручку. Впрочем, дядю Женю и тётю Тамару даже устраивал такой консерватизм. Они очень боялись, что однажды дочка потеряет голову от любви, пустится во все тяжкие – а с её внешними данными охотников задурить голову долго ждать не пришлось бы. Но этого не случилось.

Похоже, Светлана лишь позволяла себя любить. На все вопросы молодого человека насчёт замужества отвечала, что слишком рано задумываться о таком шаге – нужно сначала окончить школу, затем институт, да и Игорю предстоит испытание армией и разлука. Тот, конечно, страдал, но продолжал ходить на коротком поводке.

Игорь вспоминал, что Света порой вела себя так, будто точно знала, что они рано или поздно расстанутся, но не хотела обижать его раньше времени.

– Обещай, что если нас разлучат, ты не будешь долго горевать по мне, – потребовала однажды.
– Светка, зачем ты это говоришь? – возмущался Игорь. – Да и кто нас разлучит? У нас же вся жизнь впереди!
– Может, эта жизнь не для нас с тобой.
– У тебя что, кто-нибудь появился? – заподозрил парень.
– Нет, кроме тебя, у меня никого нет и никогда не будет, – успокоила Светлана.

Служил Игорь на Дальнем Востоке. Света писала ему, но послания долгое время оставались скорее дружескими, чем романтическими. И вот однажды, на втором году службы, Игорь получил от любимой необычное письмо. Оно заканчивалось так: «Если ничего не произойдёт, то в этом году мы обязательно поженимся. Буду ждать твоего возвращения. Целую. Твоя Светка». Надо ли говорить, что с того дня Игорь не ходил, а летал, считая дни до дембеля. Служить ему оставалось несколько месяцев.

Игорь даже не задумывался, что Света имела в виду, написав «если ничего не произойдёт». Но, как оказалось, именно эта часть являлась самой важной в послании.

Как рассказывала тётя Тамара, она никогда не видела Свету такой радостной, как в тот год. Девушка словно растаяла, перестала выглядеть вечной «спящей царевной». Начала улыбаться, чаще смеялась. И признавалась, что мечтает встретить Игоря из армии обязательно в белом платье. В нём же собралась идти в загс. Даже сфотографировалась в праздничном наряде, хотела отправить фото Игорю в армию, но тётя Тамара отговорила. Сказала, что это плохая примета.

Вскоре Светлана поступила в техникум. Там она тоже не была обделена мужским вниманием. Больше всех усердствовал однокурсник Лёша, который не давал девушке прохода. На юношу не действовали Светкины заверения, что у неё есть молодой человек и она его ждёт из армии. К тому же добавляла, что Лёша ей не нравится. На короткое время однокурсника «успокаивали» лишь гневные обещания Светы приложить его по голове сумочкой с каким-нибудь увесистым учебником.

Осенью их курс отправили на картошку. Ехали в пазике. Лёша сидел с приятелем впереди. Парни балагурили и даже не заметили, как перед ними возникла Света.

– Пересядь, пожалуйста, на моё место, – попросила Лёшу. – Меня укачивает.
– Не вопрос, – улыбнулся Лёха. – Раз прекрасная дама желает…

Он ткнул неповоротливого товарища в бок, и оба с гоготом передислоцировались на заднюю площадку.

– Не видишь, что ли, – подкалывал Лёшу приятель, – она же с тобой заигрывает. Куй железо, пока горячо.

Потом Лёша вспоминал, что дважды пытался встать, пройти вперёд и подсесть к Свете, но так и не смог. У него кружилась голова, комок подкатывал к горлу, воздух казался спёртым. Укачать его никак не могло – на задней площадке ехал всего несколько минут.

Света дремала, прислонившись головой к окну. Такой её Лёша и запомнил, когда снова предпринял попытку пройти вперёд. Но не успел: резко завизжали тормоза, автобус мотнуло в сторону, затем последовали глухой удар и звук разбившегося стекла. Светлана даже не успела очнуться. Именно в то место, куда она прислонила голову, влетел грузовик – шофёр не справился с управлением. Мгновенная смерть, вдобавок осколки стекла вошли в смятый левый висок. Кроме Светы, никто не пострадал – все двадцать человек, включая водителя, отделались лишь ушибами и царапинами.

Игоря не отпустили на похороны, он смог приехать лишь месяц спустя. Всё вышло, как и хотела Светлана: молодого человека она всё же встретила в ослепительно-белом платье, пусть и на снимке. В этом платье Свету и хоронили.

Дядя Женя с тётей Тамарой так и не смогли оправиться от горя. Родители пережили дочку всего на несколько лет, ушли один за другим. А мы в семье до сих пор гадаем, что стало причиной смерти маминой сестры: слепое следование судьбе, которую Света каким-то образом предчувствовала, или наоборот, отказ ей следовать. Ведь последние месяцы Света жила словно наперекор предыдущим годам: научилась радоваться, захотела нормальной человеческой жизни, перестала бояться смерти. Кто знает, останься она грустной Несмеяной, глядишь, и избежала бы ранней гибели. Но можно ли назвать настоящей жизнью существование, заполненное постоянным страхом перед роком? Сложный вопрос.

Из письма А. Поликарпова,
г. Орехово-Зуево, Московская область
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №12, март 2023 года