В голове бьют колокола
16.05.2023 23:34
Объяснить это явление никто не в состоянии

В голове бьют колоколаДорогая «Моя Семья», здравствуйте! Я ваша большая поклонница. Читаю газету, не пропускаю ни единого номера. В первых числах лета я отпраздную 87-й день рождения. Мне сейчас очень тяжело. Прошу передать моё письмо батюшке Александру Дьяченко. У меня к нему есть несколько вопросов.

Милый батюшка Александр, благодарю вас за труд! Очень люблю читать ваши советы! Всегда с огромным вниманием и болью в душе читаю ваши рассказы и ответы читателям и особенно благодарна за ваше слово. Кстати, среднего сына я тоже назвала Александром.

Было у меня три сына, один умер ещё младенцем. Средний служил в армии в подмосковном Загорске – теперь это Сергиев Посад. Получил там травму, болел, но кое-как дослужил до дембеля. Он умер от сахарного диабета в возрасте Христа. А старший сын скончался у меня на глазах от повторного инфаркта, это случилось 2 марта 2021 года. С тех пор живу совершенно одна – с котом, ежом и овчаркой.

В детские военные годы мне нравилось дружить с другими детьми. Где мы только не лазили! Часто проникали в закрытую церковь, тогда там располагалось зернохранилище. Этот храм расположен в селе Краснохолм Оренбургской области. Помню, как мы, маленькие, целовали лики святых, расписанные на стенах. С тех пор я уверовала, что Бог есть.

Хотя советская власть запрещала проводить службы во многих церквях, закрывала храмы, мой отец верил в Бога. Он погиб под Сталинградом. Но я его всё равно отпела в нашем городе.

Я часто приезжала в Москву, любила ходить в столичные храмы. Однажды в Троице-Сергиевой лавре побывала на праздничной литургии, которую вёл сам патриарх Пимен. Часто вспоминаю ту службу, хотя не знаю, какой это был день. Помню лишь, что патриарх приезжал на какой-то великий престольный праздник летом.

Раньше я часто ходила в храм, когда ноги позволяли. А сейчас, увы, здоровье уже не то, дальше вольера собаки идти не могу. Но всегда молюсь перед едой и сном.

А теперь хочу изложить свой вопрос. Скажите, пожалуйста, чем отличается «Живая церковь» от обычной, православной? Когда я была маленькая, меня крестили в обеих – сначала в «Живой», потом в нашей.

Второй вопрос: перед смертью старшего сына я постоянно слышала в голове или ушах хоровые казачьи песни. Возможно, это оттого, что по маминой линии мы – терские казаки. Но не знаю, что это такое и с чем связано подобное явление. Конечно, я часто тяжело болела, иногда даже приходилось так туго, что надежды на выздоровление не оставалось. Но всегда каким-то чудом, словно птица феникс, восстанавливалась из пепла. Лежала в онкологической больнице. Интересно, связано ли это «пение» с моим состоянием?

А сейчас у меня в голове часто поёт церковный хор. Если бы речь шла об обычном шуме в ушах, я была бы спокойна. Но почему я слышу именно церковных певчих? Не знаю, как на это реагировать. Батюшка Александр, подскажите, если возможно, пожалуйста, дайте совет.

Из письма Р.С. Косаревой,
г. Оренбург

Комментарий священника

Здравствуйте, дорогая Р.С.! Какую удивительную фразу я прочитал в вашем письме – сразу представил малышей, целующих фрески поруганного храма. Ваше детство выпало на очень тяжёлое время, наверное, самое трудное за весь XX век, голодное и холодное. Война, сиротство после гибели отца на фронте… Вы пишете, что отец был человеком верующим и погиб, защищая Отечество. Христианская кончина. И вы, став уже взрослой, исполнили свой дочерний долг и отпели отца в храме.

Вы ничего не рассказываете о своём муже. И я не знаю, были ли вы счастливы в семейной жизни. Зато знаю, что у вас родилось трое сыновей. Наверняка вы о них молились. И даже помните служение святейшего патриарха Пимена. Не каждый человек в те годы отваживался посещать богослужения.

Дожив до преклонных лет, вы столкнулись с непонятным явлением – слышите странные песнопения в голове. Несомненно, слышите их только вы, а не окружающие. Объяснить это явление я не в состоянии. Не ошибусь, если скажу, что никто вам его не объяснит. Зато у меня есть свидетельство, что вы далеко не единственный слушатель таких «песен». Конечно, это знак конкретно вам, но каков его смысл, понять можете только вы. Я же расскажу вам одну похожую историю, которая произошла с моей хорошей знакомой.

На праздник Успения Пресвятой Богородицы мы отпевали 89-летнюю тётю Лену. Скончалась она рано утром в субботу. Накануне вечером к ней приходила внучка. Тётя Лена, совсем глухая, за несколько дней до этого неудачно упала и сломала ногу. Внучка рассказывала: лежит бабушка и словно прислушивается к чему-то.

– Бабушка, что ты слышишь? – поинтересовалась молодая женщина.
– Колокола звонят, – ответила пожилая женщина. – А ты разве не слышишь? И так громко! Праздник, что ли, сегодня?

Когда я стал священником, тёте Лене было уже за семьдесят. На пару с сестрой они шили разноцветные облачения на престолы всех храмов в нашей округе. Ещё шили воздухи, платы для причастия. Копили деньги, покупали ткань и шили. Тётя Лена – одна из последних праведниц, которых я застал ещё в той, прежней своей жизни.

На следующий день после похорон служили молебен в часовне, и я рассказал прихожанам о «колоколах» тёти Лены. Подходит мужчина, мы с ним приблизительно одного возраста.

– В детстве мама водила нас на воскресные службы, – рассказывает. – И крестики обязательно повязывала. Помню, мне исполнилось десять, я иду вдоль дороги, думаю о чём-то своём. Смотрю под ноги. Вдруг непонятно откуда громыхнул церковный клирос. Да как запоёт! Я остановился как вкопанный, озираюсь вокруг и вижу – прямо на меня летит грузовик. Как я сориентировался, как умудрился одним махом прыгнуть в сторону и спрятаться за какую-то каменную преграду – не помню. Грузовик всей массой ударился об эту преграду, остановился и заглох. Оказалось, шофёр напился и заснул за рулём.

Что касается так называемой «Живой церкви», на этот вопрос я могу ответить вам вполне определённо. Проблема, в результате которой в нашей стране была создана «Живая церковь», возникла задолго до прихода к власти большевиков. Хотя реализовываться начала именно при них.

Привычная система управления церковью, во главе которой стоят патриарх и Синод, появилась не так давно. До 1917 года церковь в течение двухсот лет не имела патриарха, для её управления во времена Петра Великого был создан Святейший Правительствующий Синод. В Синоде заседали лица духовного звания, а отвечал за всё специальный чиновник, который назывался обер-прокурором Святейшего Синода. Его назначал государь. Таким чиновником мог стать кто угодно, независимо от нравственных установок, происхождения и вероисповедания.

Известен один из подобных обер-прокуроров при государыне Екатерине II, который вносил предложение отказаться от почитания икон и мощей. При той же Екатерине это место было пожаловано бывшему генералу, привыкшему курить трубку и материть подчинённых, в том числе и людей духовного сана. Всё зависело от отношения государственной власти к институту церкви. История знает также имена выдающихся деятелей, трудившихся на посту обер-прокурора и оставивших о себе самые добрые воспоминания.

В начале XX века появился Манифест о свободе вероисповедания, и все существовавшие в России деноминации получили свободу самоорганизации. Православная церковь осталась единственной, кого манифест не коснулся. Но с 1905 года внутри церкви усилилось брожение недовольных существующим положением. Более того, в среде учащихся духовных семинарий и академий стали распространяться революционные идеи. Это достигло угрожающего размаха. Не случайно так много бывших семинаристов примкнуло к социал-демократическому движению, немало их и в числе тех, кто потом возглавлял советскую власть.

Сам факт отречения от власти государя Николая II был с воодушевлением принят руководством церкви, епархиальными управлениями, преподавателями и руководством духовных учебных заведений. Все ждали перемен внутри церкви. Некоторые приветствовали приход большевиков к власти в стране, ожидая справедливые социальные перемены в жизни народа. Были священники, которые воевали в рядах красноармейцев, и напротив, немало священнослужителей поддержали движение белых.

Никто и не подозревал, что советская власть не намеревалась выстраивать хорошие взаимоотношения с церковью. Она ставила целью её искоренение. Но поскольку число верующих в стране было значительным, большевики запаслись терпением и стали искать союзников в борьбе с традиционным православием.

Некоторое время советская власть поощряла существование протестантских и старообрядческих общин, называя их социально близкими советской власти и пострадавшими от гнёта церковников. Но потом, когда православная церковь в СССР властями была почти уничтожена, очередь дошла и до бывших «союзников». Все уехали в лагеря.

Большевики искали любую возможность разваливать церковь изнутри. С этой целью и сформировали «Живую церковь», которая поддерживалась государством и открыто противопоставлялась церкви традиционной. Я не стану вдаваться в подробности их противостояния и рассказывать о требованиях «живоцерковников». Скажу одно: как ни пыталась советская власть навязать народу «Живую церковь», ничего у неё не получилось. Можно отобрать храмы, но наполнить их народом по приказу невозможно. Народ к раскольникам не пошёл, хотя среди тех действовали люди незаурядных способностей. Обман не получился.

Ещё некоторое время приходы «Живой церкви» существовали параллельно с храмами традиционной церкви, а потом, большей частью со смертью своих духовных лидеров, они закрывались. Их духовенство частично вернулось в православие, частично было репрессировано. Известно, что около десятка епископов и священников из «живоцерковников» были расстреляны на Бутовском полигоне.

Поэтому, дорогая Р.С., я вполне допускаю, что в тех местах, где вы появились на свет, существовал приход именно «Живой церкви», хотя это общее название для нескольких подобных организаций, созданных чекистами. Родители ваши, особо не задумываясь, видимо, поспешили и окрестили вас в первом попавшемся храме. Но некоторое время спустя, разобравшись, кто-то из взрослых крестил вас уже в истинной церкви.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №19, май 2023 года