И тут подключились мужики
28.06.2023 15:46
Даже просить не надо – вам двери откроют, булку маслом намажут

И тут подключилисьДобрый день, уважаемая редакция! Прочитала в №17 заметку «Ребёнка мы укомплектовали» и слегка расстроилась. Пока раскачивалась, подобную историю практически сняли у меня с языка. Ну что ж, всё равно расскажу её.

Я преподаю в вузе. Несколько лет назад обратила внимание на одну первокурсницу. Сидит на лекциях, вроде что-то пишет, а в тетрадь капают слёзы, огромные, как горох. Девушка плакала на одной паре, на второй, а через месяц меня в коридоре института остановила взрослая женщина с просьбой поговорить. В ходе беседы выяснилось, что это тётя той первокурсницы.

Она рассказала, что девушке ещё нет восемнадцати, она беременна, а родители её выгнали из дома. Я удивилась: мы не знакомы, и вообще, при чём тут я? Но тётя поведала, что сама в полной растерянности, а племянница почему-то считает, что обсудить всё надо именно со мной.

После разговора со студенткой выяснилось, что её родители с мусульманскими корнями. Они не просто отказали дочери в проживании, заявив, что та их опозорила, а грозятся избить, если девушка не избавится от ребёнка. У тётки однокомнатная квартира, где она проживает с мужем и матерью. Девушка спит на кухне, ребёнка разместить можно разве что на кухонном столе.

Мать будущего отца, тоже первокурсника, и слышать о девушке не желала. Устроила скандал: мол, неизвестно ещё, чей ребёнок, а сыну сказала, что таких девиц у него ещё будет море. А нам пообещала, что она никому не позволит мешать сыну учиться.

Тётя девушки была абсолютно растеряна: и племянницу жалко, и жить им не на что и негде. А как быть, непонятно. Может, всё же разумнее избавиться от ребёнка, обоим получить образование, профессию, встать на ноги, а потом уже думать о детях? Ведь все кругом говорят, что так правильно.

Я посмотрела на девушку – и мне стало не по себе. Мало того что слёзы из глаз катились непрерывно, так вдобавок лицо её было… Даже слов не могу найти, чтобы его описать. Такими бывают иконописные лики: скорбь, серьёзность, готовность принять всё, что предначертано судьбой. Помню, как удивилась тогда: 18 лет – и такие глаза!

Студентка призналась, что от ребёнка избавляться не будет и даже слышать об этом не желает. Молодого человека любит, он готов сразу перевестись на заочное отделение, чтобы работать. На днях она становится совершеннолетней, и пара зарегистрирует брак. Раньше этого не делали, чтобы не просить разрешения на оформление отношений у её родителей, ведь с ними прекратилось всяческое общение. Девушка попросила лишь подсказать, есть ли какие-нибудь заведения для проживания таких беременных девчонок, которым негде жить. Я обещала подумать и включила голову в режим мозгового штурма.
Мать паренька, узнав, что он всё же подаёт документы на заочное отделение, примчалась в деканат, где стала скандалить, что её сын из-за какой-то беременной девки ломает свою судьбу. Но учебные инстанции к ситуации девушки никакого отношения не имели, поскольку не обладают такими полномочиями. Так молодая пара осталась фактически на улице. У родителей девушки, как и у матери парня, имелось по трёхкомнатной квартире, а угла для собственных детей не нашлось.

Тогда я собрала родительское собрание. Хотя в вузах это не принято, но у нас как-то прижилось. Рассказываем про специализацию видов права, которую лучше обдумать как можно раньше.

Пришло человек сорок, я объявила тему – помощь молодой паре. Некоторые родители тут же ретировались со словами: меня это не касается, я даже слушать не желаю. Тут вошёл декан и со всеми присутствовавшими мужчинами поздоровался за руку – это произвело на родителей сильное впечатление. Затем обратился к родителям: мол, одна голова хорошо, а тридцать лучше, надо что-то придумать, а то как бы ребята дров не наломали. И заметил: «Каждый может попасть в такой переплёт. А вдруг моя дочь оказалась бы в такой ситуации?»

Декан пообещал, что вуз устроит девушку посудомойкой в комбинат студенческого питания: посуду можно мыть сидя, зато она всегда будет накормлена. Одна родительница заявила, что по чуть-чуть скинуться всё же придётся: она 11 лет проработала казначеем в школе и знает, что в таких делах без денег никуда. Да никто и не возражал.

Тут же подключилась мама другой девушки, акушерка по образованию, и вызвалась в коридоре поговорить с ожидавшей там главной героиней. Акушерка велела будущей мамочке прийти к ней в женскую консультацию, а она найдёт тактичного врача, чтобы какой-нибудь умник грубым словом не обидел студентку.

Ещё одна женщина, стесняясь, призналась, что у них совсем недалеко от учебного корпуса есть крошечная квартирка в старом фонде, но жить там невозможно: полы провалились, дверь фанерная, балкончик практически стоит на земле. Они давным-давно забрали оттуда бабушку, но за жильё платят, поскольку есть надежда, что дом снесут и что-нибудь выделят взамен. Тут родители поднялись с мест: раз недалеко, решили посмотреть на жилище.

Уже на месте мужики включились очень деятельно: сразу пошли разговоры про лаги, фанеру, доски. Чей-то отец заявил, что поменял в своей квартире рамы, а старые, ещё приличные, вполне можно использовать здесь. У другого мужчины доски на даче старые, но прочные, долго лет лежат без дела, а сюда пригодятся в самый раз, взамен гнилья на полу. Кафель на кухню из старых запасов принесли практически все родители. Раздобыли белый, розовый и в цветочек, разного размера. Кто-то из рукастых мужчин очень симпатично выложил «фартучек» на кухне над плитой и «панно» над ванной.

Вспоминаю – удивляюсь. В принципе, наши мужики могут сделать любую работу – их просто следует убедить, что это действительно нужно. Отец, который хорошо разбирается в электрике, обновил всю проводку. Тот, кто работал на стройке, притащил новый унитаз, списанный как брак, и обрезки линолеума, которые очень аккуратно настелил на полу поверх досок. Старый холодильник «Саратов» мать какой-то студентки привезла с дачи: выкинуть рука не поднялась, а тут пригодился.

Через несколько дней я увидела беременную студентку, сходившую на приём к врачу и первое УЗИ. На этот раз её глаза напоминали не иконописные очи, а многоугольники.

Спрашиваю:
– Что опять случилось?
– У меня двойня!
– Вот теперь верю: у вас действительно любовь! – поздравила шутя.

Но будущей маме было не до шуток. Чувствовала она себя плохо, на парах сидеть не могла, взяла академический отпуск, но посудомойкой работала.

В студенческой столовой её кормили на славу: и белки, и жиры, и углеводы, прямо как в фильме «Девчата» – каждая калория на своём месте. Повар распорядилась, раз такое дело, кормить беременную за троих: и печёнку куриную для неё тушили в сметане, и морковный сок делали, и яблоки запекали в духовке. Стоять долго у мойки не разрешали, присматривали, как за своей дочерью.

Родители однокурсников, проникнувшись этой историей, притащили кучу детской одежды. На собранные деньги заказали и установили в квартире железную дверь и купили коляску для близнецов. Но пришло новое испытание: молодого мужа-заочника призвали в армию.

Он прослужил всего несколько месяцев. После рождения мальчиков очень ждал дембеля. По закону срочники, имеющие двух детей, не призываются, либо, как в данном случае, им сокращается срок службы. Не знаю, в какой округ он был призван, но солдат неправильно перевозили в автотранспорте. Случилась авария, куча пострадавших. Погибло двое, одним из них оказался отец двойни. Вылетев из открытого кузова автомашины, парень погиб на месте.

Я встретила эту студентку, когда её детям было около года. Двое здоровых и очень красивых мальчика, фотографически похожих на высокого симпатичного отца. А она… В 18 лет стать матерью двух детей и вдовой без собственного угла и поддержки родных – это не каждому под силу.

С родителями она по-прежнему не общалась и проживала в квартире, которую обустроили добрые люди. Как юная мама справлялась со всем, не представлю. Девчонки из группы забегали посидеть-погулять с детьми, студенческий общепит подкармливал. Но на лице хозяйки остался отпечаток скорби, который я не видела и у более взрослых людей.

Многие кричат на всех углах: «Хочу ребёнка!» А когда ребёнок получается, начинают трястись: «Ой, мамочки мои, что же теперь будет? Может, само рассосётся?» Одна взрослая знакомая, всё мечтавшая о доченьке, совсем недавно избавилась от вроде бы желанной беременности. Ей чуть за тридцать, есть жильё, работа. Покупает на оптовой базе трусы-носки, перепродаёт в розницу чуть дороже. Я мужу бельё у неё покупаю.

Как-то раз столкнулась с ней – всё лицо в пигментных пятнах. Поздравила с доченькой или сыночком, а она отмахнулась: ой, нет, я тогда всё же поняла, что морально не готова. Попыталась её отговорить делать аборт: «Мужики воюют, бабы рожают – естественное дело! Веди себя достойно! Чего кудахтать-то?» Не отговорила.

Никого не осуждаю, просто всю жизнь делаю выводы: одни люди слабы в коленках до неприличия, а у других вопреки всем обстоятельствам крепость духа несгибаемая, и возраст тут ни при чём. И потом, видимо, судьба действительно существует: одним порхать, другим чашу горя и скорби испить по полной.

Порой рассказывает о себе какая-нибудь дама: ах, мне под сто лет, детей нет, я вся в искусстве, поэтому так хороша! Смешно слушать. А тут просто стойкий оловянный солдатик.
Молодая мать мне сообщила, что в институт не вернётся – юриспруденция ей уже поперёк горла. Посоветовала ей поступить в медучилище, а затем, если получится, в мединститут. Ей очень помогли врачи, поддержали, так что она захотела отдать свой моральный долг этим людям.

Недавно снова встретила её – чисто случайно. Подходит на улице человек и обнимает меня. Разговорились.

Училище окончила, в мединститут поступила. Живёт с матерью погибшего мужа – та её с детьми прописала и даже составила завещание на квартиру. Дня не проходит, чтобы мама парня не просила прощения. Постоянно причитает: поведи она себя иначе, сын не перевёлся бы на заочное, не попал в армию и, скорее всего, остался жив. Смотрит на красавцев внуков и ужасается: а если бы невестка тогда прервала беременность? Мальчишки очень шустрые, бегают наперегонки в магазин и даже в аптеку. И хотя аптечные товары детям отпускать не полагается, их там знают и продают гематоген вместо конфет и бинты для бабушки, у неё варикоз.

На мой вопрос насчёт повторного замужества бывшая студентка так посмотрела на меня, что я сразу поняла: лучше бы не спрашивала. Меня прожгли взглядом. Девушка ответила, что до сих пор любит мужа и страшно скучает по нему. А потом произнесла: «Я хочу быть с тобой. Я так хочу быть с тобой, и я буду с тобой… Помните?» Ну конечно же, я помнила эту песню.

Девушка сказала, что вырастит детей, станет ухаживать за свекровью, а потом они обязательно с мужем будут вместе. Я её поняла. Настоящие люди с пронзительной судьбой всегда видны, впрочем, как и люди-побрякушки.

Я перечитала ещё раз своё письмо и неожиданно подумала вовсе не о беременных и даже не о женщинах, а вот о чём. Неужели кто-то всерьёз рассчитывает, что наших людей в принципе можно победить? Да в России и просить никого не надо – только заикнись, и двери откроют, булку маслом намажут, деньгами скинутся и делами помогут.

Думается, в стране таких историй много – хоть альманах пиши на тему «Как мне люди помогли». И без разницы, где они происходят, на Кубани, в Сибири или Питере.

Из письма В.В. Ивановой,
Санкт-Петербург
Фото: Shutterstock/FOTODOM


Опубликовано в №25, июнь 2023 года