СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Евгений Герасимов: За этой дверью открывается волшебный мир
Евгений Герасимов: За этой дверью открывается волшебный мир
06.11.2023 20:05
Евгений ГерасимовЕвгений Владимирович Герасимов – не только известный кино- и театральный артист, но ещё и политический деятель, депутат Московской городской думы. В восьмидесятые широкую известность ему принесли роль робота Вертера в фильме «Гостья из будущего» и персонаж отчима Кати, дяди Володи, в легендарной кинокартине «Вам и не снилось». Чем сейчас живёт актёр, режиссёр, а с недавних пор ещё и руководитель Театра на Малой Ордынке, – в интервью «Моей Семье».

– Евгений Владимирович, в юности вы собирались поступать в технический вуз, а вместо этого в четырнадцать лет попали в кино. Расскажите, пожалуйста, о случае, который решил вашу судьбу.
– Это произошло не в четырнадцать лет, а значительно раньше, тогда мне было двенадцать. После школы мы с ребятами хулиганили на улице. Нас увидела ассистентка режиссёра с «Мосфильма», подозвала и сказала: «Ребята, давайте лучше в кино сниматься». Мы обрадовались, даже роли распределили. На следующий день в школу пришли, а уроки, естественно, не выучили. Одного из моих друзей вызвали к доске, а он на весь класс заявляет: «Я теперь артист, мне учиться необязательно». Учительница, опешив от такой наглости, вызвала всех и каждому из нас поставила по двойке. Да ещё и не поверила нашему рассказу, сказав, что всё это неправда, что эта аферистка вас заманит и будет шантажировать родителей, требовать с них деньги. Мы расстроились и решили больше не вспоминать эту историю.

Но через некоторое время ассистентка разыскала контакты наших родителей, и мы с ребятами вчетвером поехали на «Мосфильм», взяв с собой по перочинному ножу. Впервые увидев киностудию, я уже был не в силах отвести взгляд от павильонов, где в это время снимали фильмы. Нас встретил помощник режиссёра, посадил в небольшой комнатке учить текст, однако меня уже было не удержать, ведь за дверью открывался волшебный мир кинематографа. Я вежливо отпросился в туалет и пошёл гулять по длинным и витиеватым коридорам «Мосфильма». Там меня заметила ещё одна ассистентка по актёрам и пригласила на фотопробу для другой ленты.
В результате меня утвердили сразу в две картины, причём один из фильмов – это «Полустанок» великого Бориса Барнета. Но было лето, и родители отправили меня в деревню на отдых.  Мой дебют в кино всё же состоялся. Первой картиной оказался фильм «Они не пройдут». После выхода на экраны кинокартины «Они не пройдут» меня заметил режиссёр Юлий Карасик и пригласил на роль в ленте «Человек, которого я люблю». Во многом мою судьбу определило участие именно в съёмках этого фильма. Я был просто зачарован тем, как режиссёр на съёмочной площадке подчиняет всех своей творческой задумке. Актёры, операторы, художники – абсолютно вся съёмочная группа помогала воплотить в жизнь киносценарий. Потом у меня было ещё много предложений сниматься в кино, даже в картине «Доживём до понедельника» режиссёра Станислава Ростоцкого, но я отказывался.

– Почему?
– Несмотря на востребованность, в моей душе всё же оставались сомнения в правильности выбора профессии. Я наблюдал, как многие талантливые ребята вынуждены зарабатывать себе кусок хлеба, снимаясь в массовках, иногда даже доводилось видеть унизительное отношение к очень одарённым с моей точки зрения людям. Кто мог гарантировать, что мне не придётся повторить их судьбу? Будут ли меня и дальше приглашать на главные роли, смогу ли я всегда быть интересен режиссёрам и зрителям?

Тем более я учился в физико-математической школе и серьёзно намеревался поступать в Бауманку. Но моим планам не суждено было сбыться. У одного из величайших кинорежиссёров современности, Ингмара Бергмана, есть такая картина – «Прикосновение». Видимо и у меня произошло прикосновение к искусству, и я решил рискнуть и попробовать свои силы в Щукинском училище, ведь там до третьего тура можно было не сдавать документы. А параллельно проверился в Щепкинском училище при Малом театре, где тоже прошёл. Так что точные науки остались далеко в прошлом.



– Какими запомнились вам родители?
– Мы всегда жили очень дружной семьёй. Мои родители очень уважали друг друга, любили, опекали и заботились о нас с сестрой. И, конечно, я помню, как моему отцу Владимиру Герасимову, ветерану войны, из-за ампутации ноги приходилось нелегко. Мама всячески поддерживала его, ухаживала и всегда была рядом. К сожалению, они ушли из жизни, но по сей день остаются для меня очень любимыми людьми.

– Окончив Щукинское училище, поработав в театрах и снявшись в нескольких фильмах, вы сами стали режиссёром. А сегодня возглавляете театр Луны на Малой Ордынке. Какие задачи ставите себе как художественному руководителю?
– Мы хотим быть любимыми нашими зрителями. Основным акцентом в репертуарной политике решил делать на классику, ведь она всегда современна. Хотя это не исключает и появления в репертуаре современной драматургии. Мы открыты для новых форм и современного осмысления литературного наследия. Уверяю, Театр на Малой Ордынке станет одним из ведущих столичных коллективов.



– Киносериал «Гостья из будущего» сегодня стал фильмом-легендой. И это во многом благодаря вашему бесподобному персонажу биороботу Вертеру. Кто придумывал для этого героя мимику, манеру двигаться и говорить? Как появился его знаменитый костюм? Это совместная работа, или ваш вклад в создание образа был самым значительным?
– Фильм снимал прекрасный режиссёр Павел Арсенов. Конечно, большая часть того, что воплощено в этом фильме, помимо блестящего сюжета автора фантастической повести Кира Булычёва, придумывал сам Арсенов. Вдобавок он сумел сплотить вокруг себя команду единомышленников. Каждый образ рождался в совместном творчестве, именно поэтому фильм так любим зрителями. Между прочим, изначально роли робота Вертера не было в сценарии, но сейчас, по прошествии лет, уже невозможно представить кинокартину без этих сцен.

Евгений Герасимов– А чем вам запомнились съёмки фильма «Вам и не снилось»?
– Я читал прекрасную повесть Галины Щербаковой и, когда режиссёр пригласил меня играть в этой картине, не скрою, очень обрадовался предложению. Моей киносупругой в этой ленте стала изумительная Ирина Мирошниченко. На съёмочной площадке была создана замечательная атмосфера: талантливый режиссёр Илья Фрэз, блестящие партнёры-артисты, дружная команда. Премьеру этого фильма в России в 1981 году посмотрело более 26 миллионов зрителей, картина была представлена и за рубежом, да и по сей день фильм вызывает большой интерес, в том числе у нового поколения.

– Евгений Владимирович, вы по-актёрски органичны и в фантастике, и в реалистической драматургии. А ваш любимый литературный жанр?
– Ну, я нахожусь в поиске жанра, а точнее, жанров. Главное, в конце концов, – интересный материал.

– В своё время вы сняли как режиссёр фильм-сериал о Савве Мамонтове и даже сами сыграли заглавного героя. Чем вам оказался близок данный исторический персонаж?
– Ко мне как к депутату Московской городской думы, председателю комиссии по культуре и массовым коммуникациям, поступало много обращений коллег с просьбой поддержать тот или иной фильм. Знаменитый русский меценат Савва Иванович Мамонтов очень много сделал для нашей страны, в том числе для творческих людей. Он открыл для России и создал условия для развития таких талантов, как Шаляпин, Васнецов, Нестеров, Поленов, Коровин. Он приобрёл и восстановил историческую подмосковную усадьбу Аксаковых Абрамцево, где в начале века подолгу жил Гоголь, а во времена Мамонтова – величайшие художники России. Так получилось, что режиссёром четырёхсерийного фильма я стал совершенно случайно. Изначально за съёмки должен был отвечать Всеволод Шиловский, он пригласил меня сыграть Савву, но в силу обстоятельств я не смог сниматься. Пришлось самому встать у руля.  Как раз в Московской городской думе у меня были каникулы и появилась возможность дать жизнь этому фильму. Вдобавок тема мне близка, поскольку я тогда занимался законом о меценатстве. Вы знаете, показать масштаб такой грандиозной фигуры, как Савва Мамонтов, очень сложно, но, надеюсь, нам это удалось.

– У вас двое детей, однако они не пошли по артистической стезе. Почему?
– Во-первых, это их выбор. Да, честно говоря, я и сам не очень хотел, чтобы они стали артистами. Хотя и не возражал бы против этого, поскольку они у меня выросли красивые, образованные и умные. Впрочем, я придерживаюсь мнения, что артистам лучше помогать, чем самому им быть. Тем не менее, мой сын Владимир в паузе между сменой мест работы всё-таки решил сняться у меня. Как раз шли съёмки фильма «Туманы рассеиваются», вот я и предложил ему съездить на студию, записать пробы. Но попросил назваться другой фамилией – девичьей фамилией матери. Вечером получаю звонок от оператора проекта, который нахваливает молодого артиста, говорит, что такой искренности и не заштампованности давно не видел. И так заинтриговал меня, что на следующий день я первым делом сам отправился на студию. Каково было моё удивление, когда я понял, что речь о моём родном сыне! Так что в его творческой копилке есть несколько достойных работ, но он всё равно не пошёл по моим стопам. Зато он востребованный специалист и работает в хорошей компании.

– Ваша первая встреча с женой является притчей во языцех. Чем она вам запомнилась?
– Мы познакомились в начале семидесятых годов. В тот день мы с друзьями собирались шумной компанией. Когда начало темнеть, я собрался домой, но в подъезде встретил симпатичную девушку и понял, что она идёт туда, откуда я только что ушёл. Решил вернуться. Так состоялась наша первая встреча.

– Уже очень много лет вы состоите в браке с Марией, что редкость в наши времена. Ваш рецепт счастливого брака?
– Первое правило – уважать интересы друг друга, быть терпеливыми и сдержанными. Стараться сохранять счастье домашнего очага. В нашей семье огромная нагрузка лежит на плечах Марии. И все пять внуков очень любят к нам приезжать, а это, между прочим, требует больших усилий по хозяйству. Мне кажется, мы удачно дополняем друг друга.

– У вас пятеро внуков. Чем они занимаются, увлекаются?
– Старшие две девочки-внучки учатся в институтах, а трое младших внуков, девочка и два мальчика, сейчас ходят в школу.

– В своё время вы стали заниматься ещё и политикой и продолжаете это делать с успехом. С какой целью?
– На студии имени Горького я руководил Советом молодых. Позже возглавил Третье творческое объединение, которое мне передал С.И. Ростоцкий.

Решал очень многие социальные и бытовые вопросы большого коллектива, а это свыше четырнадцати тысяч человек. И огромная ответственность всецело лежала на мне.

Затем организовал Гильдию актёров кино России. Занимался поддержкой артистов, которые в этом очень нуждаются, – задача благородная.

В какой-то момент мне предложили участвовать в выборах в Московскую городскую думу. У меня получилось набрать нужное количество голосов, и с тех пор я являюсь депутатом. Я люблю свою работу. Мне кажется важным доносить до власти проблемы людей, помогать в их решении.



– Подписана на ваш «телеграмм»-канал. Вы сами ведёте страницу?
– Бывают дни, когда рабочая нагрузка слишком высокая. Поэтому делегирую помощникам возможность публиковать информацию. Тем не менее, читаю всё, что пишут на моей странице в «Телеграмм». И в основном стараюсь вести её сам.

– Есть ли у вас домашние животные?
– У нас сейчас живёт собачка по имени Зума, это белый терьер. Раньше у меня были ирландский волкодав, бобтейл и королевский пудель. Сами видите, я предпочитаю крупные породы, но маленькая Зума пользуется всеобщей любовью, тем более что изначально это был подарок внучке. К сожалению, сейчас она не может проводить с ней много времени, поэтому о собаке заботимся мы. Но внучка использует любую возможность увидеться с Зумой и поиграть.

– Ваши пожелания зрителям и читателям.
– Приглашаю всех читателей обязательно посетить Театр на Малой Ордынке. У нас разнообразный репертуар для любого возраста. Во многом для семейного просмотра. Рекомендую приобретать билеты заранее, поскольку многие спектакли идут с аншлагами. Мы говорили с вами в основном о Театре на Малой Ордынке, однако я играю не только там, но и в любимом «Ленкоме» в спектаклях «Доходное место» и «Ту пэй, или  Всё оплачено». Приходите, я вас жду!

Расспрашивала
Дарья СОКОЛОВА
Фото: из личного архива, PhotoXPress.ru

Опубликовано в №44, ноябрь 2023 года