Не возвращайте деньги
19.11.2023 12:21
Вы станете соучастником мошеннической схемы

Не возвращайте деньгиТелефонные мошенники порядком надоели. Особенно «дочки-сыночки», звонящие из больниц: если я немедленно не привезу или не перечислю деньги, бедолаги тут же скончаются. Беру грех на душу – позволяю им скончаться, ведь на всех не напасёшься. Немногим лучше «сотрудники» Пенсионного фонда, Следственного комитета, полиции и МФЦ. Тоже фантазией не блещут, но с ними хоть словом можно перекинуться, а то и послать подальше – в зависимости от настроения.

Рабочий день у этой бравой братии начинается около одиннадцати утра. Я уже знаю, откуда ветер дует, ведь в это время мне больше никто не звонит. Трубку беру в крайних случаях, когда охота поразвлечься. Но описанные ниже события почти на месяц лишили меня столь милой забавы. Ну что им стоило хотя бы робота задействовать – тоска ведь зелёная! Как в старинном романсе – «ни слова, о друг мой, ни вздоха». Однако всё по порядку.

У меня два телефона. Первый – многофункциональный, по нему я, в частности, оплачиваю услуги связи. Второй привязан к карте Сбера и больше нигде не используется. И вот в воскресенье, 8 октября, получаю сообщение от мобильного оператора на первый телефон: мой счёт пополнен на 300 рублей. Такие СМС приходят ежемесячно, когда плачу по тарифу. Но на этот раз счёт пополняла не я.

Захожу в личный кабинет, проверяю баланс: деньги действительно поступили. Стало быть, кто-то ошибся. У меня летом так было – платила онлайн за месяц и указала не ту цифру в номере телефона. Спохватилась, да поздно: денежки тю-тю. Утром звоню по этому номеру, отвечает мужчина: «Да-да, я уже заметил. После пробежки, примерно через полчасика, верну. Куда перечислить?» Называю номер второго телефона (умница, да?).

Правда, вернул. Есть же отзывчивые люди, дай им бог здоровья.

И вот теперь, получив деньги от неизвестного лица, звоню сотовой компании, объясняю ситуацию.

– Ой, – говорит милая девушка Аня, – а может, вы сами перевели да забыли?
– Нет, я плачу раз в месяц, строго по тарифу.
– Ну, значит, кто-нибудь ошибся, – предполагает Аня.

Тоже мне, Америку открыла. Впрочем, ладно, не велика беда. Я тут же забыла о странном переводе, а зря! Деньги продолжали поступать до 15 октября включительно, баланс пополнился ещё на 1200 рублей, и каждый раз в компании заверяли, что кто-то ошибся или же я сама перепутала. «Пять раз?» – уточняла я.

В трубке повисала пауза, и лишь однажды оператор Максим порекомендовал в переговоры не вступать, деньги самостоятельно не возвращать. Посылать звонящего следует – тут я навострила уши – нет, не по известному адресу, а в службу техподдержки либо в офис компании. После чего, по предъявлении чека, «пострадавшему» вернут деньги, списав новые поступления с моего счёта.

Мне бы призадуматься, но я легкомысленно пустила дело на самотёк.

И тут грянуло! Пришли очередные 300 рублей – но уже на второй телефон, привязанный к карте. И, соответственно, СМС о зачислении их на счёт. Но это сообщение через день исчезло.

Похоже, к моим капиталам подбираются! Но кто и каким образом? И откуда им известен этот номер?

Лезу в интернет, читаю о подобных случаях, ужасаюсь. Блокирую карту, звоню в Сбер, оформляю заявку на перевыпуск, лечу в офис мобильного оператора, меняю номер второго телефона. Пытаюсь объяснить ситуацию девушке, но та явно «не въезжает», а ехидная улыбка говорит о том, что бабуля (это я, с её точки зрения) не в себе: забыла, когда, за что и сколько платила. Я поделилась предположением о мошенниках, на что девица, одарив меня сочувственным взором, сообщила, что слышит о такой ситуации впервые. И уткнулась в свой смартфон.

Не стану описывать мытарства в Сбере, скажу лишь, что перевыпуском моей карты занимались пять человек в течение двух с половиной часов. Новый номер телефона никак не хотел к ней привязываться. Утешало одно: злоумышленники до моих сбережений теперь не доберутся, как, впрочем, и я сама. Наконец пригласили старшего менеджера, и проблема была решена за пять минут.

Назавтра на мой главный телефон обрушилось пять сообщений от мобильной компании, на следующий день – столько же: «Ваше обращение рассматривается… о результате уведомим». И вскоре эти СМС тоже чудесным образом улетучились. Эту головоломку разгадать пока не удалось, тем более что я ни к кому не обращалась.

А теперь объясняю, в чём суть мошенничества. На поверхности лежит простая схема.

Баланс сим-карты пополняется неизвестным «благодетелем». Когда набирается некоторая сумма, он звонит вам – номер его телефона чаще всего схож с вашим, но не обязательно. Клятвенно заверяет, что напутал, и умоляет срочно вернуть ошибочно перечисленные деньги – либо при встрече, либо переводом. Те, кто принимает его слова за чистую монету, усовестившись, выполняют просьбу. После чего мошенник, радостно потирая руки, обращается в офис оператора сотовой связи и оформляет возврат. Таким образом исходная сумма удваивается, а доверчивая жертва лишается своих кровных и подчас немалых денег.

Кстати, с номера, похожего на мой, пару раз звонили. Но, как говорится, чукча не дурак и на незнакомые номера не реагирует.

Есть здесь и более глубокие пласты. Во-первых, не следует тратить зачисленные на ваш счёт средства на собственные нужды. Их присвоение закон может расценить как необоснованное обогащение, и вас по суду обяжут вернуть сумму.

Я уже изучила этот вопрос перед визитом в офис компании. В тот день пришла пора оплачивать телефон, а карту я уже заблокировала – по старинке воспользовалась терминалом. Нужных купюр не оказалось, и я попросила девушку разменять тысячу. Она чрезвычайно удивилась: мол, у вас же есть деньги на счёте (ну не дура бабка?). Да, но трогать их ни в коем случае нельзя, о чём сотрудница должна бы знать.

Во-вторых, неизвестен источник этих денег: не исключено, что добыты они преступным путём. Произведённые с ними операции (передача, пересылка, перевод) могут быть расценены как соучастие в мошеннической схеме, что приведёт к очень неприятным последствиям. Так злоумышленники часто отмывают незаконно полученные средства.

И последнее: как писал классик, никогда не разговаривайте с неизвестными. Особенно по телефону. Мошенники – прекрасные психологи, они умеют вызвать в человеке чувство стыда, ответственности за чью-то судьбу – чужое брать нельзя, нам срочно, просто позарез, нужны эти деньги на лечение, роды, похороны и так далее. Не поддавайтесь на провокацию – это всего лишь способы обмана. И предупредите об этом пожилых родственников.

Да, вот ещё что важно. Не стоит слишком надеяться на помощь работников банков и менеджеров сотовых операторов – к сожалению, уровень их подготовки подчас оставляет желать лучшего. Сами ищите нужную информацию, тщательно анализируйте её и делайте нужные выводы.

Пока я писала эту историю, в голове сложилась чёткая картинка. А ведь любезному мужчине, который летом вернул деньги, известны оба мои телефона. И номера наши похожи. Совпадение? Паранойя? И почему исчезли сообщения, пришедшие после перевыпуска карты, – неужели сотрудники компании-оператора в доле и им тоже не обломилось? Ох, лучше об этом не думать.

…Вчера с моего счёта исчезло 1500 рублей. Но маленькую выгоду с чьей-то неудавшейся махинации я всё-таки поимела: на втором телефоне так и остались три сотни. А номер-то уже другой, стало быть, забирать неоткуда. Честное слово, не хотела я присваивать чужие деньги!

Ольга МЕЛЬНИКОВА
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №46, ноябрь 2023 года