СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как устроена жизнь современных арабов
Как устроена жизнь современных арабов
23.11.2023 16:33
Как устроена жизньС точки зрения современного европейца, арабы – это ярчайшие представители мира «джунглей», который пытается уничтожить западный «сад». И вообще, арабы странный народ. Почему они моются пять раз в день, несмотря на дефицит пресной воды в их странах? Почему прячут своих женщин? Почему у них так много запретов? И как они снимают стресс без алкоголя, наркотиков и доступного секса? Да, здесь много непонятного. А сегодня, на фоне палестинского конфликта, на Западе и вовсе раздаются голоса о «неполноценности» некоторых народов Ближнего Востока. Но нам, россиянам, пока слишком далеко до таких высот расизма. Лучше попытаемся разгадать некоторые тайны арабского мира и арабского мировоззрения.

Парижские пять минут

Встречаются испанец, турок и араб: «У нас есть слово «маньяна». Это значит – сделаем когда-нибудь», – говорит испанец. «А мы говорим «яваш-яваш» – сделаем когда-нибудь, не торопясь», – вступает в беседу турок. «Какие вы суетливые и самоуверенные! – восклицает араб. – Только Всевышний знает, будет ли сделано дело! Поэтому мы говорим «иншалла». Это как «маньяна» и «яваш-яваш», но переводится – «если Богу будет угодно».

Слово «иншалла» – самое частотное в арабском языке. На нём говорит почти полмиллиарда человек, живущих на Ближнем Востоке, в Северной и Восточной Африке. А в последние годы арабы заполнили и Европу. «Ты француз?» – «Да». «Тогда скажи что-нибудь на арабском», – этот анекдотический диалог туриста с парижским таксистом уже давно стал точным отражением реальности. «Иншалла, приеду через пять минут», – обещает «француз» с арабским акцентом. Скорее всего, он приедет через полчаса, через час, а может быть, никогда. Европеец негодует: «С такими людьми невозможно иметь дело!» Араб усмехается: «Если после слова «иншалла» дело не сдвинулось с мёртвой точки, значит, Богу так было угодно».

Арабам досталась территория, большую часть которой занимает пустыня. Странствуя в песках, этот народ приобрёл поразительную неспешность и выдержку. Он легко смиряется с действительностью, безропотно сносит трудности, экономит энергию, довольствуется малым и всегда уповает на высшие силы.

Ветхозаветная легенда гласит, что праотцом арабов является Авраам, которому старая бездетная жена Сара отдала в наложницы свою рабыню – египтянку Агарь. Агарь родила Аврааму первенца Исмаила. Однако и девяностолетняя Сара вдруг забеременела, после чего произвела на свет родоначальника евреев Исаака. Опасаясь, что большая часть наследства достанется старшему Исмаилу, Сара заставила Авраама увести наложницу с ребёнком подальше в пустыню – пусть умрут от жажды. Так бы и случилось, если бы Агарь не молилась Всевышнему. Бог услышал её и вывел к колодцу. Мать с сыном спаслись, потомство Исмаила стало называться арабами – потомками Авраама.

Спустя почти три тысячелетия на месте чудесного спасения Агари и Исмаила пророк Мухаммед основал священный город всех мусульман – Мекку. Там он создал ислам и шариат – свод законов, которым следуют почти все арабы. 90 процентов из них – мусульмане.

Режим дня

«Шариат – как правила дорожного движения. Тот, кто их не выполняет, рискует своей и чужой жизнью», – говорят арабы. Также шариат часто сравнивают с рекомендациями врачей, которые позволяют сохранить здоровое тело и здоровый дух. А ещё эти законы охраняют историю, культуру, семью, которая для арабов священна.

Араб может не знать, как пользоваться ножом и вилкой, но суры Корана, хадисы (речи Мухаммеда) и тексты молитв учит с детства. В этом залог стабильности арабского общества.

Ежедневная пятикратная молитва заставляет соблюдать чёткий режим дня. Арабы просыпаются рано, потому что первый намаз совершается перед рассветом. Второй намаз – полуденный, третий – послеобеденный, четвёртый – вечерний, пятый – ночной. Такой распорядок укрепляет характер и объединяет людей.

Современные западные учёные называют намаз и предваряющее его обязательное омовение «ритуалами успеха» – они тонизируют, избавляют от уныния, тоски, стресса. «В поминании Аллаха находят утешение сердца», – сказано в Коране.

В гостях у сказки

«Спешка и нетерпеливость – от шайтана, – учит исламская мораль. – Исключение составляют лишь пять случаев, когда действительно надо спешить: похоронить мёртвого, выдать замуж девушку, выплатить долг, покаяться в грехе и накормить гостя».
Без традиций гостеприимства в древности арабы просто не выжили бы. Только законы гостеприимства помогали кочевникам и купцам, странствовавшим по жаркой пустыне, избежать смерти под палящими лучами солнца. «Гость – подарок Всевышнего», «Гость – проводник в рай», «Когда принимаешь гостя, забудь о бедности», – у арабов много подобных пословиц.

Однако и гостям полагается соблюдать определённые правила.

Входя в арабский дом, снимите обувь и, даже если вас не просили об этом, умойтесь с дороги. «Чистота – это половина веры», – говорят арабы, подразумевая, правда, не только гигиену, но и чистоту помыслов.

Вместо привычного стола со стульями в традиционном арабском доме вас посадят в меджлисе (гостиной) на ковре или циновках с подушками. Устраиваясь поудобнее, ни в коем случае не вытягивайте ноги – это признак хамства и неуважения. Садитесь на колени или по-турецки. Это положение не только традиция, но и забота о здоровье – контролируется осанка, кровь лучше циркулирует по телу. В такой позе человек ест медленнее, но насыщается быстрее.

Сначала хозяин предложит вам кофе из длинноносого медного кофейника-далля. Кахва арабийя – очень крепкий чёрный кофе. Но арабы также пьют «рыжий» или «зелёный», из необжа¬рен¬ных или зелёных зёрен с добавлением специй –  кардамона, гвоздики, шафрана, корицы, гвоздики. Такой напиток варится долго, а когда его пьёшь, семь потов сойдёт. Очень помогает в условиях жары. Учитывайте также и крепость напитка – один глоток равен паре банок «энергетика». А ведь хозяин будет постоянно подливать, настаивать, приговаривая: «Первая чашка – для утоления жажды, вторая – для гостеприимства, третья – для удовольствия, четвёртая – для меча…»

Вы заметите, что хозяин варит, разливает и разносит кофе, используя только правую руку и обходя гостей только справа. По шариату, правая сторона символизирует доброту и благословение. А вот левая сторона – «нечистая». Мусульмане входят в дом с правой ноги, едят только правой рукой, пишут справа налево и все дела начинают с правой стороны. И могут оскорбиться, если вы протянете им подарок левой.

После кофе следует трапеза. В центре меджлиса появятся закуски из растёртых злаков, кунжутного семени, овощей и оливкового масла. Всё это берут (правой рукой!) куском лепёшки, складывая её «совочком». У арабов приняты густые супы из злаков, сладости из фиников. Мясо и рыбу арабы едят реже, чем европейцы, но, если их принесли, не удивляйтесь, что к ним не подали столовых приборов. Всё, что можно есть руками, арабы едят руками. Это замедляет темп приёма пищи и, как доказали учёные, делает её вкуснее: нервные окончания на пальцах сигнализируют мозгу о качестве еды, подготавливая желудок к перевариванию.

Богатство придёт само

Перед едой хозяева и гости произносят: «Бисмилляхи рахмани рахим» («Во имя Бога милостивого, милосердного»). С этого начинается любое дело, а по его завершении всегда говорят «Альхамдулилля!» (слава Богу).

Что касается разговоров в гостях, то неприличными среди мужчин считаются беседы о семье, женщинах, обсуждение отсутствующих и жалобы. Если вы захотите поделиться с арабом своей проблемой, будьте готовы к тому, что он, может быть, и цокнет сочувственно языком, но в итоге всё равно остановит ваше роптание: «На всё воля Аллаха!»

Арабы воспринимают жизнь как нечто мимолётное и предопределённое, поэтому большинство проблем, которые нам кажутся большими, они даже не замечают. «Того, кто делает этот мир своей главной заботой, Аллах рассеет и вселит в него чувство недовольства. А сердце того, кто делает своей главной заботой будущую жизнь (после смерти), Аллах наполнит довольством, и богатства этого мира придут к нему, даже если он не желает их» – этим словам пророка арабы верят свято.

Может случиться, что, находясь даже несколько дней в гостях у арабской семьи, вы ни разу не увидите хозяйку дома. Женщины обычно живут в своей половине и, если нет в том особой нужды, к мужскому обществу не присоединяются. Один мой знакомый египтянин давал этому вполне логичное объяснение: «Мужчинам неинтересно слушать женские разговоры, а женщинам не нужно встревать в мужские. Да и не хочу я, чтобы мои друзья соблазнялись красотой моих жён! Женщина для араба – сокровище, которое следует оберегать от посторонних глаз и которое не следует травмировать мужскими беседами».

Сокровище в хиджабе

Существует стереотип о том, что женщины-мусульманки – бесправные забитые существа. Это категорически не верно. Более требовательных, эгоистичных и ленивых дам вы не найдёте в целом мире. В этом следует винить, конечно, арабских мужчин, которые берут на себя ответственность за всё, что происходит в семье и за её пределами. «Уважающая себя женщина никогда не делает то, что за неё может сделать мужчина» – важнейшее правило и любимая присказка всех арабок.

«Арабки считают несолидным ходить за продуктами, поднимать тяжести, что-то чинить или усовершенствовать. Если рядом нет мужчины, который за неё может всё это сделать (муж, отец, брат, сын, дядя), она получается бедняжка, и ей все начнут предлагать помощь. Семью, в которой жена тащит авоськи с рынка, засмеют», – пишет в своём блоге наша соотечественница, живущая в Саудовской Аравии. Ей вторит другая, живущая в Йемене: «Арабская женщина – это прежде всего образцовая мать и жена. Большего от неё не требуется».

И хотя шариат не запрещает мусульманкам работать вне дома, в арабских странах на производстве и в малом бизнесе вкалывают только мужчины.

А чем же занимаются барышни? В огромных семьях их обязанности строго распределены. Одна ухаживает за детьми, другая готовит, третья прибирает дом, четвёртая шьёт, пятая за всем этим следит. То, что у нас делает одна женщина после основной работы, арабки выполняют группами – не спеша и расслабленно, с перерывами на намаз, отдых и развлечения.

Малоподвижный образ жизни отражается на фигуре. Почти все они – дамы в теле, которое на улицах они скрывают широкими длинными платьями – абайями. Зато дома у них – настоящие салоны красоты с периодическими показами мод! Они ухаживают за собой, прихорашиваются, наряжаются, следуя своему вкусу, потребностям и сунне (заветам пророка). В назидании Мухаммеда сказано, что женщина должна своим видом вызывать у мужа приятные эмоции.

Но не завидуйте! За благоденствие и беззаботность мусульманка расплачивается жизнью в окружении родственниц со стороны мужа, которые поначалу, как дембеля новобранца, гнобят и воспитывают её. А она даже обидеться на них не смеет. Почтение к старшим – ещё одно шариатское требование. Какой бы стервой ни была свекровь, её терпят. А уж потом отыграются на невестках…

Не болтай!

«Берегись, чтобы твой язык не отрезал тебе шею», «Твои слова должны быть лучше твоего молчания», – несмотря на образность и изящество, свойственные арабскому языку, в нём существует много крылатых фраз, предостерегающих от излишней болтливости. Пустословие у арабов считается грехом, хоть и менее страшным, чем распутство, оккультизм и ростовщичество.

Единственная область, в которой они проявляют несказанную разговорчивость, – это торговля. Многие исламские предания и даже суры Корана посвящены почитаемому, престижному купеческому ремеслу. А во времена мусульманского ренессанса, когда Арабский халифат был самым крупным, богатым, могущественным и высокоразвитым государством планеты (VII–VIII века), его мыслители возвели торговлю в особый вид искусства.

На протяжении столетий арабские коммерсанты совершенствовали мастерство, деловую культуру и этику, предприимчивость, хватку, чутьё. Распространяли свои знания по миру, и до сих пор во многих языках деловая речь пестрит арабскими корнями. «Цифра», «магазин», «тариф», «сундук», «канон», «арсенал», «сахар», «сода», «тара», «табло», «эликсир» и еще тысячи других терминов мы позаимствовали у древних арабских торговцев.

Они и сегодня много говорят, но, торгуясь или ведя с ними дела, обращайте внимание не столько на речь, сколько на жесты и мимику. Прямым текстом Абдалла или Омар не выскажут вам свои цели и подозрения, но обязательно проверят ваши ум, смекалку и внимательность. Выражаться при этом будут образно, иносказательно, уклончиво. Вместо «да» или «нет» араб вознесёт Аллаху хвалу или расскажет притчу. До открытого противостояния дело не доведёт, ведь деликатность в его натуре. С нескрываемым наслаждением будет вас уговаривать, увещевать, искать компромисс. Краткосрочный проект предпочтёт длительному, поскольку жизнь коротка и никто не знает, какие у Бога планы.

На сделку с коллегами придёт скромно, но опрятно одетый. У арабов считается постыдным демонстрировать своё материальное благосостояние. Исключение составляют лишь осыпанные бриллиантами жёны арабских шейхов. Они любят показывать свои роскошные средства передвижения, а также питомцев – чистокровных арабских скакунов и редких хищных птиц. А вот среднестатистические арабские предприниматели козыряют разве что сноровкой, расторопностью, красноречием.

Если сделка удалась, они считают делом чести угостить соседей, накупить подарки родным, раздать милостыню. Садака (добровольное пожертвование) и закят (ежегодное обязательное подаяние) осуществляются незаметно, чтобы избежать похвалы, «разъедающей сердце». И одаряют они щедро. «Милостыня стирает грехи так же, как вода гасит огонь», – говорил пророк, который, по преданию, имея всего один финик, половину отдавал ближнему.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №46, ноябрь 2023 года