СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Чем российские мусульмане отличаются от других мусульман
Чем российские мусульмане отличаются от других мусульман
17.10.2012 00:00
У человечества много хлопот

Чем российские мусульмане отличаются от других мусульманНачало XXI века – несомненно, время ислама. Именно о событиях в мусульманском мире чаще всего говорят в новостях, именно с исламом одна часть человечества связывает свои надежды, а все остальные части – опасения, именно к этой религии возникает больше всего вопросов у современного человека.

Это не значит, что в христианской части мира всё спокойно. Один Брейвик в Норвегии чего стоит. Однако христианство, несомненно, миновало эпоху войн, раздоров, радикализации и фанатичного стремления к чистоте веры. Буддисты и индуисты никогда не доставляли остальному человечеству особых хлопот. Иудеи тоже решают свои проблемы внутри, не считая нужным выносить сор из синагог.

Мусульмане же занимают в нашем информационном пространстве всё более заметное место. Вот в Казани ранили муфтия и убили его заместителя, вот на Ближнем Востоке убит американский посол, сотрудники дипмиссий спешно эвакуируются, на улицах не прекращаются митинги и столкновения с полицией. Вот в московском районе Митино жители протестуют против строительства мечети, и власть, прислушавшись, отменяет своё решение. Это не говоря о новостях с Северного Кавказа. В этих условиях было бы неплохо понять, а что это вообще за религия – ислам? И что собой представляют наши российские мусульмане?

Мутное время

В конце 80-х – начале 90-х российские мусульмане, так же как и христиане, переживали религиозный подъём. Проще говоря, многие люди впервые после эпохи советского безбожья впервые задумались о своей религиозной идентичности.

В России, начиная со времён Екатерины II, ислам признан официальной религией. В Уфе по императорскому указу было создано Духовное управление мусульман, существующее и теперь. В советские же времена российские мусульмане пострадали, пожалуй, даже больше христиан. В том смысле, что существовали хотя бы две христианские духовные семинарии – в тогдашних Загорске и Ленинграде, а вот мусульманских вузов в России не было ни одного. Поэтому к моменту религиозного возрождения российские мусульмане подошли, прямо скажем, неподготовленными.

В мусульманских республиках чуть ли не ежедневно открывались мечети – так же, как и православные храмы в прочих регионах. А имамами становились кто угодно: в лучшем случае школьные учителя, в худшем – трактористы. Просто потому что подготовленных кадров не было в природе.

И тут на авансцену выходят «друзья» из Саудовской Аравии или Катара – респектабельные, богатые, бородатые. Хотите, чтобы мы вам помогли подготовить имамов? Пожалуйста! Хотите у нас учиться? Милости просим! И ничего не требовали взамен, кроме «пустяка» – прислушаться к их интерпретации ислама, радикально отличающейся от той, что исповедовали предки, скажем, современных татар со времен Волжской Булгарии.

Только самые умные и образованные говорили тогда об опасности такого сближения – например, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России Талгат Таджуддин. Казалось, ситуация выходит из-под контроля. На Северном Кавказе, собственно говоря, она из-под контроля вышла. Там совпало всё: стремление элит к обогащению, нищета населения, беспредел правоохранительных органов и многое другое. Но бикфордовым шнуром, взорвавшим эту гремучую смесь, стал именно принесённый из Саудовской Аравии ваххабизм, идеология «чистого ислама», которая не признаёт светскую, а тем более иноверческую власть и предписывает своим сторонникам жить по законам шариата, создавая собственное государство.

А ведь идеология – гораздо более эффективный помощник, чем автомат Калашникова. Внедри идеи ваххабизма в души людей – и используй эту «пятую колонну» по своему усмотрению: хоть для убийства «неверных», хоть для отделения от России, хоть для решения меркантильных задач. Все мы знаем, чего стоило нашей стране ликвидировать исламское государство Ичкерия – до сих пор пытаемся наладить в Чечне нормальную жизнь.

В Татарстане и Башкортостане, где мусульман примерно половина населения, и других регионах, где они также представлены широко, до этого дело не дошло. Не дошло до военных действий. А идеологическая война не прекращалась никогда.

Вторая по численности

Ислам – вторая по количеству приверженцев мировая религия. Она монотеистична – то есть мусульмане, как и христиане, верят в Единого Бога. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение». Имеется в виду покорность и подчинение воле Аллаха. Слово «Аллах» переводится с арабского, как «Тот, Кому поклоняются» или «Тот, Кто достоин поклонения».

Ислам – самая молодая из мировых религий: в окончательном виде он сформировался благодаря проповедям Пророка Мухаммада в VII веке нашей эры. Пророк Мухаммад – реальная историческая личность, он жил на Ближнем Востоке, на территории нынешней Саудовской Аравии.
Священная книга мусульман – Коран. Он был ниспослан Богом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (в христианстве этого архангела называют Гавриилом).

На планете, по разным оценкам, насчитывается от 1,2 до 1,5 миллиарда мусульман. Мусульмане составляют абсолютное большинство населения в 35 странах, в 28 странах ислам является государственной или официальной религией. Вопреки распространенному мнению, только 18 процентов мусульман живут в арабских странах.

В России, как и в мире, ислам – вторая по численности религия. Мусульманами являются около 15 миллионов россиян, то есть примерно 10 процентов населения страны. Мусульмане составляют большинство населения в Ингушетии, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. А вот в Башкортостане и Татарстане мусульман примерно половина.

В этих подсчётах не учитываются иммигранты из стран Средней Азии и Азербайджана, где население также традиционно исповедует ислам.

В привязке к местности

Важно понимать, что ислам, так же как и христианство, – неоднороден. В нём существует масса течений, образовавшаяся точно так же, как и в христианстве, – в результате расколов. Два основных течения – это сунниты и шииты.

К суннитам относится подавляющее большинство мусульман – около 85 процентов. Однако суннитское течение, так же как и все остальные, разделено на приверженцев нескольких религиозно-правовых школ – мазхабов. Абсолютное большинство российских мусульман являются суннитами ханафитской и шафиитской школ. К суннитам-ханафитам относятся татары, башкиры, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и некоторые другие народы – всего около 65 процентов российских мусульман. К этому же течению ислама относятся и народы Средней Азии.

Суннизм шафиитской школы исповедуют чеченцы, ингуши и большинство народов Дагестана – всего около 30 процентов мусульман России.

То есть даже российский ислам неоднороден: в Поволжье и на Урале он один, на Северном Кавказе – другой. Да и на Северном Кавказе нет единства: чеченцы, ингуши и дагестанцы верят так, а их соседи кабардинцы, балкарцы, карачаевцы и черкесы – по-другому.

Что уж говорить о единоверцах наших мусульман в мире. Например, жители Саудовской Аравии, Катара, Кувейта и ОАЭ вроде бы тоже сунниты. Однако придерживаются салафитского направления в этом течении, что очень сильно отличает их от российских мусульман.

Что касается шиитов, то они составляют большинство в таких странах, как, например, Иран, Азербайджан, Ирак, Ливан. Значительное количество шиитов проживают в Сирии и Турции.

Параллельно существуют несколько школ по вопросам вероубеждений и множество различных движений.

Самое известное сегодня исламское движение – ваххабизм. Если в двух словах, то это идеология «чистого ислама», отрицающая национальные и прочие влияния на веру, не признающая ничего нового. Это движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими, жившего в XVIII веке, – именно он сформулировал основные его постулаты. Сторонником этого движения был принц Абдель Азиз ибн Сауд, основавший в 1932 году Саудовскую Аравию. С тех пор ваххабизм является официальной идеологией этой страны. Ваххабизм также очень распространен в соседнем Катаре, много его сторонников в Арабских Эмиратах и некоторых других странах.

И плюс к тому, естественно, на любую религию накладывается национальный отпечаток. Скажем, мусульмане Поволжья и Северного Кавказа отличаются друг от друга не только тем, что одни ханафиты, а другие шафииты. Скажем, татары и их предки волжские булгары жили сначала при своей монархии, потом несколько сотен лет – при монархии российской. А на Северном Кавказе монархии никогда не было – там всегда существовала военная демократия и действовали не законы, а адаты – местные обычаи и нормы. Приход в этот регион России не сильно изменил жизнь горских народов.

То, что привычно для некоторых горцев (стрельба из автоматов на свадьбах, беспардонное поведение на улицах), абсолютно неприемлемо для татар и башкир. Надо сказать, что в Татарстане и Башкортостане сейчас тоже поселилось немало выходцев с Кавказа, и подобные выходки возмущают коренное население не меньше, чем москвичей. Да и раньше отношения татар с кавказцами (например, на рынках) были натянутыми. Как и везде.

И даже мирных кабардинцев и балкарцев, которые уже несколько веков живут на Кавказе рядом с более воинственными народами, тоже не радует подобное бескультурье.

Ясно же, что в поволжской лесостепи и в кавказских горах ислам развивался по-разному, причудливо сплетаясь с местным укладом. С православием, к слову сказать, так же: разные российские народы вплетают его в свои обычаи совсем по-разному.

Ислам против исламской угрозы

Вернёмся в мутные девяностые годы. В двух ключевых регионах России – Татарстане и Башкирии – ситуацию удалось переломить.

Там тоже действовали – да и сейчас наверняка действуют – ваххабитские эмиссары. Однако выросло новое поколение духовных лидеров, которые не смотрели в рот восточным единоверцам, а вступали с ними в дискуссии. Убитый летом в Казани Валиулла-хазрат Якупов – один из наиболее ярких представителей новых татарских богословов, блестящий полемист, значительную часть своих трудов посвятивший идеологической борьбе с ваххабизмом. По сути, благодаря Валиулле-хазрату и его единомышленникам в Казани сформировалась новая богословская школа, которая черпала духовный опыт не в радикальных течениях, а в классическом понимании учения пророка Мухаммада и многовековом опыте своих предков. Именно благодаря таким хазратам, которые могут не только слушать, что говорят саудовские единоверцы, но и подвергать сомнению с точки зрения соответствия Корану всё, ими сказанное, в центр России не проникла зараза ваххабизма.

Поэтому, когда говорят об исламской угрозе, нужно понимать, что – да, эта угроза существует. Но и спасение от неё – тоже в исламе. Понятно, что и спецслужбы не должны сидеть сложа руки. Однако эффективно против идеологии можно бороться только другой идеологией, которой в данном случае становится традиционный российский ислам.

Кстати, как ни странно, радикальный ислам не имеет ничего общего с национализмом. Более того – одно другому противоречит. Согласно ваххабитской идеологии, национальностей вообще не существует. А это значит, что татарину, башкиру или дагестанцу, придерживающемуся этого течения в исламе, нет смысла учить родной язык, интересоваться историей родного края, своими предками. Становясь ваххабитом, он, по сути, становится арабом, ведь единственный признаваемый радикалами язык общения с Аллахом – классический арабский. Именно поэтому в борьбе с радикализацией ислама татарские, башкирские и прочие националистические структуры (в обычной ситуации они находятся в оппозиции к власти) выступают с российской властью на одной стороне.

В борьбе с радикальным исламом вообще совпадают интересы всех – и власти, и народов, традиционно придерживающихся ислама, и российского общества в целом, да и международного сообщества.

Именно поэтому здравомыслящие люди в России – атеисты, христиане, буддисты, кто угодно – должны не бояться развития нашего традиционного российского ислама, а всячески его приветствовать. Если в российских городах будут строиться мечети, если голос мусульманских духовных лидеров будет слышен, а российское общество станет более здравомыслящим, у большинства мусульман не появится повода обращаться к чуждым идеям и идеологам.

Всевышний – какое бы имя Он ни носил и как бы по-разному Ему ни поклонялись – дал нам эту землю всем вместе. И всем вместе нам на ней жить.

Дмитрий МИХАЙЛИН

Во что верят мусульмане

Идеологические основы ислама (иман) состоят в следующем:
Вера в Аллаха – творца всего сущего. Главным в этом является Единобожие.
Вера в ангелов – существ, сотворённых Аллахом из света, исполнителей Божьей воли.
Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Мусульмане признают истинными тексты Торы (Ветхого Завета), Книги Псалмов Пророка Давида, Евангелия и других, более древних книг. Однако, по мнению мусульман, все предыдущие Писания были отменены Кораном.
Вера в пророков (посланников) Бога. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха, в том числе и Иисуса Христа. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству, по мнению мусульман, был только Мухаммад.
Вера в Судный день. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая.
Вера в предопределение. Мусульмане верят, что Аллах предопределил судьбы всего сущего. То есть всё, что происходит с людьми или с миром, происходит по замыслу Творца. При этом человек обладает свободной волей и может выбирать между добром и злом, поэтому он несёт ответственность за свои поступки.

Что обязан делать настоящий мусульманин

Существует пять столпов ислама, на которых построена вся жизнь мусульманина:
Шахада. Соблюдение строжайшего единобожия. Основной постулат символы веры ислама гласит: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед – Посланник Аллаха».
Намаз. Совершение ежедневной пятикратной молитвы.
Закят. Материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь бедным и сиротам, вообще всем обездоленным людям. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят – это не добровольное пожертвование, а разновидность поклонения Аллаху.
Саум (по-тюркски – ураза). Соблюдение поста в месяц Рамадан.
Хадж. Совершение паломничества в Мекку один раз в жизни. Это обязательно для всех мусульман, которые имеют для этого материальную и физическую возможность.