СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Игорь Саруханов: Я очень ответственно отношусь к тому, что сейчас вам скажу
Игорь Саруханов: Я очень ответственно отношусь к тому, что сейчас вам скажу
15.01.2024 21:58
СарухановИгорь Саруханов – классик отечественной эстрады. Автор хитов «Желаю тебе», «Дорогие мои старики», «Каракум», «Парень с гитарой», «Скрипка-лиса» и многих других по праву считается первым романтиком. Общаться с ним истинное удовольствие. Умный и тонкий     собеседник, он как никто другой на нашей эстраде понимает женскую душу. Предлагаем читателям «Моей Семьи» в этом убедиться.

– Игорь Арменович, расскажите, пожалуйста, при каких обстоятельствах создаются ваши новые песни?
– По-разному – в машине, дома на кухне… В самом творческом процессе ничего не меняется. Просто с взрослением приходят более глубокие мысли, особенно если Господь вам помогает. Я очень хотел стать тем, кем стал, и желание было настолько сильным, что Он услышал и повёл меня по этому пути. Уверен: Господь помогает и в моменты творчества. И порой можно только удивляться – откуда появляются такие мелодии и такие слова! А ещё, конечно, сказывается мой жизненный опыт. Например, я переживаю какое-нибудь событие или наблюдаю личные драмы своих друзей, а потом пытаюсь выразить это через песни.

– Много ваших сочинений посвящено женщинам. Как вам, мужчине, удаётся почувствовать нашу душу?
– Дарья, видимо у вас предвзятое мнение о мужчинах. У многих сложился ошибочный стереотип, будто мужчины ничего не понимают в слабом поле и им нужно только одно. Но на самом деле есть много других людей – вот тех самых, которых женщины имеют в виду, когда говорят «Я ищу настоящего мужчину». Что вы вкладываете в это понятие? Наверное, достоинство, честь, порядочность. Правильно? Нарисовали образ и ищете идеал без изъянов. Но ведь таких людей вообще не существует. К сожалению, большинство девушек убеждается в этом, лишь когда совершат свои собственные ошибки. Вот у меня две дочки, и я представляю, как сложно им будет выбирать. Естественно, на этом пути неизбежны страдания, когда случается очередной «не совпадос». И это длится долго, пока женщина сама не поймёт, какого избранника она всё-таки хочет видеть.

Понимаете, на ваш вопрос невозможно ответить быстро и однозначно. Почему я стал понимать женщин?  Видимо, потому что успел пожить. Возможно, и сам кому-нибудь испортил жизнь. Вероятно, некоторые хотели видеть во мне одно, а разглядели другое. Я всё это наблюдаю, и таким образом внутри меня складывается образ женщины. Первой ласточкой для меня стала песня «Не родись красивой, а родись счастливой», созданная в 1992 году. Впервые её исполнила Таня Иванова в составе группы «Комбинация». Многие не могли понять: песня от женского лица, а написал её мужчина – как такое может быть? Но я вам объяснил, как это происходит. И это был лишь мой первый опыт. Я очень хорошо понимаю, что хотела бы услышать женщина. Поэтому ответственно отношусь к своим словам, например к тому, что сейчас говорю вам. А через три часа у меня концерт, и там я тоже буду в ответе за каждое произнесённое и пропетое слово.

Саруханов– Игорь Арменович, как идёт работа над третьей частью альбома «RеанимациЯ»?
– Хороший вопрос. Она идёт параллельно. Я пишу много песен, но никогда их не придерживаю дома, не храню в столе, а сразу отпускаю в жизнь. В итоге каждый год появляется много новых композиций, которые я складываю в альбом. Так что уже несколько лет у меня каждый декабрь выходит сборник. А параллельно я работаю над проектом «RеанимациЯ», в котором «реанимирую» свои прежние песни. Их нельзя оставлять без внимания, ведь они до сих пор звучат по всей нашей прекрасной большой стране. Песни разбросаны по разным уголкам земли, и их нужно собрать. В третью часть «Rеанимации» вошла, например, песня «Сухуми», которая когда-то потрясла всё Черноморское побережье. Ещё – песня «Вчерашний день» на стихи Игоря Кохановского, она имела огромный успех в восьмидесятые. Тогда популярность измерялась количеством заказов в ресторане. Если мелодия попадала в ресторанный репертуар и приносила авторские гонорары, значит, это хит. А уже потом она звучала на телевидении, становилась песней года и так далее.
В общем, работа над альбомом у меня продолжается, скоро буду записывать ещё одну песню. Возможно, «Ящики почтовые» на стихи Михаил Исаевича Танича. Мы с ним две песни создали – «Парень с гитарой» и вот эту.

– У каждого исполнителя есть своя главная песня. Расскажите, пожалуйста, как создавались «Дорогие мои старики».
– Симон Осиашвили позвонил мне в 1986 году. Он жил в Измайлове, а я снимал квартиру в Тушине, на противоположном конце Москвы. Он сказал: «Хочу приехать, показать тебе несколько текстов». Пересёк всю Москву, мы сели за стол, я на всякий случай включил диктофон, взял гитару… И всё – первый же текст «Дорогие мои старики» родил во мне музыку, которая сразу легла на эти стихи. Необъяснимое явление. Бесполезно пытаться это понять. Прямо на глазах у Симона появилась музыка и родилась песня. Слава богу, был включён диктофон. Вот такая произошла история.

Кто-то из его родителей в то время серьёзно болел. И у меня папа, помню, со вторым микроинфарктом уехал в больницу. Всё это совпало и очень сильно повлияло на нас. Конечно, песня моментально попала на радио, дай бог здоровья Диане Иосифовне Берлин, этой замечательной женщине. (Музыкальный редактор Всесоюзного радио и радио «Маяк», одна из основателей фестиваля «Песня года», впоследствии главный редактор «Радио 1». – Ред.) Она помогла Игорю Яковлевичу Крутому, она и мои песни поставила в эфир в 1985 году, и тогда все узнали, кто мы такие. Это наша «радийная мама».

– Раз уж мы заговорили о родителях… Интересно, что у вашей мамы было два образования – музыкальное и филологическое. Она вам не рассказывала, почему не пошла по музыкальной стезе?
– Нет, но мне кажется, в то время к музыке было отношение как к несерьёзному занятию. Например, мой папа выступал против того, чтобы я пошёл по музыкальной стезе, по этой скользкой тропинке. А вот профессии учителя, медика, учёного считались очень престижными. Папа был учёным и хотел, чтобы я стал кандидатом технических наук, поэтому отправил меня к себе в институт. Он не понимал моего увлечения музыкой. Слава богу, я сделал всё, чтобы мнение родителей поменялось. Ведь когда твой сын известный композитор и артист – это большая честь для семьи и повод для гордости. Соседи звонили в дверь, мама им открывала. «Ой, Роза, вашего Игорька показывают!» На кухне висел приёмник, родители включали радио «Маяк», а там – «Поёт Игорь Саруханов!». Пластинки с «карманами» тогда издавались, с глянцевыми обложками, – всё это нравилось маме с папой. И они уже не возражали против моего занятия.
А когда я давал концерт в честь десятилетия творческой карьеры, они присутствовали в зале. На маму с папой направили шесть световых «пушек», и я спел для них «Дорогие мои старики». Папа после этого концерта сказал: «Ты правильный выбор сделал, сынок. Извини меня». Это дорогого стоит, и я не знаю, что тут ещё можно добавить.

– Вы выросли в «библиотеке» – комнате, набитой книгами. Ваши любимые авторы?
– Эмиль Золя, Ромен Роллан. И конечно же Дюма! А ещё «Женщина в белом» Уилки Коллинза, которую потом вся страна читала в электричках и метро.

– Игорь, зимой вам предстоит концертный тур. Все отдыхают, а вы работаете, такая несправедливость. Когда же у вас наступит пауза?
– Вы мне задаёте вопрос как обычному человеку. Но я же менестрель, моя профессия – развлекать людей. У меня нет понятия «выходной день». Именно в выходные люди чаще ходят на концерты и в театр. Лично мне в праздники предстоят Ессентуки, Кисловодск, Сочи, Пятигорск, потом Москва, Подмосковье и так далее. То есть у меня довольно большой тур. Самое приятное, что уже второй год нет карантинов и локдаунов. Билеты продаются очень хорошо. А 14 февраля, в День святого Валентина, приглашаю вас на мой концерт в зале «Барвиха лакшери вилладж».

– Благодарю. Игорь, вы поразительно одарённый человек, а я вообще считаю вас гениальным – вы сами сочиняете, поёте и играете. Можно ли научиться быть таким музыкальным человеком?
– Спасибо. Конечно, хорошо, когда тебе всё дано свыше и не надо прилагать усилия. Ведь все мы ленивые, не любим учиться, хотим сразу и всё. Однако усердие и труд неизбежны, каждый должен пройти через это. Кто-то недавно сказал: для того чтобы петь, достаточно взять в руки микрофон. Это не так. И даже если вас кто-нибудь похвалил за то, что вы очень хорошо поёте в караоке, это не считается, если только похваливший не является педагогом Гнесинского института или вокального отделения Гнесинского училища. Когда я пою, то не просто открываю рот, а со всей отдачей работаю два с половиной часа. Это серьёзный труд, это использование всех знаний, полученных в институте и в музыкальной школе, это многолетний сценический опыт, ведь самое лучшее образование получаешь на сцене. Так что работа вокалиста, а тем более сочинителя, требует глубокого знания многих дисциплин.

– Если вас посещает хандра, депрессия, как боретесь?
– У меня такого не бывает, я работаю, и мне некогда. Депрессия – это результат образа жизни, неправильного отношения к себе, к своему здоровью. Ну или неадекватное поведение, из-за которого ты остаёшься без работы или без любимого человека. А потому что не надо «понты включать», надо всегда быть простым парнем. Таково моё кредо. Красивый не говорит о себе, что он красивый. Богатый не скажет, что он богатый, а сильный не скажет, что он сильный.

Саруханов– У вас есть любимый храм?
– Никольский на Комсомольском проспекте в Москве. Эту церковь спасли от разрушения. Когда строились московские проспекты, Сталин приказал, чтобы все они уходили прямыми лучами от Кремля. И один из лучей пролегал прямо через храм Николы Чудотворца в Хамовниках. Но эту церковь отстояли, её, к большому счастью, не снесли. Я хожу туда. Когда-то в ней отпевали моего друга Сашу Лосева из группы «Цветы»… И ещё я особо отмечу храм Христа Спасителя. Сейчас это уже такое намоленное место, что возникает ощущение, будто храм и не разрушали. В нижнем приделе находится зал церковных соборов – это моя любимая концертная площадка, уж извините. Недавно там прошёл аншлаговый концерт моей группы «Круг». Когда выступление закончилось, ко мне подошло руководство и попросило в 2024 году повторить концерт. Он планируется в апреле.

– Игорь, чем занимаются ваши дочери?
– Они молодцы. Младшей недавно исполнилось девять лет, так что она уже взрослая. Они обе у меня – бальницы. Занимаются бальными танцами. Одна уже окончила музыкальную школу с красным дипломом, а другая только поступила в класс флейты. Они всё делают вместе: старшая отводит младшую в школу, а потом уводит домой. Обе учатся в Сочи, в «Сириусе». Их мама, Танечка, – преподаватель изобразительного искусства (бывшая жена музыканта. – Ред). Мы с ними видимся, я часто приезжаю, иногда провожу в Сочи выходные. Для нас с девочками это счастье, ведь развлекаться они могут только с пятницы по воскресенье. А в будни как «сумасшедшие» учатся в «Сириусе». Но это нормально. Они развиваются, они умнички, читают книги, а не сидят в гаджетах с утра до ночи. Мне за девочек не стыдно, и я всё время благодарю за них Танечку. Она их хорошо воспитывает.
Дети осчастливливают папу – обычно приезжают ко мне в Москву после Нового года. Встречаемся – и сразу на дачу. Там ёлка, снег… Чай, бублики, ватрушки, санки и лыжи… А с окончанием каникул они возвращаются в Сочи.

– Через три года у вас намечается круглая дата. Собираетесь её отмечать?
– Мне шестьдесят семь лет, я пока не чувствую приближения юбилея. Хотя отмечать круглые даты надо, так что собираюсь устроить концерт в «Крокусе». Впрочем, я всё равно хочу давать там выступления дважды в год. Что касается празднования… Ну, кто помнит, тот поздравит. Я дам друзьям возможность посидеть вместе в ресторанчике. Но не хочу устраивать ажиотаж. Мне это ничего не даёт, кроме лишнего повода увидеть, как мало у меня друзей. Я дружил с не многими, но это люди, с которыми я вырос, с кем ещё ходил в школу. Нас очень мало. Наверняка на юбилей приедет Танечка с мужем. Если не смогут, сам выберусь к ним в Сочи. Я не собираюсь устраивать громкое событие, ставить на сцену трон и сидеть на нём. Представляете, такой семидесятилетний парень на троне. (Хохочет.) Мне такого не надо, я всегда был против подобного. Мне нужно, чтобы как можно больше моих песен дошло до слушателей, чтобы я мог позволить себе арендовать любой зал, а не ждать, когда меня позовут. И исполнить свои песни разных лет. Их ведь около двухсот, а это много.

– Конечно!
– В каждом томе «Rеанимации» – двенадцать-тринадцать композиций, а в трёх альбомах их больше сорока. Кроме того, я выпустил ещё много альбомов. А есть песенки, которые ждут своего часа. Как я сказал, стараюсь не держать их дома, а отпускаю в жизнь, но некоторые ещё не сделаны до конца и пока лежат в папке. Песен много, и надо, чтобы все они были интересны. На каждом концерте я говорю: приходите на следующее выступление, будут новые песни. Стараюсь удивить разнообразием. Я считаю, что это правильно.

Расспрашивала
Дарья СОКОЛОВА
Фото: Анастас ХАНАНЯН, Карапет ХАЧАТРЯН

Опубликовано в №2, январь 2024 года