СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Жизнь и кошелёк Прослойка «золотых работничков»
Прослойка «золотых работничков»
20.01.2024 00:00
Извините, совсем некогда трудиться

ПрослойкаОт редакции. К нам поступают отклики на письмо «Мы тут все беременные» (№48, 2023). Автор сетует на то, что её стала тяготить роль руководителя небольшого женского коллектива – подчинённые то сами болеют, то детей лечат, то уходят в декретный или очередной отпуск. Поэтому ей приходится выполнять работу за отсутствующих сотрудниц. Результат – профессиональное выгорание и нежелание быть начальником. Выход найти не удаётся, поэтому автор просит помощи читателей, которые не замедлили откликнуться. Вот наиболее характерные отзывы.

На работе главное – дисциплина

Последнее время очень часто слышу о таких проблемах, да и сама наблюдаю подобное поведение. В самом деле, появилась эдакая прослойка «золотых работничков», которым надо много денежек, но совсем некогда трудиться. У них вечно какие-нибудь сложности с детьми, мужьями, поэтому ничего не стоит сорваться с места посреди рабочего дня.

Всё реже встречаю людей, которые не опаздывают на работу. И, хотя не являюсь начальником, это очень раздражает, ведь обязанности тех, кто решает личные проблемы в рабочее время, приходится выполнять мне.

В прошлом году к нам пришла молодая девушка, вся такая спортивно-энергичная, и предупредила, что в критические дни не будет выходить на работу, потому что у неё сильные боли. Предполагалось, что мы примем это с сочувствием и пониманием. А чтобы не терять в зарплате, она не станет брать больничные и отгулы – мы ведь женский коллектив и должны разделить её страдания.

Я, честно говоря, обалдела. В годы моей молодости, в советское время, мы вообще помалкивали о нездоровье. Нет, к врачам, конечно, отпрашивались и на больничных сидели, но только когда действительно была веская причина. Однако случалось и иное. Помню, уборщица нашего цеха, многодетная мама, постоянно брала больничный по уходу за детьми. Неделю работает, три – дома сидит. А в цехе вроде уборщица есть, но фактически её нет.

В итоге начальнику это надоело, и он отправил меня как представителя профсоюза в детскую поликлинику с официальным запросом о состоянии здоровья детей. И, в частности, об их лечении и обследованиях, чтобы понять, почему же рождённые здоровыми дети постоянно болеют? Главному врачу тоже это стало интересно, и выяснилось, что все справки и больничные уборщице по блату «рисовала» подруга медсестра. Уборщицу уволили, она возместила выплаты, полученные по липовым больничным. С медсестрой в поликлинике тоже расстались.

Моё глубокое убеждение, что на работе главное – дисциплина. Да, человек может и внезапно заболеть, и проспать, разные ситуации в жизни случаются. Но если это мешает работе и повторяется регулярно, то с таким сотрудником надо расставаться. Как говорится, на работе надо работу работать, вот и всё.

А та девушка «с критическими днями» продержалась у нас всего полгода. То у неё какие-то сложности с парнем, она страдала, не до работы было, потом ей вдруг стало психологически трудно в коллективе. В конце концов нам осточертели её проблемы – у нас и своих хватает, – и мы все дружно попросили её на выход.

Из письма Галины

Автору следует начать с себя

Опубликованное письмо вызвало неоднозначную реакцию. Когда-то я тоже была руководителем женского коллектива, только более многочисленного. Соответственно, и проблем больше: и болели, и рожали, и разводились, и в отпуск ходили. Ничего не поделаешь – жизнь есть жизнь. Но мириться с этим очень нелегко, иной раз и вправду нервы не выдерживали. Однако мы как-то выкручивались, хотя иногда действительно хотелось всё бросить и уйти. Так что здесь автора письма понимаю и очень ей сочувствую.

Насторожило иное. Автор описывает ситуацию, когда зависла рабочая программа, а сотрудницы в результате разнервничались и растерялись. При этом она подчёркивает, что успешно работает с той же самой программой, причём без посторонней помощи. Стало быть, ей известны некоторые тонкости, так почему бы не поделиться опытом с коллегами, не поучить их? Однако, когда «что-то идёт не по плану», на помощь она не спешит, а выказывает недовольство и обвиняет подчинённых в безынициативности. При этом ждёт сочувствия и понимания. Но вряд ли дождётся при таком отношении к людям.

Или другой момент. Одна дама беременна, вторая в отпуске, и «на боевом посту» остаётся новенькая. Замечания воспринимает болезненно и заявляет, что не справляется с заданиями потому, что те две «ей всё неправильно объяснили». А почему, собственно, они должны ей что-либо объяснять? Одна из главных функций руководителя – ввести нового сотрудника в курс дела и поначалу контролировать его работу, помогать, если что-то идёт не так. Вместо этого автор письма с гордостью заявляет, что ей никогда и в голову не приходило обращаться к начальству, если она могла решить вопрос самостоятельно. Честь ей и хвала, но ведь не все такие продвинутые.

Тут можно многое посоветовать – например, обсудить с вышестоящим руководством возможность взять временно, хотя бы на полставки, ещё одного, менее проблемного работника, постарше. Или подумать, каким образом поощрить ту же новенькую, ведь ей действительно нелегко. Кроме того, сотрудники бухгалтерии вполне могут работать дистанционно, и в данном случае это лучший выход из положения.

Но в первую очередь, на мой взгляд, автору следует начать с себя. И, как справедливо замечено в её же письме, попытаться найти решение всем вместе – без упрёков и взаимных обвинений, а по-деловому. Другого пути не вижу. Уволятся эти женщины – придут другие, и всё повторится.

Из письма Анастасии,
г. Нижний Новгород

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №3, январь 2024 года