СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Евгений Кривцов: Нас в России много, и мы должны держаться вместе
Евгений Кривцов: Нас в России много, и мы должны держаться вместе
12.02.2024 15:43
КривцовЕвгений Кривцов – знаменитый журналист, сын тележурналиста и продюсера Ларисы Кривцовой. На его счету более тридцати документальных лент и участие в сериалах. Но настоящую популярность ему принесла работа ведущего программы Первого канала «Жизнь своих», рассказывающей о городах и весях нашей Родины. Чем живёт телеведущий? Куда бы он хотел вернуться, и что хочет донести зрителю своим творчеством? О работе, семье и многом другом – в интервью «Моей Семье».

– Евгений, ваша мама – телеведущая и журналист Лариса Кривцова. Можно ли сказать, что телевизионная судьба была предопределена сыну ещё до рождения?
– Нет, конечно. Когда я родился, мама ещё даже не занималась журналистикой. Она была или актрисой, или учительницей русского языка, точно не знаю. Единственное, что было предопределено, – наш переезд в столицу, ведь мой отец тогда жил в Москве. Так что я родился в Ярославле и провёл там шесть дней, а потом превратился в жителя Москвы. Ведь классический москвич – это тот, кто в Москву «понаехал».

Что касается маминой карьеры, то я с детства восхищался её работоспособностью, ходил на передачи, смотрел, как устроено телевидение. Она меня потихонечку приобщала. Работа журналиста, оператора или телережиссёра крайне интересна тем, что связана с большим количеством поездок, знакомств с интересными людьми. Есть возможность увидеть людей по-настоящему великих и чуть-чуть приобщиться к ним, пообщаться, напитаться мудростью, так сказать. Думаю, мать стала для меня очень хорошим примером, и я стараюсь не опозорить её имя. Надеюсь, это получается.

Так что предопределения не было, но работа мамы повлияла на мой выбор профессии. И сегодня я освоил уже много ТВ-профессий, имею операторский, режиссёрский, монтажный, редакторский, продюсерский опыт и, разумеется, опыт ведения передач.

– Евгений, в одном интервью вы сказали, что самое главное богатство в нашей стране – это люди и природа. А природа какого края поразила вас больше всего?
– Наверное, Курильские острова. Одно из самых красивых мест в мире, где мне довелось побывать. Вулканы, леса, облака, близость моря… В одной точке сходятся большая вода и первозданная природа. Причём природа дикая: идёшь вдоль леса, а на тебя выскакивает лиса, и ты думаешь, не бешеная ли. Говорят, только бешеные животные не боятся людей. Но там местные их подкармливают, так что лисы привыкли к людям. Так же как и медведи.

– Вот как раз о них, косолапых. Расскажите, пожалуйста, о вашей встрече с медведем. Не было страха?
– Мне повезло – мишка не был голоден, не был ранен, и это оказался самец, а не медведица с медвежатами. Если бы хоть одно из этих обстоятельств сложилось иначе, наверно, я бы не давал вам сейчас интервью. Но недаром говорят, что животные чувствуют настроение человека, особенно страх. Поэтому нужно демонстрировать, что ты совершенно не боишься. Испуг ко мне пришёл лишь позже. А в тот момент, когда я увидел медведя, у меня возникла первая реакция – схватить камеру и снимать. Я обрадовался, что сейчас сделаю те самые кадры, ради которых мы приехали к этому вулкану! Мы так хотели увидеть на Камчатке медведя, и вот он стоит передо мной в десяти метрах, и как же его можно не снять! Увидев мою полную неадекватность, медведь решил не связываться. Подумал, что может заразиться сумасшествием, и ретировался. Причём это животное передвигается очень быстро. Он пробежал через лагерь туристов, устроил там панику! То есть я спугнул медведя, а тот перепугал туристов. Но мы потом его всё-таки сняли, нашли в лесу с помощью квадрокоптера. Было крайне интересно смотреть сверху, как косолапый движется сквозь кусты. Он по ним просто несётся, будто это беговая дорожка.



– Помимо Курил, что ещё запомнилось?
– Ещё я обожаю наш Кавказ во всех проявлениях. Лучше гор быть могут только горы. Мне очень нравится Карелия, край озёр и рек. Там безумно красиво – березняки, сосновые боры. Порой так завидуешь жителям Карелии, думаешь – вот бы мне тоже свой домик где-нибудь на берегу озера.

Что касается общения… Я ведь за полтора года работы в передаче встретился и познакомился с большим количеством людей. Все они чрезвычайно интересные. Порой, когда знакомишься с человеком, даже не ожидаешь, что он настолько разносторонне развит. Наверное, это основная черта в наших русских людях – многогранность. Каждый из нас – и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Я могу бесконечно перечислять наших героев, потому что каждый чем-нибудь интересен. Особенно приятно вспомнить людей старшего поколения. Например, дед Андрон Андроныч, которого мы встретили на Красноярских столбах. Глядя на него, думаешь: ёлки-палки, я моложе его на десятилетия, вот бы мне быть таким, как он, – сильным, выносливым, бесстрашным человеком!

– В какой из городов хотели бы вернуться и почему?
– Всегда хочу вернуться в Питер. А теперь хочу вернуться ещё и во Владивосток, поскольку это страна в стране. Город, который похож одновременно на Россию, Китай и Японию. Очень хочу вернуться в Красноярск, и, честно говоря, мне понравился Новосибирск. Я не видел его летом, видел только суровой зимой, когда минус сорок. Но там классно! Ещё Пермь и Казань. Да я сейчас могу перечислить все города, в которых побывал, потому что везде есть своя прелесть. Тот же самый Петрозаводск. Такой маленький, милый, уютный город, окружённый лесами и озёрами. Вдобавок рядом Кижи. Ну, у нас везде замечательно. И всегда хочется вернуться на Кавказ, потому что там горы.

– Евгений, а как вы поступали и как учились в МГУ?
– Поступал я мучительно, потому что целый год перед экзаменами провёл в Австрии, учился по обмену. Вернулся с очень скудным знанием русского языка, и потом мне пришлось впахивать, чтобы восстановить уровень. Но учиться в МГУ мне было легко. С теплотой вспоминаю годы, которые провёл на журфаке, там было здорово. Вдобавок благодаря декану Ясену Николаевичу Засурскому нас учили абсолютно всему – и снимать, и монтировать, и писать, и разбираться в интернете. В общем, мы находились на острие технического прогресса.

Кривцов– У вас двое детей-дошколят, которые наверняка очень скучают, когда папа уезжает в длительные командировки. А как вы переживаете разлуку?
– С трудом. И дети постоянно скучают, говорят: «Папа, давай ты в этот раз не поедешь в командировку, а останешься с нами». Я ведь обычно улетаю на долгий срок – на две недели, иногда на месяц. Это вообще можно с ума сойти, но что делать? Это моя работа, и я тут не уникален. Однако стараюсь поддерживать связь с семьёй хотя бы по видео. Всегда ищу им какие-нибудь подарочки. А когда возвращаюсь, всё свободное время посвящаю детям, потому что они – главная радость в моей жизни.

– В 2007–10 годах вы вели программу «Большие буквы» на телеканале «Карусель». И вам до сих пор пишут телезрители, поклонники той передачи. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.
– «Большие буквы» – это великолепный опыт. Я тогда был совсем молоденьким, ещё с трудом понимал, как устроена наша профессия, как нужно вести себя в кадре и общаться с людьми. Поэтому, когда представилась возможность реализовать всё это на практике, взялся за дело с увлечением. Кроме того, мне всегда нравились дети, у меня получается найти с ними общий язык. Со мной они расслабляются, чувствуют, что мы на одной волне, что я не просто взрослый дядька, читающий им нравоучения, а свой в доску. Такие классные дети приезжали на запись! Порой диву давался, как десятилетний ребёнок может быть таким разумным, даже разумнее, чем многие взрослые. Спасибо им большое, и привет моему тогдашнему напарнику Саше Буквоеду!

– У вас свыше тридцати документальных лент, снятых в разное время для разных каналов. Не обидно, что узнают в основном по передаче «Жизнь своих»?
– Мне вообще не обидно, что меня узнают по передаче «Жизнь своих». Мне неловко, что меня вообще узнают. Я человек не тщеславный, мне не очень нравится активное внимание к моей персоне, я этого стесняюсь. Чем меньше узнают, тем больше я доволен. Первые неловкие моменты случились, когда я вёл программу «Личное время» на телеканале «Культура». Стали узнавать в очередях, и это меня смущало, я готов был сквозь землю провалиться. И сейчас иногда подходят люди, просят сделать совместное селфи. Удивляюсь, зачем людям нужно селфи с каким-то дяденькой из телевизора? Кому они собираются это показывать? Но что ж поделать, если люди хотят сфоткаться, хотят что-нибудь сказать, хорошее или плохое, я всегда открыт.

– Кто в программе выбирает, куда в этот раз поедет съёмочная группа?
– Как вы понимаете, проект делаю не я один, у нас работает большая телевизионная команда. И поскольку мы всё делаем сообща, то стараемся принимать решения коллегиально. Иногда мнения расходятся, но, слава богу, у нас огромная красивая страна, так что есть из чего выбирать.

– На канале «Звезда» вы сотрудничали с Иваном Охлобыстиным, создавали программу «СССР. Знак качества». Как вам с ним работалось?
– Иван Иваныч очень крутой чувак, так же как и Игорь Иванович, – я имею в виду Сукачёва. Он работал на проекте до Ивана Ивановича. Представьте мою радость: я снимал Сукачёва, а потом Охлобыстина, великих представителей старой школы! Даже не знаю, как их назвать, чтобы обозначить масштаб личности. Ещё когда мы были детьми, совсем маленькими шпингалетами, старались равняться на них, подражали и пытались выглядеть такими же крутыми – «Моя бабушка курит трубку!». (Смеётся.) Это всё, конечно, здорово, но главное, что Иван Иванович Охлобыстин – крупный профессионал. Когда я работал на проекте в качестве режиссёра, Иван Иванович иногда даже подсказывал решение, как развести мизансцену. Причём он обладает такой энергетикой, что с ног сшибает. Конечно, это очень крутой человек. Впечатляет и то, что он многодетный отец. Казалось бы, должен забронзоветь, но этого не случилось. Он молод душой, и я даже не знаю, сколько Ивану Ивановичу лет. Да мне и не интересно, потому что с ним общаешься, как со своим сверстником, и не чувствуешь разницы. Он лёгок в общении и в то же время профессионал с огромным опытом. Уважаю его безмерно.

– Как проводит досуг Евгений Кривцов? Что любите читать?
– Ну, писатель номер один – это Габриэль Гарсиа Маркес, любимый роман – «Сто лет одиночества». Дальше – сложнее, потому что интересных писателей много. Наверное, я бы выделил Алексея Иванова с исторической серией о Парме, мне нравятся исторические романы. Ещё в своё время меня привлекал ранний Пелевин, хотя к более позднему я охладел. Люблю Нила Геймана, современного американского писателя, его самый известный роман – «Американские боги». И русская классика остаётся вне конкуренции. Достоевский – любимый писатель. Однако я из тех людей, которые ценят Фёдора Михайловича, но не отвергают при этом Льва Николаевича. Я с огромным удовольствием читаю Толстого. Мне кажется, он был бы величайшим режиссёром. Когда читаю его, прямо вижу картинку, монтажные склейки, как бы это всё было снято, – там уже всё расписано. Просто бери и снимай.



– Что для вас главное при создании программы? Что хочется донести зрителю?
– Если честно, мы всегда ориентируемся именно на зрителей. Хочется донести нашей аудитории, что люди живут везде и при этом стремятся жить хорошо. Ведь сейчас столько негатива вокруг! Столько сложных тяжёлых событий. Наша цель одна – доставить хоть немного радости человеку, который сидит перед телевизором, дать возможность расслабиться, забыть о повседневных бедах и посмотреть, как живут другие. Ведь у наших героев тоже огромное количество проблем, но они не вешают нос и находят в любой ситуации нечто приятное. А главное – понимают, ради чего они существуют на земле. Они ставят себе цели, многие из которых уже достигнуты. Хочется донести, что мы, россияне, все вместе, мы не одиноки. А если правильно сформулируем цели, то все они будут выполнены и мы придём к счастью.

– Евгений, ваш личный рецепт счастливых семейных отношений?
– Не врать, любить, ценить, уважать. Наверное, такой у меня рецепт. Ну а если быть совсем откровенным, то, думаю, твой человек – это тот, с кем ты можешь поговорить на любую тему. И даже когда вы молчите и сидите рядышком, вам не хочется друг от друга убежать. Наверное, это и есть счастье – когда вам вдвоём не скучно. А вообще, рецептов огромное количество, каждый сам себе выбирает подходящий.

Расспрашивала
Дарья СОКОЛОВА
Фото из личного архива

Опубликовано в №6, февраль 2024 года