Проблемы с доставкой
15.02.2024 12:36
Проблемы с доставкойЕщё со времён карантина доставка готовой еды и продуктов прочно вошла в нашу жизнь. Сегодня многие уже не могут представить свою жизнь без людей в униформе, доставляющих провизию на дом. По городам России носятся курьеры на велосипедах и самокатах, причём в любую погоду. Так что пора рассмотреть хорошие и плохие стороны этого явления.

Тридцать пять тысяч курьеров

Пожалуй, самым большим недостатком использования служб онлайн-заказов является их непунктуальность. Обещанная в рекламе быстрая доставка порой оборачивается многочасовым ожиданием. Если заказ сделан в час пик, то можно смело прибавлять полчаса к назначенному времени. В некоторых случаях придётся ждать около часа, а то и больше, и это очень раздражает, особенно если клиент голоден.

Везунчиками можно считать горожан, живущих в благополучных спальных районах со множеством магазинов и кафе прямо под боком. Одна моя знакомая из престижного Юго-Западного округа Москвы любит заказывать себе завтрак на дом. Ещё лёжа в постели, берёт телефон, входит в мобильное приложение и выбирает всё самое вкусное. Нажимает галочку «Оставить у двери» и спокойно отправляется в душ. Выйдя из ванной через двадцать минут, проверяет телефон, видит сообщение «Заказ доставлен», забирает пакет из тамбура и завтракает тёплыми сырниками или блинчиками.

Но так везёт не всем. Довольно часто, пока вам везут питание, еда остывает, так что её вдобавок придётся разогревать, а это означает потерю качества. К сожалению, с этой проблемой ничего нельзя поделать – разве что избегать заказа в часы пик. Ведь сегодня автомобильные пробки существуют почти во всех российских городах.

Однако непунктуальная доставка и остывшая еда – это ещё не так обидно. Гораздо более серьёзный повод для грусти – необязательность некоторых курьеров. Однажды автору этих строк пришлось ждать доставки еды три часа! Причём заказ был сделан в уважаемой, всем известной службе. Операторы отвечали на мои постоянные звонки и вежливо просили подождать ещё полчаса. Потом ещё и ещё. Ситуация разрешилась следующим образом: мне сообщили, что «курьер ушёл домой». Так я остался голодным. С тех пор мне наука – не заказывать пищу на ночь глядя.

Самая безопасная еда

А вот о чём говорят микробиологические исследования. Однажды европейские специалисты исследовали контейнеры-кубы, в которых курьеры возят еду. «На дне и боковых стенках коробки обнаружено более 200 колоний бактерий – это втрое больше, чем на полу обычного ресторана» – таково заключение экспертов.

Подчёркиваем, речь идёт о европейских курьерах. В России подобные исследования не проводились, либо нам о них неизвестно. А ведь в нашей стране система доставки развита на порядок лучше, чем в любой стране мира. Это подтверждают и «релоканты» – то есть наши граждане, переселившиеся за границу. Они больше всего печалятся о недоступности такого уровня комфорта, который был у них в Москве, где можно в любое время суток заказать любую еду из ресторана или магазина, и тебе доставят её в короткие сроки, причём сравнительно недорого. Ни в одном европейском городе такого нет и в помине.

Однако вернёмся к санитарным вопросам. С ними связан ещё один минус заказа онлайн – невозможность проверить срок годности продукта и глазами оценить, как в действительности выглядит то, что ты выбрал. В 2023 году около 300 петербуржцев стали жертвами массового отравления вафлями, заказанными через популярный сервис доставки готовой еды. Ещё у 50 человек выявлен сальмонеллёз. А это очень серьёзная инфекция с тяжёлым течением болезни и неприятными последствиями.
Причиной отравления явилось несоблюдение санитарных условий при производстве готовой еды. Кроме того, работники не были обеспечены медицинскими книжками. Проверки общепита во многих случаях выявляют подобные нарушения.

«У нас действительно есть установленные санитарными правилами сроки годности. Они небольшие, но производитель имеет право их продлить, если с помощью лабораторных исследований докажет безопасность своей продукции», – объяснила Инна Соколовская, начальник отдела надзора за питанием петербургского управления Роспотребнадзора.

После прошлогоднего скандала газеты и интернет-ресурсы запестрели заголовками о самых безопасных и самых опасных продуктах, которые доставляют на дом.

Самой безопасной считается еда, приготовленная при высокой температуре. Например, даже в обычной духовке микробы погибают, и тогда приготовленное блюдо становится безвредным. Пицца готовится в печи и таким образом тоже подвергается термальной обработке. А вот салаты, заправленные майонезом, оказались в зоне максимального риска. Так же как и еда, которую повара готовят непосредственно руками. Это прежде всего суси и роллы, где повар неизбежно соприкасается со всеми ингредиентами. В приличных ресторанах и кафе мастера обязательно надевают одноразовые перчатки и регулярно их меняют, а вот в небольших пунктах питания санитарное состояние порой оставляет желать лучшего.

Накорми доставщика

В Северной столице, помимо случаев отравления, происходили и более серьёзные инциденты с участием курьеров, которые доставляют еду на дом. Например, в марте 2023 года курьер попытался изнасиловать девочку-подростка. Она и её 18-летняя сестра заказали еду через популярный сервис. Увидев беззащитных девочек, находившихся в квартире в одиночестве, уроженец Средней Азии, изголодавшийся по женской ласке, набросился на несовершеннолетнюю петербурженку. К счастью, в дело вмешалась собака. Курьер бежал.

Похожий случай произошёл несколько лет назад. 20-летняя студентка сделала заказ через мобильное приложение. Когда доставщик еды явился, он не смог совладать с собой и накинулся на девушку. Курьер уже повалил её на пол, но она смогла вырваться и позвать на помощь. После этого работник сервиса убежал.

А случается, что курьеры попросту не доносят в полном объёме оплаченную еду. Зафиксированы случаи, когда доставщики открывали коробки, съедали часть продукции и приносили заказчикам лишь остатки. Такая история приключилась в прошлом году в Москве. Камеры лифта одного из домов показали, как курьер грязными руками залез в короб и стал жадно поедать чужой обед.

После скандала этого курьера, само собой, уволили.

Людей посмотреть, себя показать

Психологи отмечают ещё одно негативное социальное последствие развития служб доставки – люди стали реже выходить из дома. Это тревожно, ведь современный человек и без того отвыкает общаться лицом к лицу, большинство контактов сегодня происходит в социальных сетях либо по телефону.

Специалисты рекомендуют не злоупотреблять заказом продуктов на дом, поскольку это лишает человека необходимости хотя бы раз в сутки выйти на свежий воздух. Даже обычный поход в ближайший магазин позволяет нам слегка размяться, а главное – социализироваться, то есть контактировать с людьми. Одно дело дойти в тапочках до двери и забрать привезённые продукты, и совсем другое – «выйти в свет», людей посмотреть и себя показать.

Это особенно актуально для людей, работающих «на удалёнке», разнообразных «свободных художников», пенсионеров и женщин в декрете.

И, разумеется, вы никогда не научитесь готовить – более того, разучитесь! – если будете полагаться только на заказную еду. Кулинария – это навык, который также имеет жизненно важное значение. Самостоятельная готовка позволяет меньше тратить и лучше питаться.

Кстати, экономия времени при заказе еды на дом тоже иногда весьма сомнительна. Даже выбор блюд занимает несколько минут, особенно у тех, кто с электроникой на «вы». Ведь нужно сесть, достать телефон, пройтись по нужным категориям со списком продуктов или блюд, сравнивая это с ценами в обычных магазинах.

В привычных гастрономах в этом смысле всё устроено гораздо проще – вы идёте с тележкой знакомым маршрутом, огибаете бакалею и отдел молочных продуктов, следуя к хлебобулочным изделиям и напиткам. Трудно забыть то, что находится прямо перед носом. А вот тыканье пальцем по экрану и ожидание курьера отнимают больше времени, чем прогулка до ближайшего магазина.

Надо учесть, что при заказе через службу онлайн-доставки с клиентов обычно взимается комиссия. А большинство сервисов вдобавок устанавливают порог минимальной стоимости покупки. То есть у вас не получится просто купить хлеб и молоко, нужно заказать что-нибудь подороже. И, конечно, никто не отменял отдельную плату за курьерскую доставку.

А вот когда вы готовите дома из лично приобретённых продуктов, то платите только за еду.

Но есть и хорошие новости

Теперь поговорим о хорошем, то есть о достоинствах системы доставки.

Прежде всего, курьеры проделывают за нас самую неприятную часть процедуры покупки – они избавляют нас от тяжёлой ноши. Крепкие молодые люди способны доставить к вашим дверям прямо из магазина несколько сумок общим весом до 60 килограммов.

Для большинства людей это огромное облегчение.

Любители купонов и скидок тоже боготворят систему онлайн-заказов, поскольку там выгодных предложений куда больше, чем в обычных магазинах.

Сайты позволяют сравнивать цены в различных торговых точках, чтобы сэкономить максимально. Это плюс, который, безусловно, нельзя упускать из виду.

Очень удобно и то, что в электронном виде сразу показывается общая сумма, на которую совершены покупки. Ведь в магазине мы можем узнать это только на кассе, когда путей к отступлению практически нет.

Онлайн-сервисы гарантируют максимальное разнообразие товаров. Крупные сети предлагают такой большой выбор еды, что за ним не угонится ни один ресторан. Фактически выбор неограниченный, а это отбивает всякое желание ехать на другой конец города даже ради ужина в самом престижном кафе.

А некоторые рестораны предлагают вознаграждение постоянным онлайн-посетителям. Стать «любимым клиентом» значит регулярно получать приятные купоны и разнообразные скидки.

Восстание ресторанов-призраков

Доставка еды уже оказала сильное влияние на мировую ресторанную индустрию. Фактически она вдохновила бизнесменов на создание совершенно новой разновидности общественного питания – ресторанов-призраков.

Это заведения, которые предлагают еду только с доставкой. Здесь нет залов, столиков и официантов. Есть лишь огромная кухня где-нибудь на окраине города и курьеры, курьеры, курьеры… Поэтому основное внимание уделяется именно приготовлению еды и удовлетворению вкусов клиентов, а не дизайну заведения, фоновой музыке и прочим необязательным вещам. По сути, рестораны-призраки помогают посетителям быстро и легко получить любимые блюда по сравнительно небольшой цене. Ведь эксплуатационные расходы владельцев ресторанов сильно снижаются.

Кухни-призраки, скорее всего, никуда не денутся, а будут лишь размножаться. И это хорошо, ведь таким образом сети смогут удовлетворить высокий спрос на еду навынос, а также разнообразить меню.

Итак, за последние несколько лет службы доставки еды становятся всё более популярными. Вместо того чтобы поужинать в ресторане, люди часто берут смартфон и делают заказ онлайн. Что же нас ждёт через несколько лет?

Вероятно, доставка с помощью квадрокоптеров. И тогда дорожные пробки станут не так страшны. Впрочем, пробки могут образоваться и в небе.

Дмитрий СОКОЛОВ
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №6, февраль 2024 года