СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Тополя – наши друзья или враги?
Тополя – наши друзья или враги?
21.03.2024 16:19
ТополяЖить в городе, конечно, интересно: театры, музеи, рестораны и всё такое. Но не полезно. Крупные мегаполисы ежегодно выбрасывают в атмосферу до миллиона тонн вредных веществ в год. Всё это оседает в лёгких, вызывая аллергию, астму и прочие неприятности. Властям любого города известно всего три способа бороться с загрязнением воздуха: улучшать работу общественного транспорта, благоустраивать улицы и, наконец, ежегодно озеленять город. Ведь добавить в море выбросов свежий кислород могут только растения.

Мы не можем ждать милостей от природы

Ситуация с озеленением в большинстве российских городов не так уж плоха. Однако жарким летним днём почти любой горожанин ощущает, что на улице нечем дышать из-за раскалённого асфальта, и деревья не спасают.
И горожанин будет прав. Потому что зелёные насаждения начинают работать как «лёгкие города» только в том случае, когда образуют сплошную экосистему. Одиноко стоящие деревца не сделают погоды. А количество зелёных экосистем в наших городах много лет катастрофически сокращалось.

Ещё в 1950–70-е годы мудрые советские градостроители разработали единую и крайне эффективную концепцию озеленения. Город должен быть окружён мощным поясом лесов, которые тянутся до самого центра «реками» озеленённых магистралей. Потоки зелени втекали в озёра парков и дворов.

Однако с начала 1990-х – спасибо жадным застройщикам! – всё это было забыто. Зелёные пояса в наших городах нещадно застраивались, магистрали прокладывали без учёта зелёного рукава, парки и скверы вырубались под точечную застройку.

Сейчас ситуация начала меняться. Здравый смысл и забота о будущем возвращаются в кабинеты власти. Но целостная озеленительная логика уже необратимо нарушена. Приходится работать с тем, что есть.

А реальность такова, что в центре современного города роль «лёгких» играют только дворы и придомовые территории. Как они работают? Попробуйте зайти во двор, густо засаженный деревьями. Первое, что вы почувствуете, – это тишина, хотя шумная улица вроде бы совсем близко. Спасибо надо сказать именно деревьям. Они поглощают до 25 процентов шума, а остальные 75 – рассеивают, не позволяя «бить по ушам».

Деревья повышают влажность воздуха на 15–30 процентов, что резко снижает температуру. В городе она в среднем на 1 градус выше, чем в селе, но в центре, внутри плотной застройки и вдоль трасс, – ещё выше, по ощущениям, на 6–7 градусов.

Каждое взрослое дерево в сутки вырабатывает кислорода столько, сколько нужно одному человеку для полноценного дыхания. Деревья вырабатывают ещё и фитонциды, которые оказывают антибактериальное воздействие – в парке количество бактерий в 200 раз ниже, чем на улицах. Ну и, наконец, деревья являются идеальным фильтром для вредных городских примесей: одно взрослое дерево в сутки поглощает выбросы от сгорания 130 литров бензина.

Казалось бы, горожане должны буквально мечтать о том, чтобы засадить свои дворы по максимуму. Но именно тут и начинаются проблемы.

Белая берёза под моим окном

Например, московские коммунальщики до сих пор не могут определиться, чем, собственно, засаживать дворы. То, что хотят сажать сами москвичи, не рекомендуют озеленители, а то, что советуют специалисты, не хотят сажать жители. Мэрия периодически проводит опросы на тему – что сажать. Предлагаемый выбор охватывает основные породы деревьев и кустарников, которые выращивают в питомниках.

В 2015 году результаты голосования были таковы. В число самых популярных деревьев вошли каштан – 17 процентов голосов, берёза – 12 и ель – 11. На четвёртом месте – черёмуха: её хотят посадить во дворах 10 процентов горожан. Пятое место разделили сразу три сорта деревьев – клён, дуб и рябина. Они набрали по 8 процентов голосов жителей Москвы.

То, что происходит в столице, характерно для большинства городов средней полосы России, поэтому результаты голосования справедливы почти для всей страны.

Итак, все хотят сажать каштаны, дубы, берёзы, рябины и сирень – вроде бы отличный план! Но, увы, желания горожан очень часто ограничиваются возможностями самих деревьев.

Начнём с каштана. Он, конечно, прекрасен, но выживает только на открытом пространстве, свободном от деревьев-соседей. Если у вас во дворе есть пустая поляна метров 20 в диаметре – отлично, но такие дворы редкость. Кроме того, каштан крайне уязвим для каштановой моли. Этот вредитель превращает роскошные разлапистые листья дерева в сухие скрученные в трубочку мёртвые остовы. Бороться с этой напастью можно, но трудно. Тут всё зависит от личного фанатизма жителей двора, готовых посвятить время уходу за деревом.

А ещё под каштаном нежелательно парковать автомобили – созревшие плоды этого дерева бывают настолько крупными, что при падении способны оставить трещину на лобовом стекле или вмятину на крыше. И тогда владелец авто норовит взыскать ущерб с местного управления ЖКХ, а коммунальщикам эти проблемы не нужны. Так что каштаны не годятся для современного города.

Дуб тоже трудно рекомендовать к посадке во дворе. Он слишком сложен в уходе, к тому же подвержен воздействию вредителей. Кроме того, дуб очень медленно растёт. Первые десять лет скорость роста молодого дерева составляет всего 20–30 сантиметров в год. Всё это время молодое дерево крайне уязвимо. Если вы посадите дуб у себя под окнами, вам придётся не на шутку заморочиться уходом.

Запрос на черёмуху озеленители называют странным. Её аромат, хоть и приятен, но крайне токсичен и подходит далеко не всем: он может вызвать головную боль, мигрень и тошноту. Есть, правда, черёмуха сорта Колората, которую отличают красивые розовые соцветия и почти полное отсутствие запаха. Но она не так часто встречается в местных питомниках. Кроме того, надо иметь в виду, что срок жизни черемухи очень короток. В диком виде она живёт 60–100 лет, а вот в городе будет украшать ваш двор лет пятьдесят в лучшем случае.

Особую нежность россияне питают к берёзе и рябине. Увы, берёза, рябина и сирень в загазованных районах расти не будут – они совсем не переносят автомобильных выхлопов. Хотя в закрытых дворах вдали от магистралей могут и выжить. Да, и не забудьте, что берёза – один из самых сильных природных аллергенов. Вдобавок она тоже почти не годится для дворов, где паркуют автомобили. Первый же сильный ветер обломает старой берёзе ветки, и те могут повредить машины. Ну а ураган способен и вовсе повалить дерево.

Идеальным кажется вариант липы. Прекрасно цветёт и пахнет, не является аллергеном, а напротив, очень полезна. Она отличный увлажнитель воздуха – за сутки испаряет до 200 литров воды и совершенно не боится выхлопов. Да и вообще, липы так традиционны для России.

Всё так, но только относится это уже к большим, взрослым липам. Молодые саженцы на городских почвах растут с трудом, совсем не выдерживая засоления.

Многие возмущаются, что в крупных городах, в том числе в Москве, мало сосен. А ведь как хороша раскидистая густая сосна! Но и тут вас разочаруют озеленители.

Причина та же – пыль и грязь, которые забивают поры зелёных иголок и не дают дереву дышать. Лиственные породы таких проблем не имеют. Они каждую осень сбрасывают листья, тем самым избавляясь от лишней грязи. Но вечнозелёные сосны на зиму не облетают. В итоге ни одно хвойное дерево в Москве не может разрастись до взрослого состояния. Голубые ели, у которых иглы покрыты восковым налётом, могли бы спасти ситуацию. Однако они очень дороги и далеко не стопроцентно выносливы. Так что это тоже не выход.

Голубые ели на Красной площади не в счёт: их высаживают уже взрослыми, строго соблюдают все рекомендации и меняют примерно раз в десять лет.

Остаются клёны. Они отличные поглотители городского шума, хорошо фильтруют воздух и снижают тепловое воздействие среды. Но и тут надо проявлять осторожность. У клёна множество разновидностей. Каждый имеет свою специфику, некоторые капризны, а некоторые ядовиты для окружающей растительности. Оптимальным выбором можно считать клёны остролистный и татарский – они устойчивы к загазованности и не боятся засоленности почвы.

Не смешите мои тополя

И вот теперь мы подходим к самому распространённому, но и самому обруганному насаждению.

Озеленители считают, что идеальное дерево для жёстких городских условий – это тополь. Он быстро растёт и совершенно неприхотлив. В 50–60-х годах, когда в городах Советского Союза бурно строились жилые кварталы, именно тополя помогли быстро озеленить и облагородить неуютные микрорайоны с одинаковыми «коробками». Уже через десять лет дворы становились зелёными и тенистыми.

Однако в наше время власти многих городов ведут неравную борьбу с тополями. Тему подогревают горожане, которые массово винят тополя в аллергии в сезон полёта тополиного пуха. Чем только не грозили тополям. И массовой вырубкой, и полным мораторием, и посадкой только «мужских» деревьев, которые не пылят. Но тополь проявил храбрость и сумел за себя постоять. Так, при попытке сажать «мужские» деревья они просто меняли пол и продолжали пылить.

Бороться с тополями трудно, да и вряд ли нужно. Тополя, которые в обилии высаживали все советские годы, и поныне украшают наши города, принося огромную пользу. Один тополь даёт кислорода как шесть дубов или 18 елей, а взрослое дерево за сезон собирает до 53 килограммов пыли. Кроме того, тополя выделяют массу полезных фитонцидов. А знающие люди вообще утверждают, что тополь – это живая лечебница, ведь дерево собирает на себя аллергены, осаживает их и очищает воздух даже зимой.

Специалисты-аллергологи шёпотом уверяют, что сведения об аллергенности дерева сильно преувеличены либо вообще ложны. Однако вопрос с тополями не решён до сих пор. Озеленители – за, народ – против. Первые, кстати, уверяют, что появились новые породы тополей, которые не пылят и точно не вызывают аллергической реакции, а пользу приносят ту же самую.

Зелёное море тайги

Все эти рассуждения, однако, не могут остановить стихию народной любви к деревьям. Эта любовь вполне заслуженна. Но всегда надо помнить, что любовь – прежде всего забота.

Во многих городах существует традиция высаживать на придомовых территориях деревья. Однако эти славные инициативы часто заканчиваются печально. Во-первых, современные дворы – это сложнейший лабиринт подземных коммуникаций. Дерево или кустарник, посаженные над одним из его рукавов, или просто погибнут, когда корневая система уткнётся в обмотку подземной магистрали, или будут беспощадно снесены аварийной бригадой при первом же ремонте.

Во-вторых, в больших европейских городах некоторое время назад озеленители сошлись на том, что деревья в городе надо высаживать только большие и взрослые. Делается это не зря. Древесные саженцы в агрессивной городской среде приживаются крайне неохотно. И когда мэрия вашего города бодро отчитывается о посадке пятидесяти тысяч саженцев деревьев, надо понимать, что половина их погибнет в ближайшую пару лет.

А если вы всё-таки решились посадить во дворе саженец, надо готовиться к тому, что первые четыре года жизни дерева вам придётся уделять ему серьёзное внимание.

Прежде всего саженец надо обеспечить забором такой вышины, через который не перелезут местные собачки. Собачьи «удобрения» под молодым деревом – прямой путь к его гибели. Кроме того, все первые годы жизни юное дерево надо поливать в течение всего лета. И не из лейки, а вёдрами: как минимум 20 литров за один полив. И так раз пятнадцать в течение всего лета. Надо следить, чтобы деревце имело доступ к солнцу и не заглушалось близкими соседями в лице взрослых деревьев. Иначе оно опять-таки погибнет.

Если вы готовы на такое самопожертвование, тогда, конечно, дерзайте.

Проще всего в наше просвещённое время посадить дерево с помощью специалистов-озеленителей. В Москве они работают при управлениях ЖКХ. Подать заявку на посадку дерева в своём дворе сейчас можно на сайте.

Департамент природопользования Москвы выложил немаленький список деревьев и кустарников, предлагаемых для посадки на внутриквартальных территориях. Выбор большой и составляет несколько десятков наименований. Всё это апробированные виды и сорта, которые предлагают московские питомники и которые действительно имеют шанс прижиться у вас во дворе. Но даже к этому списку надо отнестись внимательно, ведь возможны неожиданности. Вот, например, орех маньчжурский. Это очень красивое и неприхотливое дерево. Однако орех маньчжурский источает фитояд, который убьёт всю растительность под деревом и в непосредственной близости от него. Вам это надо?

Профессиональные озеленители помогут выбрать подходящий вид и сорт дерева, обеспечат посадочным материалом и помогут с посадкой и уходом. Они же выберут и оптимальное место для посадки в соответствии с Нормами и правилами проектирования планировки и застройки. Деревья в Москве сажают не ближе чем за 5 метров от жилого дома и за 10 метров от детского сада или школы. Среди обязательных требований также – расстояние в два метра от посаженного дерева до проезжей зоны, а от дерева до тротуара – не менее 0,7 метра.

Желаем вам зелёного буйства под окнами!

Ольга АНДРЕЕВА
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №11, март 2024 года