Ищите горящих людей
02.04.2024 15:10
Сейчас вам нужно много смотреть и много думать

Ищите горящихЗдравствуйте, дорогая редакция! Моё письмо адресовано священнику Александру Дьяченко. Очень нужен его совет.

Я мусульманка по рождению, как и мой муж. Мы носим имена, данные по мусульманским обычаям. У нас заключён никах (исламский брак. – Ред.). Знаю молитвы, но мало. В мечеть не хожу.

И при этом мне очень близко всё русское. Я очень люблю русскую историю и давно интересуюсь ею, ещё со школьной скамьи. Также увлекаюсь русскими народными песнями, некоторые знаю наизусть. Должна признаться, что мне намного ближе по духу русские, чем татары, и более понятна церковь, чем мечеть. Со своими проблемами и просьбами я готова обращаться к иконам, зажигать перед ними свечи, молиться. Мне проще и понятнее просить помощи у образов, чем молиться в мечети. Сталкивалась с некоторыми муллами, которые оказались невнимательными и равнодушными людьми.

Что делать, если православная вера мне очень близка по духу, понятнее и душа к ней тянется? Хочу просить в православном храме помощи у Бога. Но тем не менее мне кажется, если приду в православие и меня похоронят по христианским обычаям, то будет большой грех, ведь я родилась мусульманкой. Вот дилемма – тянусь к православию, будучи не православной. Но ведь Бог един. Что мне делать?

Заранее вас благодарю и жду ответа, мне это очень важно. Всех вам благ!

Из письма Ляйсан

Комментарий священника

Здравствуйте, уважаемая Ляйсан! Прочитал ваше письмо и подумал, что вам с таким вопросом лучше бы сходить в храм и поговорить с живым человеком, а не переписываться со священником через газету. Чтобы говорить на такие сложные темы, в частности о выборе веры, разговор должен вестись вживую, глаза в глаза. Здесь всё очень важно, в первую очередь для вас. Потому что вам, а не вашему собеседнику придётся принимать решение, станете ли вы христианкой или останетесь мусульманкой.

Главный вывод, который могу сделать, прочитав ваше письмо, такой: Ляйсан, вы ещё не христианка, но и не мусульманка, сейчас вы находитесь в некоем промежуточном состоянии. То, что вы родились в традиционной татарской семье, где исповедуется ислам, ещё не означает, что вы мусульманка. Точно так же случается и в семьях православных христиан. Они могут соблюдать лишь основные, внешние постулаты веры: крещение младенцев, отпевание усопших, хождение в церковь с целью зажечь и поставить свечку. Хватает и тех, кто венчается в храме, но по сути своей не является христианином.

Внешнее исполнение религиозной традиции ещё не означает, что человек – верующий. Тот, кто по-настоящему верит, не меняет своих убеждений. Вера остаётся с человеком всегда, где бы он ни жил, куда бы его ни закинули обстоятельства.

А вот принадлежность к традиции – дело совсем другое.

Поменялись условия существования, среда обитания человека. Тот, кто приучен к соблюдению лишь внешних ритуалов, легко адаптируется к иным обстоятельствам, принимая традиции новых для него мест. Я не говорю «новой» или «иной» религии, потому что вера означает не только внешнее, но и глубоко внутреннее. Я говорю об отношениях конкретного человека с Богом. Не важно, как мы сейчас Его назовём – Господом или Аллахом.

В истории православной церкви известна святая преподобная Мария Египетская. В юности она вела чрезвычайно порочную жизнь, но потом раскаялась и ушла в пустыню. Ушла от этого мира и постаралась уйти от той прежней самой себя. Провела в одиночестве и молитве всю оставшуюся жизнь. Чего-то такого, что могло бы Марию как-то выдавать как человека церковного, у неё не было. Она не имела ни икон, ни Священного Писания – ничего. Даже одежда и та со временем на ней истлела. А у нас эта женщина считается одной из самых великих христианских святых. О святости Марии свидетельствует глубина её покаяния.

Вы говорите, что вам нравится общаться с иконами. В православных храмах, в отличие от мечетей, где запрещено изображать человека, множество икон. Люди приходят в храм, берут свечи, подходят к образам и молятся. Или, как вы это называете, «разговаривают» с иконами. Но мы разговариваем не с иконами как таковыми, а со святыми, которые на них изображены. Здесь тонкое место, узенький мосточек, с которого можно легко сорваться в идолопоклонство и начать воспринимать икону как идола. Мы можем целовать икону, молиться перед ней, но не на неё. Икона – это дерево с нанесёнными красками. Важен тот, с кем через его изображение на доске мы вступаем в общение. Икона – своего рода окно в мир, который мы называем Царством Небесным.

Некоторые верующие во Христа, в том числе протестанты, от икон отказываются. Но я понимаю, почему они так поступают. Из-за боязни того, что иконопочитание в их храмах или молельных домах может превратиться в идолопоклонство. Мы, православные, этого не боимся, поскольку имеем по данному вопросу твёрдую точку зрения, принятую нашими далёкими предшественниками на одном из Вселенских соборов много веков назад. И уже тысячу лет остаёмся ей верными.

Ляйсан, очень хорошо, что вы имеете тягу к познанию русской культуры. Это и в самом деле богатейший пласт знаний и традиций, имеющий в основе своей православную веру. Поскольку русская культура есть наше общее достояние, созданное всеми народностями, живущими в России, то беречь и развивать её – тоже наша общая забота. Знание русской культурной традиции приближает человека к православной вере, но не делает его верующим.

Для начала, Ляйсан, вам нужно определиться в самом главном вопросе. Вы говорите, что у нас Бог един. Думаю, правильнее сказать, что представление о едином Боге у иудеев, христиан и мусульман вытекает из положений Ветхого Завета. Мы, христиане, так называем иудейскую Библию. Это и есть та Книга, что роднит все три наши религии и даёт основание мусульманам определять всех нас как «людей Книги». Но в дальнейшем мы начинаем разниться, и главное отличие христиан от мусульман заключается в том, что мы Христа принимаем как Бога, воплотившегося в человеке. А Сам Бог предстаёт перед нами в Трёх лицах – Отец, Сын и Дух Святой. Бог один, но в трёх лицах.

Об этом и о нашем спасении через веру в Иисуса Христа как в Бога и Его искупительную жертву на кресте повествует Новый Завет. Мусульмане почитают Иисуса Христа пророком, но не более. Это главное наше различие. Если вы думаете стать православной христианкой, то это вам нужно знать с самого начала.

Во-вторых, от взрослого человека, прежде чем он примет решение о крещении, требуется покаяние. Это означает, что подходить к вопросу крещения нужно взвешенно и ответственно. Дать оценку самому себе. Узнать, чего конкретно ждёт от нас Бог. И задуматься, как ваш поступок отразится на отношениях с близкими.

У вас ещё нет чёткого представления о том, что такое грех. Хотите стать христианкой – читайте Евангелия. Смотрите, слушайте. Сейчас вам нужно много смотреть и много думать.

Вы пишете о равнодушии мусульманских наставников. Уверяю, и у нас можно столкнуться с тем же. Есть люди, горящие верой, а есть те, кто просто «работает» в храме. Это большая разница. Ищите именно горящих. Знаю, что в Татарстане существуют православные общины татар-кряшен. Возможно, вам имеет смысл узнать об этих людях побольше.

И последнее, что хочу посоветовать, Ляйсан: прежде чем принимать решение христианину стать мусульманином, или мусульманину перейти в христианство, нужно очень и очень серьёзно подумать. Взвесить все за и против и только потом принимать решение. Веру сменить – это не надеть новые туфли, а изменение всей вашей жизни. Но это произойдёт только в том случае, когда стоит вопрос о внутренней глубокой вере. Если же интересоваться лишь внешней стороной религиозной традиции, культурой, то есть ли вообще смысл формально менять религиозную принадлежность? Прийти помолиться в православном храм можно и мусульманину, на такое нет запрета. В наш храм иногда приходят мусульмане, стоят на службах. Нельзя мешать людям молиться.

Не знаю, Ляйсан, смог ли я донести до вас свою мысль. На расстоянии сделать это очень трудно. Потому вернусь к самому началу своего ответа. Сходите в православный храм и поговорите со священниками, которые служат именно в ваших местах. Но прежде расспросите обычных прихожан, и пусть они вам посоветуют, с кем именно из батюшек лучше пообщаться.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Марина ЯВОРСКАЯ

Опубликовано в №13, апрель 2024 года