СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Небо и земля Эту работу никому не доверю
Эту работу никому не доверю
12.04.2024 00:00
На тебя смотрит вся деревня

Эту работуДобрый день, «Моя Семья»! Не за горами Пасха, а следом за ней наступит черёд Радоницы – дня, когда принято навещать усопшую родню на кладбищах и поминать, наводить порядок на могилах. Мы стараемся прибираться на родных могилках регулярно. Однажды вышла целая история.

Два года назад, в самом начале июня, я решила в очередной раз посетить родные могилки. Знаю, что полагается посещать кладбище в первой половине дня, но у меня не получилось решить все кладбищенские дела вовремя, пришла только вечером. С полвосьмого до полдесятого, почти до самой темноты наводила порядок на участках. Прибралась на четырёх могилах: там лежат бабушка, дед, прадед и дядя.

Почему пришла так поздно? Весной мы уже приезжали на кладбище, поправили могилку бабушки, на остальных было относительно чисто. У бабы 8 июня как раз годовщина. Заехали к ней утром перед работой – и я просто обалдела от увиденной картины.

Лето и весна в тот год выдались в наших краях очень дождливыми. Сыро, слякотно – просто жуть! На могилах, особенно у дедов, вымахали колючие кусты в два раза выше меня, так что и оград уже не видно. Ветки с руку толщиной, в жизни такого не припомню. И все эти джунгли вылезли на свет Божий за какие-то пару месяцев. Обычно бывает по-другому: к лету могилы зарастают ковылём, но не слишком сильно. А тут словно кто-то намеренно высадил всю эту дикую поросль.

Времени прибираться утром у меня совершенно не было, я опаздывала на работу. Пообещала дорогим покойникам приехать чуть позже, однако исполнить обещание не получилось. Днём еле двигалась от сорокаградусной жары, вечером закрутилась с делами, не поехала. И вдруг буквально через день на нас словно из сита посыпались сплошные неприятности.

Бытовая техника сломалась, да и сельхозагрегаты стали подводить – косилка, пресс-подборщик. «Нива» мужа тоже барахлила. В довершение всех бед я разодрала ногу, а старшая дочь заболела ангиной. И всё это произошло буквально в один день!
Но вскоре я всё же выкроила вечер и отправилась на кладбище. Мама не на шутку встревожилась:
– Ну куда тебя несёт одну, да ещё на ночь глядя? Неужели не страшно?
– Не страшно, – заявила я. – Раз обещала – нужно прийти.

На кладбище действительно не страшно. Тихо кругом, птички поют, богородская трава цветёт, то есть чабрец. И аромат трав вокруг божественный! Благодать, одним словом.

Мама хотела нанять работников, чтобы убрались на могилах, – у самой колено болело. Но я не согласилась, не одобрила этот шаг. Да и стыдно приглашать чужих людей на такую работу. Неужели мне трудно навести порядок? Да и душа будто чувствовала, что это долг, который непременно нужно отдать родным.

За два часа прополола все могилы. Сорняки так разрослись, что даже пройти между участками не представлялось возможным. Еле справилась с колючими кустами.

И вот что интересно: на всех могилах уборка прошла нормально, а у дяди как-то всё сразу пошло наперекосяк. Я дважды ударилась головой о крест, на оградку наткнулась и колючками исколола всё, что только можно. Хотя у дяди их расплодилось не так много, как на других участках. Видимо, не понравилось ему, что убираюсь на его могилке. Он вообще-то был очень стеснительным, не любил принимать помощь.

В мусорную кучу я отнесла примерно два прицепа колючек с горкой. Потом обошла половину кладбища, поздоровалась со всеми усопшими родными, близкими и дальними. Обошла бы и все могилы знакомых, но уже темнело, я торопилась домой.

Такое ощущение, что здесь теперь лежит большая половина жителей нашей деревни. У каждого своя жизнь, своя история, свой конец. И кладбище устроено так, словно здесь разбиты не участки, а улицы деревенские – все семьи лежат рядом, все с памятников на тебя смотрят. Очень тёплое ощущение. Словно в детстве побывала.

На многих участках установлены столы со скамеечками около могил. Но я ни разу не видела, чтобы кто-нибудь из местных устраивал на могилах пьянки. А вот просто присесть, съесть по яйцу, помянуть покойных, тихо вспомнить былое – дело абсолютно нормальное.

Здесь лежат уже три учителя моей школы, а чуть подальше – бабушки и дедушки моих детских друзей. Вот тут покоится отец лучшей подруги, а там – моя соседка, тётя Наташа. А в этом месте похоронен мальчишка из соседнего класса, погибший очень рано, в 25 лет. Вот, наконец, и мои соседи, бабушка с дедушкой, привечавшие меня всегда, когда я жила в деревне. А здесь лежат бабушкина сестра и её муж… Эх, могу бесконечно перечислять знакомых, которые упокоились на кладбище. Помню каждые похороны.

Следующее утро заставило меня удивиться и всерьёз задуматься. Нога моя почти зажила, а у Инны ангина исчезла, будто и не было. А ведь всего сутки назад дочь болела ужасно, валялась с высокой температурой. Стиральную машину нам починили за полчаса, причём совершенно бесплатно.

Ещё я нашла в интернете местного Кулибина из соседнего городка, и он за сущие копейки отремонтировал вышедший из строя пресс-подборщик – у меня словно камень свалился с души. «Ниву» муж быстро починил сам, обошлось без лишних трат и визита в автосервис. Теперь я уверена, что между моей уборкой на кладбище и практически мгновенным разрешением обрушившихся проблем прямая взаимосвязь. Иначе и быть не может.

Всё-таки между нами, живыми и мёртвыми, существуют тысячи незримых нитей. И самое главное – свои обещания нужно обязательно выполнять.

Из письма Елены,
Оренбургская область
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №14, апрель 2024 года