СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Родня Синдром отложенного удовольствия
Синдром отложенного удовольствия
28.05.2024 15:31
И запевала озорные частушки

СиндромЗдравствуйте, «Моя Семья»! После выхода на пенсию мой трудовой энтузиазм несколько уменьшился, и, встречаясь с подругами, мы всегда заводим спор, кто из нас ленивее. Обычное женское кокетство – меня всю жизнь окружали трудолюбивые люди.

Перед глазами картина из детства – лето, солнце, синие стрекозы над речкой и мои родители на сенокосе. Они весёлые, всегда заняты, но кажется, что любую работу делают не всерьёз, а играючи. Мы, дети, находимся здесь же, рядом, на лугу.

Отец очень быстро и неожиданно ушёл из жизни. Все бытовые вопросы легли на мамины плечи. Ну и без нашей помощи никуда. Мне, старшей из четверых детей, тогда исполнилось десять. До чего же я ненавидела крестьянские дела и мечтала о жизни в городе, без огорода и живности! И вот мама, у которой в приоритете было наше образование, фантастическим образом, без чьей-либо помощи распродав всё, что возможно, переехала в конце 60-х в город – тоже в частный дом. В общем, сельские дела не оставляли нас, ведь только за счёт подсобного хозяйства могла выжить наша осиротевшая семья.

В 80-х горожане активно потянулись к земле. И мама переехала в пригород, где у неё появился большой участок земли. Она засаживала ягодными кустами и овощами каждый сантиметр угодий.

Как же я поначалу ненавидела выходные, которые проводила на маминых грядках! Самое ужасное – выкапывание картошки. Я не разделяла радости матери от урожая, а только мечтала побыстрее отвязаться от земледельческой каторги. Во всех сельских делах мне нравился лишь вкусный результат. Мама от зари до зари пропадала в огороде. С одеревеневшей спиной, переполненная недовольством, я подсчитывала время, которое оставалось провести на картошке. Мать, пытаясь подбодрить меня, запевала озорные частушки. Я хохотала, исчезало напряжение и в теле, и в мыслях. А сколько историй из жизни, пословиц и поговорок водилось у мамы! И со временем я стала с удовольствием выполнять ранее ненавистную работу.

Когда немного подросла моя дочь Элина, мы с матерью стали брать её с собой на второй участок с картофелем, который находился далеко за деревней. Мама сооружала из высокой травы шалаш, в котором дочь играла с собакой Тишкой и рассматривала книжки. Потихоньку мы стали привлекать её к труду, поручая совсем простые задания. А частушки Элина тоже полюбила и выучила все, только иногда поражалась их нескладности – бабушка не всегда умело заменяла в них неприличные слова.

Так незаметно и дочь втянулась в крестьянский труд. Бабушка научила её косить траву, и Элина делала это с большим удовольствием. Когда маме стало трудно передвигаться, дочь сажала картошку вместо неё. Мы с мужем тащили маленький плуг, за которым шла Эля. И сейчас, уже отучившись в университете, она не страшится никаких перемен, потому что выработала привычку к труду ещё в детстве.

Последние пять лет я живу с мамой в деревне. Мой огород красив и ухожен. И оказалось, что меня радует работа на земле. Дочь, приезжая в выходные, помогает в сельских делах.

В психологии есть термин «отложенное удовольствие». То есть радость приносит лишь то, что достаётся не сразу, а с трудом и самоограничениями. Мама интуитивно научила меня чувствовать себя счастливой в любых обстоятельствах, предложенных судьбой. Благодаря ей у меня появилась уверенность, что со всем в жизни можно справиться, всё выдержать и пережить. Я очень благодарна матери, она сделала для нас главное – научила трудиться. Поэтому я спокойна за будущее дочери и совсем не боюсь старости.

Из письма Валентины Леоновой,
г. Смоленск
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №20, май 2024 года