Их союз – это их проблема
07.11.2012 00:00
Пошёл в церковь и присмотрел там молодую прихожанку

Их союз – это их проблемаЗдравствуйте, отец Александр! Мне интересно читать в «Моей Семье» ваши рассказы и комментарии к письмам. Всегда волновал вопрос: насильник и жертва с точки зрения религии. Ведь есть и такое: насильник верующий, жертва – не очень. Насильник покаялся и прощён – а жертва? Я о себе. Не думала, что попаду в такую историю. Прошу, ответьте мне, облегчите душу.

Прожили мы с мужем, простые советские люди, 51 год. Лет в 65 он стал интересоваться религией. Жили в селе, переехали в город, здесь есть церковь. Муж начал туда ходить. Переехали по причине моей болезни – мерцательная аритмия. Мне бы тоже хотелось ходить в церковь, но сердце не даёт, не тянет, ограничивает в движении. Я слушала его рассказы о службе, о причастии, о покаянии, и ко мне приходила вера, вот так – через него. Вера в мужа тоже была безграничной.

А оказалось: только он попал в церковь, тут же присмотрел там молодую прихожанку, примерно ровесницу нашей дочери, очень верующую, честную, не берущую чужого (с его слов). Эта связь продолжалась три с половиной года, я о ней даже не догадывалась, так верила мужу. И вот зимой он ушёл от меня. Я, больная, осталась одна, не могу даже за хлебом сходить, обслужить себя в полной мере.

А всё это время они оба ходили в церковь, он каялся чуть ли не каждую неделю, чтобы с чистой совестью посещать храм, замолить свой грех и подать на развод, чтобы ему всё простилось.

А я? Как быть мне с моей болью, с болью жертвы? Конечно, я не безгрешна, в таком положении ещё и нервы пошаливают, пью успокоительные. Мало помогает, не могу спать, не могу даже попасть к врачу. А ему наплевать! Но очень хочется в рай на небе, после рая, который обеспечил себе на земле, – любовь в 72 года.

Если бы вы только знали, какая боль. Я ещё в этой жизни узнала, что такое муки ада. Когда за окном зима, мороз около 30 градусов, а ты одна, больная, беспомощная, тебе очень плохо. Ты звонишь ему, он долго-долго не берёт трубку, а потом говорит: вызови «скорую».
Я действительно совсем одна, мы недавно переехали, не успела, да и по здоровью не могла обзавестись друзьями. Да и вообще друзьями обзаводятся в молодости, все мои друзья остались в России. Дочь за двести километров, и она примчалась, помогла мне, уложила в больницу. А он, ко всему, пытается отнять ту малость, которую имеем. Он бодр и здоров, потому что всю жизнь я заботилась о нём, о его здоровье.

Простите меня, так хочется получить от вас ответ. Чувствую, слабею с каждым днём. Что мне делать с моей болью, с моими грехами? Нас ещё не развели, но он всё время находится с ней. А меня постоянно мучает вопрос жертвы и насильника, и не потому, что со мной это произошло, – всегда этим интересовалась. Ведь сколько жертв насилия от верующих людей!

Из письма Елены Михайловны,
Украина


Комментарий священника

Здравствуйте, уважаемая Елена Михайловна! Прочитал ваше письмо. Ещё один упрёк в сторону верующих людей. Вы пишете, что ваш бывший супруг под конец жизни стал ходить молиться в церковь и там присмотрел себе «хорошую верующую женщину». Всё так, только мне кажется, если бы ваш бывший муж стал ходить в театр, то и там со временем присмотрел бы себе хорошую женщину. Займись он политикой и запишись в какую-нибудь партию, то и на собрании своей ячейки точно так же подыскал бы себе другую половину. Уверен, что подспудно он уже имел эту мысль.

Здесь дело не в вере. Можно ходить в церковь сколь угодно долго и не быть христианином. Можно верить в какую-то удобную для тебя систему обрядов и ритуалов, считать себя подлинно верующим человеком, но верующим в кого? Если во Христа, то это неправда.

Христианин – это тот, кто верит Христу, читает Его слово в Евангелии и живёт по нему. Тогда этот человек приходит в Церковь и становится её маленькой неразрывной частичкой. Живя в Церкви по Христу, с Его помощью ты преображаешься, становишься другим, уходишь от неправды, которой жил все эти годы. Твоя цель – стать святым, а иначе бессмысленно идти в Церковь.

Тут надо пояснить, что понятие святости у человека сегодняшнего отличается от понятия, бытовавшего две тысячи лет назад. В прежнем понимании святой («кадиш» по-еврейски) – сознательно отделившийся от зла. Потому в посланиях апостолы и обращаются к тогдашним христианам: «Всем святым, живущим…» Сегодня святой – «сосуд, наполненный благодатью». По присутствию в нас этой самой благодати мы и будем судиться Богом на предмет нашего дальнейшего пути в вечности. Задача каждого христианина – стать таким наполненным сосудом. Потому мы и стремимся к святости, это задача и главная цель. «Будьте святы, потому что Я свят».

Порывая с грехом, если он по-настоящему уже стал частью твоей души, твоей сущности, ты раз за разом можешь впадать в грех, который уже знаешь и который ненавидишь. Тогда только, сгорая от стыда за свои дела и ненавидя сам грех, приступаешь к таинству покаяния и приходишь к священнику на исповедь. С одним желанием: победить в себе грех, поработивший тебя и заставляющий тебя страдать.

Исповедь – это не отчёт Богу, и уж тем более не священнику, в том, как ты согрешаешь. Это уже завершающий этап покаяния, который начинается у тебя дома, когда ты оплакал и возненавидел зло, что никак тебя не оставляет. А не оставляет потому, что ты лет шестьдесят холил в себе эту грязь, прощал себя и не считал, что это плохо. Попробуй теперь начать жить по-другому, ох как трудно! Да в такие-то годы.

Если этого не понимаешь, если идёшь в храм удовлетворить собственную гордыню или так, из интереса, то храм для тебя превращается в некий клуб, где можно постоять и «подышать аурой». А ещё просто встретиться со знакомыми, поболтать, подыскать себе «подругу по интересам».

Я не знаю ни вас, ни вашего бывшего мужа, но могу сказать однозначно: все эти годы, пока вы жили по правилам обычной советской семьи, семьи по-настоящему и не получилось. Вы пишете, что всю жизнь холили мужа, заботились о нём, но теперь-то вы заболели, стали немощной и сами требуете заботы. А он к этому не привык и стал искать ту, что ещё в силах заботиться о нём самом.

То, что всё это обставляется ещё и неким религиозным флёром, просто попытка убаюкать собственную совесть. Сколько таких примеров, когда предательство называется любовью, а ханжество рядится в одежды религиозности.

Вы ощущаете себя жертвой. Согласен, но чьей жертвой? Верующего человека или двух верующих людей? Нет, вас предал ваш муж, проживший с вами 51 год, и не потому, что он пришёл в Церковь, а потому, что слишком поздно туда пришёл.

Чтобы жить по правде, нужно иметь подлинное христианское мировоззрение, а оно на пустом месте не сформируется, его нужно выстраивать годами. Потому мы и говорим нашим прихожанам – давайте вашим детям и вашим внукам христианское воспитание. И при этом сами живите по-христиански.

Все знают, что обманывать нехорошо, но обманываем. А почему? Потому что наша совесть нас при этом не обличает. А заложи ты эту мысль в сознание маленького дитяти, когда он ещё крошечка, и эта мысль станет частью его сознания. И так во всём.

Поздно приходить к Богу в семьдесят лет, очень поздно. Почти невозможно измениться и стать христианином. Хотя и в семьдесят Христос будет целовать тебя уже только за то, что ты на это решился. Но и ты не греши, хотя бы так откровенно. Десять заповедей ещё никто не отменял.

Мне привычно после исповеди накрыть человека епитрахилью и читать над ним разрешительную молитву, но прощаю не я, прощает Сам Бог. Ещё придёт время, и разговор между Христом и вашим бывшим мужем состоится. А уж чем он закончится, не мне решать.

Мой вам совет: смиритесь, вы всё одно ничего не сможете изменить. Скажу лишь: лучше быть жертвой, чем палачом. Если возможно, перебирайтесь ближе к дочери. И ещё вы сами пишете, что слабеете и жизнь вас покидает. Не медлите, пригласите священника на дом. Подумайте о себе, своей душе, покайтесь и причаститесь святых Христовых Тайн. И самое главное: простите и не осуждайте ни вашего бывшего мужа, ни его новую жену. Их союз – это уже их проблема.

С уважением,
иерей Александр ДЬЯЧЕНКО