Почему мы называемся Россией
07.11.2024 18:00
Почему мыСейчас трудно представить, что наша страна когда-то называлась иначе, чем сейчас. Даже во времена СССР во всём мире нас величали «русскими», а наше государство – «Россией». Однако Россия почти за полторы тысячи лет своей истории сменила множество имён. При этом новые обычно не заменяли старые, а скорее накладывались друг на друга, приобретая то величественный, то обидный оттенок, становясь свидетельствами как славы, так и поражений Отечества. Официальные названия, прозвища, обозначения на картах – все они слились в одно гордое имя – Россия, вобравшее в себя Киевскую и Владимиро-Суздальскую Русь, Новгородскую республику, Тверское княжество, Золотую Орду, Московское царство, Российскую империю, Советский Союз и Российскую Федерацию. В этих словах – неотъемлемая часть прошлого и настоящего нашей единой Родины.

Слово ушло в народ

Россия расположилась на землях, где, с точки зрения обитателей тогдашнего Запада, заканчивалась Европа, а дальше жили «люди с пёсьими главами». Но в первом тысячелетии обжитое пространство европейской     ойкумены действительно прекращалось за Волгой. За великой русской рекой находился совершенно неизведанный простор, степной океан Евразии, через который отважные путешественники проложили дальние караванные тропы. До Великих географических открытий это был единственный путь из европейского мира в таинственный и прельстительный Дальний Восток, а с балтийского севера – в цветущую и многоумную Византию.

К VI–IX векам междуречье Дуная и Волги заселили многочисленные восточнославянские племена. Тогда ещё не шла речь о различии Великороссии, Малороссии и Белоруссии – то были земли, объединённые схожим бытом, общими религиозными культами, почти единым наречием. Первые города на этом просторе, едва ли не превышающем всю остальную Европу, стали возникать уже в VII–IX веках: Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль, Ростов, Смоленск. Не зря в скандинавских сагах Русь носит название «Гардарики», то есть «страна городов».

Начало русской государственности летописная легенда относит к 862 году, когда новгородцы, утомившись от вольницы, якобы призвали к себе на княжение легендарного варяжского конунга Рюрика. Через двадцать лет преемник Рюрика Олег, завоевав Киев, положил начало первой крупной державе на нашей земле – Киевской Руси. Однако в византийских и латинских источниках в это время страна уже называется Россией. Russia – как бы более торжественно по отношению к слову Русь. Впервые так поименовал наши земли византийский император Константин Багрянородный в X веке. Из Константинополя слово ушло на Запад, где Россию также называли Ругией.

Сами понятия «Русь», «русский» – сложного происхождения. Есть множество филологических и историко-географических обоснований, каждое из них – не без политического подтекста. Нас производили и от имени мифического варяжского племени русов, и от древнегерманского племени ругов, хозяйничавших некогда на Балтике, и от иранского слова «раука», «рук», то есть свет (хороший символ, не правда ли?), и от сарматского народа роксоланов, и от притока Днепра – небольшой речки Рось, затерянной на равнинах Малороссии. Даже финские слова «руотси», «ротси» – «гребец», «противник», «враг» – пытались приплести к делу. Но каким бы ни было происхождение этнонима «русь», на свет явилась великая страна, которой суждено было сыграть смыслообразующую роль в истории Евразии.

Подобно другим крупным раннефеодальным европейским державам, Киевская Русь не выдержала испытания на прочность. Уже к XII столетию из неё выделилось несколько значительных образований: Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, Великий Новгород, Черниговское и Смоленское княжества. Владимир с Суздалем и Новгород стали первыми самостоятельными государствами на территории современной России.

Новгородская республика, даже выделившись из Киевской Руси, оставалась первой по территории страной в Европе. Её владения простирались от берегов Балтики до полярного Урала, от верховьев Волги до Северного Ледовитого океана. Да и пределы Владимиро-Суздальского княжества, доходившие в период его расцвета до Архангельской области на севере и до земель манси на востоке, превосходили по масштабам большинство западноевропейских королевств.

Кстати, наши далёкие предки никогда не звали своё государство Киевской Русью. Они именовали свою страну «русью» или «русьской землёй». Привычный нам по школьным учебникам термин «Киевская Русь» был придуман историками в XIX веке для более чёткого размежевания различных периодов древнерусской государственности, а поначалу вообще обозначал лишь строго географическую область – Киевское княжество, в одном ряду с другими областями – «Червонной Русью», «Суздальской Русью», «Новгородской Русью» и прочими. Даже среди украинских националистов того времени понятие «Киевская Русь» не пользовалось особой популярностью. Оно им казалось слишком мелким, местечковым, поскольку подразумевало существование других центров власти на Руси.

И лишь в XX веке это слово стало использоваться в государственно-политическом смысле как именование государства всех восточных славян в эпоху, когда Киев стал общим политическим центром.

Давайте жить дружно

В XIII веке на русские земли из евразийских степей хлынули монголы, непобедимые воины Чингиcхана. Внук Чингисхана Батый завоевал в 1238 году Владимиро-Суздальское княжество, а в 1240 году разрушил древний Киев. Правда, до Новгорода кочевники не дошли. По преданию, в лесах под Торжком Батыю явился сам архангел Михаил и приказал повернуть назад. Вождь степняков, не имевший почтения к человеческой жизни, но боявшийся чужих святынь, отступил.

На огромном пространстве от джунглей северного Вьетнама до восточных границ Польши новые хозяева Евразии основали Монгольскую империю – крупнейшее государство человечества. Впрочем, империя монголов спустя всего несколько десятилетий распалась на несколько государств, самым мощным из которых стала Золотая Орда.

В границах Орды впервые возникла та территориальная целостность, к которой будут стремиться Московское государство и Российская империя. Именно здесь, среди сотен народов, населявших вотчину наследников Чингисхана, русские учились жить бок о бок с иноплеменниками в мире, строить общее государство.

В составе Золотой Орды русские земли имели особый статус. Князья получали от хана ярлыки на княжение, платили ордынцам дань, и пока это хрупкое равновесие соблюдалось, хозяева предпочитали не вмешиваться без особой причины в дела покорённых. Особое положение занимала церковь – она была освобождена от всех налогов.

Постепенно на территории Северо-Восточной Руси возникли новые центры власти. В борьбу за возможность повести за собой русские земли вступили Москва, Тверь и Литовское княжество. Своему возвышению Москва обязана хитроумной политике великого князя Ивана Калиты (1325–1340) и переезду из Киева митрополита Петра (1328). Но, хотя митрополит переехал, он ещё долго именовался Киевским. Любопытно, что в титулатуре митрополита Киприана (1387) впервые на кириллице появляется термин Росия (именно так, с одним «с»). Киприан звался «митрополитом Киевским и всея Росии».

Дело объединения русских земель вокруг Москвы довершил дед Ивана Грозного Иван III, присоединивший к Московскому княжеству в конце XV века богатый и непокорный Новгород. Этого великого князя с полным основанием можно считать отцом нынешней российской государственности. Кстати, обидно, что Иван Васильевич – единственный основатель европейской державы, в столице которой ему так и не поставили достойного памятника.

Иван III окончательно вывел страну из-под власти Орды, провёл судебную и административную реформы, перестроил столичный Кремль. При этом и сам Иван, и сын его Василий уже чеканили монеты с надписью «Господарь всея Росии». Василий III писал уверенно и жёстко на Литву: «И не та земля наша, которая ныне под нами, но и та, которая была за отцами нашими».

При этом на европейских картах и в западном обиходе наша земля и в XV–XVI веках и даже в начале XVII столетия могла называться «Московией» или «Татарией», но это скорее от невежества. Сами себя в быту и в государственных бумагах русские так не называли.

На Западе был популярен ещё один термин, имевший отношение к России, – «Рутения». В Новое время европейцы так стали именовать русские земли в составе Литовского княжества и Речи Посполитой.

Считаю до трёх

Становление Московского государства в XV–XVII веках проходило на фоне сильнейшего потрясения, которое мир восточного христианства пережил с падением Константинополя в 1453 году.
Русские воспринимали свою страну последним оплотом православия, истинной веры. Иван III женился на последней византийской царевне Софии Палеолог, чтобы подтвердить эту преемственность. Москву стали называть Третьим Римом, то есть центром Богом устроенной Вселенной, благословенным царством, что противостоит князю мира сего. «Два Рима падоша, третий стоит, а четвёртому не быти» – так писал старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей в своём послании великому князю Василию III. «Москва, как и Рим, стоит на семи холмах», – вторили старцу образованные современники.

В 1547 году митрополит Московский Макарий венчал на царство внука Ивана и сына Василия III Ивана Васильевича Грозного. После венчания «природного Государя», как сам называл себя Грозный, государство уже стало официально называться Российским царством. Завоевав Казанcкое и Астраханское ханства, Грозный взял «татарские» титулы – царь Российский, Казанский и Астраханский.

В XVII веке, после присоединения Украины, царь Алексей Михайлович титуловался уже «Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцем». Впрочем, имя «Россия» к этому времени привычно обозначало всё государство целиком. В Европе, случалось, было в ходу и название «Русия» с одним «с», но оно продержалось разве что до начала XVIII столетия. Дальше такое словоупотребление стало анахронизмом.

22 октября 1721 года Пётр Первый принял титул императора. Сам этот акт явился тревожным свидетельством отчуждения от собственных корней. Когда сенаторы за победу в Северной войне пожаловали русскому царю новый торжественный титул, никто не осмелился напомнить ни им, ни cамодержцу, что «царь» (то есть кесарь, цезарь) и есть «император». Латинское слово «кесарь» в изменённом виде попало на Русь из Византии.

Российская империя жила и процветала два полнокровных и чрезвычайно насыщенных для отечественной государственности и культуры столетия, будучи не только крупнейшей, но и одной из самых могущественных держав на мировой арене.

Уже почти на сломе имперской эпохи, в начале ХХ века случился интереснейший спор об именах между императором Николаем II и главой Совета министров Петром Аркадьевичем Столыпиным.

Титул государя гласил: «Божиею поспешествующею милостию, Мы, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая...». Столыпин, вдохновлённый опытом становления национальных государств на Западе, прежде всего примером Германии, предложил Николаю назваться «Император и Самодержец Русский» – и далее по тексту.
Николай, как рассказывают современники, был очень расстроен. И возразил Столыпину, что он такой же император русских, как и татар, башкир, бурятов и всех остальных.

Птица, восстающая из пепла

Однако февраль 1917 года грубо прервал все подобные споры. Император Николай отрёкся, его брат Михаил отказался принимать престол. 1 сентября 1917 года Директория (было у нас и такое «чудо-государство» после корниловского восстания) во главе с Керенским, не дожидаясь решения Учредительного собрания и какого-либо другого представительского органа власти, объявила о провозглашении Российской Демократической Федеративной Республики.

Это государство-посмешище просуществовало совсем недолго, до января 1918 года, пока большевики не создали Российскую Социалистическую Федеративную Советскую республику (РСФСР) – именно в таком порядке слов. Но в Конституции 1936 года слова «Социалистическая» и «Советская» поменялись местами.

Многие современники большевистской революции были убеждены, что с исторической Россией покончено. Иные при этом лелеяли надежду, что из хаоса и противоречий вырастет новая страна, ещё краше предыдущей. «России нет, она уже мертва, но Славия воссветится из пепла», – восклицал в революционные годы поэт Максимилиан Волошин, попавший под очарование модного тогда панславизма – идее собирания всех славян мира под единое крыло. Однако лишь Советскому Союзу, возникшему в 1922 году, суждено было стать полновесным преемником Российского государства.

Это отмечали даже заклятые враги социалистической революции. Василий Витальевич Шульгин, депутат трёх Государственных дум, один из лидеров русских националистов, проживший долгую жизнь и скончавшийся во Владимире в середине 1970-х, писал, что новым властям удалось почти невозможное – восстановить из пепла, пусть и на новых принципах, великое русское государство.

…Распад Советского Союза в 1991 году явился очередным потрясением в отечественной истории. Российская Федерация хоть и объявила себя правопреемницей СССР, но на самом деле осталась той же исторической Россией, берущей своё начало от первых городов Древней Руси. Имён много – страна едина. Она не упирается в административные и государственные границы, она везде и всюду, где живы память русской истории и надежда русского будущего.

Андрей ПОЛОНСКИЙ,
Санкт-Петербург
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №43, ноябрь 2024 года