СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как надо и не надо оказывать помощь
Как надо и не надо оказывать помощь
21.07.2011 16:06
МЧСЧеловеческий организм – удивительно живучая конструкция, несмотря на кажущуюся уязвимость. Люди выживают даже в самых страшных катастрофах. Чилийские шахтёры три месяца просидели под завалами и вышли целёхонькими. В недавней катастрофе Ту-134 под Петрозаводском несколько человек всё же выжили, пусть и получив травмы. В зоне ядерной аварии на японской «Фукусиме» спасатели работают с первого дня – и пока никто из них от лучевой болезни не умер. Альпинист сорвался в пропасть и, пролетев 80 метров, отделался вывихом ноги. Но, как показывает катастрофа теплохода «Булгария», никто из нас не застрахован от страшных происшествий. И хотя количество жертв огромно, экипаж проходившего мимо судна «Арабелла» под командованием капитана Романа Лизалина сумел спасти много жизней. Матросы, врачи и даже обычные пассажиры участвовали в спасении. И все они сумели мобилизоваться в экстремальной ситуации. Вот почему надо быть готовым к неожиданностям. «Народные рецепты» первой помощи, прочно укоренившиеся в нашем сознании, на поверку оказываются бесполезными, а иной раз и вредными. Что делать в самых типичных несчастных случаях? И главное – чего делать не следует?

Не лейте масло в огонь

Крик стоял на весь дачный посёлок. Вопили двое – первоклашка Верочка и её мама. Первая визжала от боли, вторая громогласно костерила «идиота криворукого, скотину безмозглую». Муж, к которому относились эти щедрые эпитеты, в ответ бубнил нечто неразборчивое. Сбежавшиеся соседи быстро выяснили причину переполоха. «Криворукая скотина» ненароком окатил дочку кипятком из кастрюли, обварил руку.
Соседи на разные голоса стали кричать: скорее мажь дочке ожог постным маслом. «Без вас знаю», – отрезала мама первоклашки и густо залила «Олейной» повреждённую руку. Тут высунулась со своим мнением какая-то незнакомая девушка. «Немедленно смойте масло! – убеждала она. – Вы только хуже делаете! Нужно прохладной водой ожог поливать, я в медицинском учусь». Её, разумеется, послали. А зря. Врачи несколько месяцев лечили ожог у девочки, но шрамы от него всё равно останутся на всю жизнь. Как раз благодаря растительному маслу.
Правильные действия при ожоге. Совет незнакомой студентки медвуза был единственно правильным. До приезда «скорой» следует поливать ожог прохладной водой хотя бы 10–15 минут. Ведь температура в обожжённых тканях и без того повышена – надо помочь организму её «сбросить». Мазать ожог маслом – значит закупорить кожные поры, а это приведёт к ещё более глубоким поражениям тканей.

Переломный момент

Помнится, в 1982 году на ноябрьские праздники мы, компания пацанов, изнывавших от скуки, по привычке тусовались в подвале соседней пятиэтажки. Пытались а-ля каратисты крушить кирпичи, насмотревшись боевиков с Брюсом Ли. Одно неловкое движение – и два пальца на моей правой руке поломались, как ветки бамбука.
Дома отец сразу же оценил бледность моего лица, увидел распухшую ладонь и засобирался. Я вышел на воздух, присел на лавочку у подъезда. Хотя дикой боли не было, в голове звенело, мир перед глазами скашивался в разные стороны и я покрылся потом. Тут из подъезда высыпали разгорячённые водкой соседи. Одна из них, тётка-медсестра из районной поликлиники, всё порывалась осмотреть пальцы, выкрикивая в мой адрес: «Да не придумывай! У тебя там вывих – а ну-ка дай, я его вправлю!» Оттащить тётку удалось только общими усилиями.
В травмпункте на лавках сидели люди с разбитыми в честь праздника физиономиями, повреждёнными конечностями. Доктор, что удивительно, тоже оказался подшофе. Впрочем, опытная медсестра, дама в годах, не подпустила его к моей травме. Вгляделась в рентгеновский снимок, ловко наложила гипс и отпустила нас с отцом восвояси.
Не раз с того дня я задавался вопросом: что было бы с моими несчастными пальцами, если бы до них дорвалась пьяная медсестра у подъезда? А выпивший хирург в травмпункте? Конечно, я бы не помер, но за будущую работоспособность пальчиков уже бы не поручился.
Правильные действия при переломах. Главное, обеспечить пострадавшему человеку покой, положить его на ровную поверхность, дать возможность расслабиться. Наложить шину. То есть зафиксировать место перелома двумя дощечками, палками или хотя бы сложенным журналом, действуя максимально осторожно и подложив под них вату или полотенца.
При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего лучше вообще не трогать, ждать прибытия врачей. Не оставлять его одного, поддерживать разговором. И, конечно, дать анальгетики. Боль, которая сопровождает перелом, нередко способна вызвать болевой шок. А это состояние опасно для жизни.

Я в шоке!

На производстве у друга детства погиб отчим. Работал он кузнецом на заводе – здоровенными щипцами ювелирно совал под механический пресс раскалённые заготовки. Мастером был опытным, с большим стажем. Но однажды под Новый год, когда предприятие «гнало план», не пришёл сменщик, и мужик остался на вторую смену. Здоровья не хватило. То ли очередную болванку не в надлежащем месте захватил, то ли щипцы не так засунул под пресс, но от могучего удара болванка улетела в сторону, а щипцы, отскочив, со всего размаху ударили кузнеца в грудь.
Врачам «скорой» осталось только констатировать смерть. Хотя кузнец и прожил около 15 минут, пока врачи мчались по московским улицам. Выслушав, как коллеги пытались помочь раненому, доктора схватились за голову.
Под чьи-то советы бледного как полотно кузнеца положили, приподняв скрученными куртками голову. Затем влили ему стакан водки, мол, взбодрится организм, да и боль поутихнет. На чьё-то предложение вынести пострадавшего из горячего цеха хотя бы в прохладный коридор отмахнулись – не надо тревожить поражённый организм. А ведь даже это простое действие могло бы спасти ему жизнь.
Правильные действия при шоке (обмороке). До приезда медиков пострадавшего необходимо уложить на поверхность под небольшим углом головой вниз, чтобы кровь в полном объёме поступала в мозг. Часто у человека на первых стадиях шока, когда он в сознании, появляется жажда. Необходимо напоить его. Минимизировать воздействие повышенной или пониженной температуры – вынести человека в прохладное место из жаркого помещения или согреть, если ему холодно. При отсутствии под рукой обезболивающих для поддержания сил можно дать 20–30 граммов водки или спирта – не больше! Стакан спиртного спровоцирует учащённое сердцебиение и дыхание, вплоть до летального исхода. Если имеется наружное кровотечение – остановить его, наложив жгут.

Кровь – не водица

У нас часто где отдыхают, там и свинячат с особым размахом. Пляжный отдых повсеместно сдабривается горячительными напитками. Пустые бутылки чаще всего просто выкидываются в ближайшие заросли бурьяна. Словом, осколков в местах отдыха – навалом.
В июне видел картину. На карьере двое подвыпивших парней полезли в бурьян, «выжаться», чтобы в мокрых плавках не лезть в шорты. Их радостный смех внезапно оборвался криком: «Ай! … вашу мать!» – и они выскочили из кустов. У одного, абсолютно голого и ошалевшего от неожиданности и боли, из щиколотки фонтанчиком била ярко-алая кровь. В бурьяне напоролся на «розочку».
Секундная оторопь отдыхающих сменилась активностью. Сразу трое мужиков, включая автора этих строк, рванули ремни из брюк и бросились накладывать жгут. Кто-то принёс из машины аптечку. А также ручку с листком бумаги из блокнота. Кто-то по мобильному уже вызывал «скорую». Другой мужчина помог порезанному натянуть на голую задницу трусы.
Жгут мы наложили, дамочка записала на бумажке текущее время – 16.42. Записку с указанием времени мы воткнули под жгут – ремень, затянутый выше пострадавшей лодыжки. Прибывшая через 20 минут «скорая» забрала парня в больницу.
Правильные действия при кровотечении. Необходимо помнить, что кровотечения бывают артериальные и венозные. Различить их просто. При артериальном кровь бьёт сильно, струёй и имеет яркий алый цвет. Венозная кровь – тёмно-вишнёвая и течёт из раны не так интенсивно. В первом случае необходимо наложить жгут выше раны, но постараться не пережимать его чрезмерно, иначе возможно повреждение сосудов и некроз тканей. Под жгут нужно положить записку, указав время, когда его наложили, – более чем на 2 часа жгут накладывать нельзя. При венозном кровотечении следует наложить на рану обычную тугую повязку.

Генерал Мороз

По традиции в случае сильного мороза мы растираем себе лицо варежками. Это помогает, но до поры. Один мой знакомый как-то раз растёр себе отмороженный нос, и тот на моих глазах превратился в азербайджанский помидор. В итоге он попал в больницу, где провалялся два месяца и даже перенёс операцию. Энергичное растирание замёрзшего носа едва не привело к некрозу тканей и ампутации.
Правильные действия при обморожении. Кровеносные капилляры на морозе замерзают, подобно трубочкам с водой. Кровь в обмороженное место не поступает – потому и белый цвет кожи, и пузыри. Растирая их, мы буквально крушим хрупкие кровеносные сосудики, создавая гематому. Последствия могут быть разными, вплоть до хирургического вмешательства. Поражённое морозом место лучше всего медленно согревать, например, укутав шерстяным шарфом или поливая тёплой водой. Эти манипуляции щадящим образом вернут замёрзшие сосуды и ткани к жизни. Да и боль при этом процессе будет заметно слабее.

Не в то горло

Дело было в августе, смеркалось. На соседней даче отдыхала компания – отмечали юбилей трудовой деятельности хозяина. Жарили шашлыки, звенели стаканами, кричали здравицы.
Дело житейское – двоюродный брат юбиляра подавился куском шашлыка. С кем не бывает! Разумеется, следуя народной традиции, брата стали лупить по спине, чтобы прокашлялся. Однако тому отчего-то стало ещё хуже.
«Скорая» прибыла на удивление оперативно. Опытный седовласый фельдшер какими-то хитрыми щипцами сумел достать шашлычину из горла уже посиневшего мужика. И авторитетно заявил перепуганным и протрезвевшим со страху гостям, что спасённый в рубашке родился. Потому что изрядный кусок непрожёванного шашлыка чудом не перекрыл бронхи полностью. На прощание фельдшер с достоинством выпил за здоровье спасённого стаканчик дорогого коньяка и укатил.
Правильные действия с человеком, который подавился. Народный способ – постучать по спине – вообще-то действенное средство. Но бывает и так, что от ударов застрявший в горле кусок проваливается ещё глубже в бронхи и может совершенно перекрыть доступ воздуха в лёгкие. Человек буквально за минуту может умереть от асфиксии.
Чтобы прокашляться и выплюнуть застрявший кусок пищи, нужно спокойно, без истерики, попросить пострадавшего сделать несколько глубоких вдохов и резких выдохов. При выдохе лучше наклоняться вперёд. Практически в ста процентах случаев кусок выскочит и мучения подавившегося закончатся.

Повернись-ка на бочок

Эпилептический припадок лично мне довелось видеть только раз в жизни. На станции метро энергичный молодой человек в костюме и галстуке, с солидным кейсом, бодро общался с кем-то по мобильному. Вдруг он пошатнулся, упал на спину, забился в судорогах и стал выгибаться дугой. На губах его появилась пена, но он в последнем порыве пытался что-то вытащить из наружного кармана пиджака, пока приступ не скрутил его окончательно.
Большинство отшатнулось, но несколько граждан бросились на помощь. Само собой, разжали зубы и сунули ему в рот, за неимением ничего другого, рукоятку дамского зонтика.
Приступ был недолгим, прибежавшая из медпункта медсестра застала молодого человека уже обмякшим, измождённым припадком. Он уже моргал, хотя и не понимал, что с ним и где он. Совместными усилиями мы положили его на жёсткую метрополитеновскую лавочку. Ещё через несколько минут он смотрел на нас осмысленным взглядом. И вдруг заплакал. «Что вы мне в рот сунули, а? Зачем? – слёзы катились по его щекам. – Я ж все зубы себе переломал!» И он в самом деле выплюнул на перрон зубные осколки. Затем достал из нагрудного кармана ламинированную картонку с крупным текстом: «Не надо вставлять мне между зубами посторонние предметы! Поверните меня на бок!»
Правильные действия при эпилептическом припадке. При эпилептическом припадке мышцы человека, включая язык, напряжены. Так что язык не вывалится изо рта, не попадёт под зубы владельца и не будет откушен. В редких случаях бывает прикушен самый кончик и это почему-то плодит сказки о языках, оттяпанных эпилептиками до корня. Главное, что необходимо сделать, – придержать голову человека во время приступа или подложить под неё что-то мягкое. В судорогах эпилептик может нанести себе серьёзную черепную травму. После того как активная фаза припадка миновала, лучше повернуть человека на бок. Тогда он не задохнётся от западения языка.
Повернуть на бок – также лучшее средство для человека, упившегося «в зюзю». По крайней мере, он не захлебнётся собственными рвотными массами.

Организм в «термосе»

Бывшая одноклассница Ольга давно работает в районной поликлинике педиатром. Время от времени делится историями из своей практики. Зимой, кипя возмущением от «тупости молодых дурёх-мамашек», рассказала, как едва успели спасти шестилетнюю девчушку.
«Дурёха-мамаша» вызвала педиатра на дом, только когда у дочки температура подошла вплотную к 40 градусам. До этого боролась аспиринами и «народными средствами», но ребёнку становилось всё хуже.
Ольга, осмотрев ребёнка, немедленно вызвала неотложку. Девочку госпитализировали, и, слава богу, обошлось без особых последствий. Малышку бил озноб, и мама, конечно же, пыталась её согреть: потеплее одела, закутала в пуховое одеяло, обложила грелками. От этого температура росла, невзирая на лошадиные дозы детских жаропонижающих. Ещё несколько часов такой «домашней терапии», и девчонка могла просто умереть. Ещё на градус выше – и начались бы необратимые процессы в организме.
Правильные действия при высокой температуре. Даже если человека с высокой температурой бьёт озноб, укутывать его нельзя. Организм и без того пытается сбросить лишнее тепло, а тут вокруг него организуют настоящий термос. Необходимо, напротив, укрыть больного лёгким одеялом, помочь ему принять прохладный (но не холодный) душ. Плюс жаропонижающие средства – это по-настоящему облегчит страдания больного. И, разумеется, при температуре выше 38 градусов необходимо вызвать на дом врача.

Булгария

В заключение

В критической ситуации постарайтесь найти в себе мужество и придите на помощь даже совершенно постороннему человеку. Все эти советы следует держать в голове, но самая главная скорая помощь на земле – это наше неравнодушие. Помните, что однажды помощь может понадобиться и нам самим.

Григорий ШУЛИМОВ