Остроумием тут и не пахнет
29.01.2013 00:00
Они считают, что нужно веселиться каждую минуту жизни

Остроумием тут и не пахнетЗдравствуйте, уважаемая редакция! Мне очень понравилось письмо Анетты «Вы не людоеда выгуливаете?» (№48, 2012), в котором она с гневом пишет о доморощенных шутниках – людях, пытающихся хохмить на улице, в магазинах, общественном транспорте, но делающих это бездарно и не смешно. А главное, что возмущает автора письма, эти юмористы мало того что пристают к незнакомым людям – они не успокаиваются, даже когда их однозначно ставят на место.

Проблема, поднятая Анеттой, не столь мелка, как может показаться на первый взгляд. Хохмачи-водители, весельчаки-покупатели, кондукторы и просто прохожие, вторгающиеся в жизнь пассажиров со своими плоскими бородатыми шутками, – сплошь и рядом.

И если с прохожими всё гораздо проще: хочешь – слушай, не хочешь – уходи, то в транспорте совсем худо. В этом случае всё время в пути меня не покидает чувство, что водитель с кондуктором взяли пассажиров в заложники. А куда нам деться, ведь просто так не выйдешь, время поджимает, да и накладно.

Либо водитель терроризирует пассажиров музыкой, либо неуместными, заезженными, изо дня в день повторяющимися прибаутками. А я бы предпочла, чтобы водитель маршрутки, машинист поезда, пилот самолёта доставили меня к месту назначения в срок и без неприятных приключений, то есть грамотно выполнили свою непосредственную работу.

В магазине не раз наблюдала, как девочки-кассиры, отсчитывая сдачу, по сто раз на дню выслушивают очередного остроумного покупателя, который «всю ночь рисовал эту купюру». Причём он сам просто-таки заливается смехом и интересуется, почему кассиру не весело. И покупателю совсем не интересно, что кассир работает с деньгами, и если проявит невнимательность, ей придётся платить недостачу. Юморист вообще не задумывается, захочет ли кто-нибудь смеяться над стародавним анекдотом много раз на дню. Остроумием тут и не пахнет, а вот эгоизм покупателя прямо так и прёт.

Наверное, истоки этого явления нужно искать в патологической скуке отдельных граждан, а ещё такое поведение можно объяснить тем, что люди почему-то думают, будто необходимо веселиться каждую минуту жизни.

Но тут возникают вопросы: а если человек меланхолик по натуре, исправит ли ему весёлый шутник-кондуктор врождённые черты характера? Или, скорее, заставит страдать от навязчивого сервиса всю дорогу? И почему грустить нелепо, а беспрерывно улыбаться и хохотать – правильно?

Мы любим и остроумные рассказы сатириков, и светлую грусть стихов Пушкина, – кто же из них неправ? И погрустить хочется, и помечтать, и планы на день в голове уложить, и даже доспать в маршрутке кто-то пытается. А может быть, кому-то физически плохо. В таком состоянии человек вряд ли будет улыбаться до ушей и заливисто смеяться. Единственный правильный вариант поведения в транспорте, на мой взгляд, – холодно-вежливый, доброжелательный.

Я за свою жизнь никогда не ощущала, чтобы весёлая передача хоть немного сняла физическую боль. И никогда натянутая перед зеркалом улыбка не вызывала у меня радости, хотя очень уважаемые психологи обещают такой результат со стопроцентной вероятностью. Может, и это играет роль в стремлении горе-шутников во чтобы то ни стало вызвать улыбку на лицах людей. Тут и пресса с телевидением не отстают: вовсю пиарят приколистов-водителей.

Хотелось бы в мире засилья весельчаков оставить за людьми право на тихую грусть и томную задумчивость. И на ностальгию тоже. Нечаянно слышишь музыку юности, находишь детскую игрушку, встречаешь человека из прошлого – и накатывают воспоминания. Их совсем нельзя назвать весёлыми, скорее грустными, но разве они плохи? Разве они разъедают душу, отравляют жизнь? Невозможно всё время пребывать в веселье. И не нужно.

Из письма Марины,
г. Волгоград

Опубликовано в №04, январь 2013 года