Наградите меня орденом
30.01.2013 00:00
У нас на Кубани раньше такое считалось постыдным

Наградите меня орденомС некоторых пор наша страна превратилась в один огромный базар, а население разделилось на две части – одни продают, другие покупают. Правда, нередко покупатели и продавцы меняются ролями.

Происходит это не только в России, но и в других странах –  «обломках» Советского Союза. Недавно я ездил по делам на Украину, в Кировоград. Так вот, по выходным весь центральный парк города превращается в громадную барахолку. Конечно, такое происходит не от хорошей жизни, просто это – один из способов выжить.

У нас на Кубани раньше считалось постыдным, если молодой здоровый мужчина целыми днями торчит за прилавком, – сказывались казачьи традиции. Исключение делалось только для торговцев мясом, но мясо должно быть своим, выращенным собственными руками. А вот, скажем, у турок, армян, грузин торговля, наоборот, всегда считалась делом очень почётным, поэтому и торговать они умеют здорово. Но наши казачки всегда относились к ним со скрытым презрением.

Вообще-то образ рыночного торговца в народе сложился довольно несимпатичный. Сразу приходят на ум выражения «баба базарная», «рыночная торговка», «спекулянтка».

В нашей станице Холмской базар расположен в самом центре, и всегда он славился богатством на всю округу. Я вспоминаю цены на нём в 60–80-е годы и поражаюсь их смехотворности по сравнению с нынешними. Например, ведро клубники стоило 3 рубля – теперь 90 рублей за килограмм, то есть ведро сейчас стоит около 1000 рублей. Ведро черешни стоило 4 рубля – теперь 250 рублей за килограмм. Кролик стоил 8 рублей за тушку – сейчас 800 рублей за неё же. Тушка гуся была 10–12 рублей, теперь – 750. Блюдце творога стоило 15–20 копеек, сегодня 200 рублей за кило. Связка тараньки – 50 копеек за 10 штук, теперь 200 рублей связка. Ну и так далее.

Но жизнь вносит свои коррективы, и вот уже на базаре оказались те, кто никогда не торговал. Вспомните, как при Ельцине и Черномырдине по два-три месяца задерживали зарплаты и пенсии, а на что прикажете жить? Тут уж волей-неволей встанешь за прилавок. Увы, не миновала сия чаша и меня, в конце концов и я очутился на базаре в качестве продавца.

Мне всегда казалось, что это лёгкая работа, ну что там – сидят днями, штаны протирают. Но когда столкнулся сам, оказалось, что это очень нелёгкое занятие: попробуй-ка посиди целый день зимой на холоде или летом на жаре под 40 градусов! Да ещё зачастую без горячей и жидкой пищи. Но самое главное – надо умудриться продать свой товар, который бывает и скоропортящимся.

Да что там продать! Проблема даже довезти этот товар до рынка, проблема найти на рынке место – ведь не секрет, что все места на нашем Черноморском побережье давно оккупировали продавцы-перекупщики. У нас в Холмской, конечно, такой проблемы нет, но даже здесь торговать очень и очень непросто.

Однажды я пошёл летом в отпуск. Отпускные скоро закончились, решил подзаработать на базаре, чтобы хоть как-то дотянуть до новой зарплаты. Взял немного молодой картошки, помидоров, яблок, слив и уселся торговать на нашем втором рынке, именуемом «Ярмарище». Он расположен прямо около трассы Краснодар – Новороссийск. Летом здесь проезжает очень много машин с отдыхающими.

Вроде бы и товар у меня отборный, экологически чистый, но поскольку весь рынок завален аналогичной продукцией, продать оказалось очень проблематично.

Каюсь, через некоторое время где-то глубоко в душе зародилась у меня тихая ненависть ко всем этим разряженным, надушенным белоручкам, подкатывавшим на своих дорогих иномарках. Небрежно ковырялись они в моих помидорах, выращенных с таким трудом, что впору было орденом награждать. Поковырявшись, спрашивали цену, недовольно морщились и шли дальше, к другим продавцам, в надежде купить подешевле.

Кончилось моё хождение в торговлю довольно комично. Я проголодался и отошёл от своего места купить пирожков. Тётка, которая продавала пирожки, по виду приняла меня как раз за одного из этих проезжих курортников.

Через некоторое время она пошла по торговым рядам и вдруг увидела, что я тоже сижу и торгую. Поражённая этим, остановилась и закричала на весь базар:
– Тю! Я думала – це якийсь начальник! А вин сыдыть, картошкою торгуе!

Из письма Ф.Д. Усенко,
ст. Холмская, Краснодарский край


Опубликовано в №04, январь 2013 года