Если бы у нас было три головы
15.03.2013 00:00
У женщин, которые следят за собой, больше шансов выздороветь

Если бы у нас было три головыЗдравствуйте, «Моя Семья». Люблю вашу газету, стараюсь покупать каждый номер. Написать меня заставило письмо Александры из Москвы «Анализы и прочий идиотизм» (№50, 2012). Автор высказалась так: «онкологическими заболеваниями страдают люди определённого психологического склада». С того самого момента, как я это прочитала, меня мучает вопрос: так ли это? И какой у меня «психологический склад»? Ведь болезнь у меня именно такая, о которой пишет Александра. Может быть, компетентный психолог Галина Белозуб ответит на этот вопрос? Мне сейчас, как никогда, требуется её поддержка.

Мне 37 лет, и у меня рак груди. Когда я впервые обнаружила уплотнение, то даже не могла представить, что меня ждёт. Наверное, и сейчас я до конца не осознаю, что всё это происходит со мной, кажется, что это плохой сон. Но, к сожалению, это явь. За 2012 год я перенесла четыре операции, прошла шесть курсов химиотерапии и много разных обследований, сдала кучу анализов. И хочу сказать, что всякую физическую боль можно пережить, но вот психологически – нестерпимо тяжело. Раньше я всегда считала себя сильным человеком, способным многое вынести. Но вот сейчас мои убеждения разбились в пух и прах. Я не могу справиться с болью, страхом и отчаянием.

Многие утверждают, что рак – это испытание, посланное Творцом, другие считают, что это наказание за грехи, способ изменить и переосмыслить свою жизнь. Кто-то говорит, что к этой болезни нужна генетическая предрасположенность, наследственность, кто-то уверен, что это жизненная рулетка и заболеть может каждый.

И я сейчас начала заниматься самокопанием, искать ответы на многие вопросы. Но не нахожу. Если это наказание, то за какие грехи страдаю я? Анализируя свою жизнь, прихожу к выводу, что ни за какой из поступков, мною совершённых, я не заслужила такой кары. Никогда и никого не предавала, не обижала, не разбивала ничью семью. Может, история моей жизни поможет определить мой психологический тип и понять причину болезни?

Росла я в обычной семье: мама, папа, старшая сестра. Училась в обычной школе на «4» и «5». Мечтала, как и многие девчонки, что вырасту, выйду замуж и рожу двух дочек. Когда мне было четыре года, мама развелась с отцом и вышла замуж. Отчима сейчас уже нет в живых, а о покойниках либо хорошо, либо ничего. Так значит – ничего.

Наверное, так как меня воспитывал не родной отец, я подсознательно искала «родного отца» в своём партнёре. Поэтому мой первый мужчина и супруг оказался на 20 лет старше. Когда мне было 19, а ему 39, мы поженились, наперекор маме. Вот тогда наши с ней отношения стали очень непростыми. Сейчас я думаю, что нужно было прислушаться к её мнению и не выходить замуж, но тогда казалось, что это любовь и настоящее счастье. Но просто не с кем было даже сравнить… Брак оказался неудачным: мы прожили вместе 10 месяцев, потеряли ребёнка, и я с мужем развелась.

Прошло немного времени, и я повстречала одного человека. Он тоже был зрелым мужчиной, начал ухаживать и помогать. Я как-то с головой ушла в эти отношения и вскоре забеременела. Моей радости не было предела, тем более что я уже потеряла первого малыша. Но, к сожалению, не все разделили мою радость. Отец ребёнка принёс деньги на аборт – до сих пор не могу понять, почему он так поступил. Мама с отчимом в два голоса твердили, что рожать не надо.

И тогда я сказала маме, что пойду на аборт, но по дороге в гинекологию останусь на рельсах (чтобы пройти к больнице, нужно было перейти железнодорожные пути). И она разрешила оставить ребёнка. За это я очень благодарна ей. Если бы не мама, не знаю, что было бы со мной.

Летом, в самый прекрасный и солнечный день моей жизни, я родила Алёшку. Когда ему было всего 10 дней, поехала к маме – там, где она живёт, есть участок земли, с которого мы с сыном, можно сказать, и кормились. Я постепенно становилась на ноги, приходила в себя после предательства. Сначала ненавидела отца своего сына и думала, что его родственники заморочили ему голову, убеждая, что разница в возрасте между нами – это катастрофа, и что ребёнок не от него.

Долго саднила эта рана, даже сейчас пишу – и ком в горле. Но теперь думаю, что так и должно было случиться, иначе я могла не встретить дорогого мне человека, нынешнего мужа. И вот наконец-то всё в моей жизни стало хорошо, мои любимые сын и супруг рядом, есть работа и крыша над головой, казалось бы – живи и радуйся. Ан нет, Кто-то там, на Небе, наверное, решил, что я не заслужила счастья, должна мучиться и страдать.

Конечно, я стараюсь не падать духом и думать только о хорошем, держаться на позитиве, но у меня не получается. Все мысли только о плохом, о том, что скоро умру, многого не сделав, не увидев, каким счастливым будет мой сын, как он женится и у него появятся дети.

Да, вы скажете, что есть люди, которые победили эту болезнь, к примеру, Дарья Донцова. Конечно, я тоже очень хочу одолеть недуг и жить дальше. Пусть даже испытывая боли после химиопрепаратов, комплексуя от того, что нет одной груди и только начали отрастать выпавшие волосы… Пусть так, но жить. Раньше я равнодушно относилась к людям пьющим и наркоманам, говорила: «Это только их выбор». А сейчас мне очень жаль, что такие люди не знают цену жизни и собственными руками подводят себя к черте.

Вот я подошла к тому, с чего начала письмо. Так какой же у меня психологический тип? Может, не нужно было так уж сильно переживать за всё, ненавидеть отца своего ребёнка – ведь именно благодаря ему у меня есть сын? Может, не нужно было обижаться на маму, ведь в сложный период она оказалась рядом? А может, мне не стоит так копаться и пытаться осознать? Может, моя болезнь – это лишь последствия удара. Я работала на хладокомбинате и ударила грудь металлическим лотком именно в том месте, где обнаружили опухоль.

Врачи не говорят ничего, ни плохого, ни хорошего. Пью сейчас только таблетки, а лекарство, которое нужно ещё прокапать от 10 до 17 курсов, очень дорогое. Квоту на бесплатное обеспечение мне дали, только лекарства нет, или говорят, что нет...

И что со мной будет дальше, не знаю. Останусь ли я на этом свете?

Всем читателям и создателям газеты очень хочу пожелать крепкого здоровья. Поверьте: будет здоровье – будет всё! Любите, будьте любимы, поменьше злитесь и не думайте о плохом, цените каждый прожитый вами день! И ещё хочу признаться в любви своему мужу Виктору, который рядом и в горе, и в радости. Кто хочет мне ответить или помочь советом – электронный адрес в редакции. И очень, очень буду ждать совета Галины Белозуб.

Из письма Галины,
Московская область


Комментарий психолога

Галочка, дорогая, каждого из нас может настигнуть тяжёлая болезнь. Так как я последнее время работала в больницах, то наблюдала, как люди меняются, когда узнают о своём диагнозе.

Очень многие, Галочка, особенно молодые, воспринимают болезнь как наказание за грехи. И неизбежно задаются вопросом: почему именно меня так жестоко покарал Господь? Ведь не самая большая я грешница. Некоторые хапуги и злыдни доживают до глубокой старости и легко уходят в мир иной. Но, Галочка, давайте обратим внимание на тот факт, что болеют не только люди, но и растения, и животные. 50 процентов собак-самочек умирают от рака молочных желёз, а уж у них – какие грехи?

Прагматично настроенные люди рассматривают рак молочных желёз как генетическую программу. Учёные даже сумели выделить ген, который вызывает именно этот вид онкологии. Сейчас они пытаются этот зловредный ген заставить замолчать, заблокировать его программу. И есть весьма реальная надежда на то, что это им удастся.

Есть на свете люди (и я с ними лично знакома), которые относятся к своей болезни как к испытанию, как к способу духовного роста. Это для них проверка на эгоизм и альтруизм, на слабость и стойкость, на мужество и безволие.

Знаю женщин, для которых болезнь становилась смыслом жизни. Поверьте, я говорю без иронии и осуждения. До болезни такая женщина могла пребывать в зимней спячке. Муж, ребёнок, работа, даже ещё плюс и любовник. Но всё это было обыденно, ровно. И если такие женщины вдруг заболевали, как же они менялись, Галочка! Начинали много читать, у них вдруг проявлялась такая мощная аналитическая функция. Они консультировались у разных специалистов – травников, гомеопатов, иглотерапевтов и многих других. Находили в интернете соратников по борьбе с болезнью.

Но встречались мне и такие, как Дарья Донцова, – люди, которые болезнь вывели за пределы своей жизни. Их жизнь была наполнена работой, родными, друзьями, творчеством. А все процедуры, предписанные врачами, выполнялись, но – это было как бы за бортом.

Случается, что человек, услышав онкологический диагноз, принимает осознанное решение: не лечиться и никому не говорить, ни в семье, ни на работе. Бывает и наоборот: больной изо всех сил борется за жизнь до последнего вздоха. Приходилось мне наблюдать и пораженческую позицию, когда человек впадал в депрессию, терял надежду, но не приходил к смирению.

Вы спросите, Галочка, разве можно смириться с тем, что твоя жизнь под угрозой? Да, в вашем возрасте это очень сложно. Но, двигаясь к финишной черте, когда некоторые твои ровесники уже ушли в мир иной, понимаешь, что ты, как и все, смертен. В пожилом возрасте, Галочка, гораздо легче принять болезнь со смирением. И даже начать готовиться к уходу. И готовить к этому близких.

Американский психотерапевт рассказывал об одной женщине, которой врачи, как принято в США, назвали оставшийся срок жизни – совсем небольшой. У неё был муж, который всецело от неё зависел и без неё просто пропал бы. И вот она поставила перед собой задачу – подготовить мужа к жизни без себя. Каждую неделю она рассказывала психотерапевту о том, как она организует жизнь, чтобы муж стал более самостоятельным.

Одна моя клиентка, состоятельная дама, опасалась, что после того как её не станет, дети перессорятся из-за наследства. И поэтому расписала всё, вплоть до мелочей. Я не раз встречала таких альтруистически настроенных людей, которые в тяжёлой ситуации не думали о себе, а заботились только о близких. Так, ко мне на приём пришёл мужчина, которому осталось жить совсем немного, но хотел он поговорить не о себе, а о жене. Как ей сказать, как уменьшить её горе.

Но бывает, что в людях во время болезни актуализируется какой-то небывалый эгоизм. Они требуют от других не только внимания, любви и заботы, но и злятся, что близкие не страдают так же, как они. У меня на приёме была женщина, которую больной муж извёл злобными упреками в том, что она не плачет круглые сутки напролёт, что уделяет внимание не только ему, но и детям.

А ещё, Галочка, болезнь часто приводит человека к Богу. Иногда это настоящее просветление и истинный путь, но это редко. Чаще всего к Богу, к святым обращаются с просьбами, порой даже с какими-то претензиями. Пытаются торговаться, что вот, мол, Господи, дай мне увидеть внуков, и тогда можешь меня забрать.

Конечно, серьёзная болезнь пугает каждого человека, но некоторых стимулирует задуматься о смысле жизни, о том, что нас ждёт за пределами бытия. Таких людей интересует фактический материал, который широко представлен в книгах доктора Раймонда Моуди, доктора Элизабет Кюблер-Росс, регрессивных гипнотерапевтов, таких, например, как Майкл Ньютон. Интересны записи и «спящего пророка» Эдгара Кейси. Но вот на что хочу обратить ваше внимание: в работах этих учёных болезни ни в коем случае не рассматриваются как наказание. Болезнь, как любой стресс, любая психическая травма, необходима человеку только для посттравматического роста. Болезнь помогает научиться думать не о себе, а о других. Вот в этом основная функция наших страданий с точки зрения людей, убеждённых в бессмертии души (не верящих, Галочка, а убеждённых).

Галочка, дорогая, депрессию переживает каждый, кто поражён тяжкой болезнью. Но бывает, что депрессия выталкивает человека в такое счастье, которое здоровым недоступно. Для этих людей каждый день – особый праздник, ни с чем не сравнимая радость. Видеть солнце, любить родных и близких, дарить им свою заботу, ласку. Даже когда, Галочка, наше тело тяжело болеет, мы можем послать в мир наше душевное тепло.

Вы, Галочка, наверное, поняли, зачем я «рисовала» вам картинки самого разного поведения людей? Выбор за вами. Но чтобы определиться со своим поведением, нужно думать о настоящем, жить здесь и сейчас. Если бы, Галочка, у человека, как у Змея-Горыныча, было три головы, то можно было бы одну голову занять определением психотипа. Другая голова полностью погрузилась бы в прошлое и гадала на кофейной гуще, отчего возникла опухоль: оттого что я на кого-то злилась или от удара? А вот третья голова – разумная – решала бы задачи сегодняшнего дня, не заморачиваясь тем, что изменить нельзя, а иногда даже и понять невозможно.
Поработав несколько лет в больницах, я не могу согласиться с мнением, что в развитии онкологии молочных желёз играет роль психотип. По-моему, здесь важна наследственная предрасположенность, а по характеру все женщины очень разные. Да и что нам, Галочка, даст погружение в поиски причин? Даже если мы точно определим причину, время-то вспять не повернёшь. Нужно думать о том, как жить сейчас. К тому же врачи сумели выявить такой факт: больше шансов победить рак молочной железы у женщин, которые следят за собой, стремятся сохранить женскую привлекательность, не теряют интереса к жизни и противоположному полу.
Выгнать депрессию из души можно только одним способом – заменив её светом и любовью. А вы, Галочка, человек чистый, благодарный, и вы умеете любить. Так взращивайте свою любовь. Пусть она разрастается, становится шире, глубже – и она заполнит всю вашу душу. И тогда, как бы вы ни болели, вы будете человеком с солнышком внутри.

Заниматься самокопанием – дело, конечно, увлекательное, но вряд ли продуктивное. Разумнее каждый вечер перед сном задавать себе вопрос: что сегодня произошло хорошего в моей жизни? Поблагодарить Бога за то, что был сегодняшний день и я постаралась не зря его прожить, а что-то узнала, кому-то помогла, одержала победу над собой – перестала копаться в «мусорном ведре» прошлого, а училась жить настоящим.

Победа над болезнью – это не чудеса. Это любовь к себе и миру, это вера в собственные силы, это желание и умение обособиться от болезни. И болезнь, потеряв власть над нами, может отступить.

Галина БЕЛОЗУБ

Опубликовано в №10, март 2013 года