СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как и почему появляются нерукотворные иконы
Как и почему появляются нерукотворные иконы
18.04.2013 00:00
Нерукотворные иконыОдним из самых удивительных чудес христианского мира может считаться феномен нерукотворных икон. Уже две тысячи лет в разных уголках планеты загадочным образом без участия человека появляются святые изображения Иисуса Христа и Божией Матери.

Один из самых любимых на Руси

Первой нерукотворной иконой многие считают известную всем Туринскую плащаницу, в которую после распятия было завёрнуто тело Христа и на которой воскресший Спаситель отобразился, словно на фотоплёнке. Однако есть и более ранние святые лики, появившиеся ещё при земной жизни Спасителя.

Любимая святыня западного мира – «Вольто Санто» («Святой Лик»), он же – «Плат Вероники», хранящийся в храме Святого Николая в итальянском городке Манопелло. На этом белом платке размером 17 на 24 сантиметра Спаситель изображён в терновом венце, причём изображение цветное. Христиане не могут смотреть на него без священного трепета – лик выглядит как живой, и у людей возникает ощущение, что на них глядит Сам Христос!

Согласно преданию, когда Спасителя вели на Голгофу, одна из Его учениц, не побоявшись грозных охранников, подбежала и отёрла платком лицо Иисуса. Попав на ткань, Его кровь, пот и слезы сотворили чудо – на Плате с фотографической точностью до мельчайших деталей отобразилось лицо Христа! Эту святыню христианам удалось сохранить до наших дней.

Имя женщины, которой мир обязан появлением образа, в истории не сохранилось, но со временем католики стали именовать её «святая праведная Вероника». В её житие даже вошёл эпизод из Евангелия – якобы именно она была той самой больной женщиной, которая исцелилась, прикоснувшись к краю ризы Спасителя. Однако имя ей дали, скорее всего, благодаря игре слов. Ведь на латыни эта святыня именовалась vera ikona («истинный образ»). Очевидно, что именно созвучие этого словосочетания с именем Вероника в Средние века вдохновило создателей жития святой назвать её именно этим именем.

«Плат Вероники» уже во времена первых христиан считался чудотворной святыней, его берегли как величайшее сокровище. Согласно древним христианским летописям, многие люди исцелялись, не только прикоснувшись к нему, но и даже просто поглядев на Божественный лик. А первым из известных людей, излечённых с его помощью, был римский император Тиберий.

В наши дни «Вольто Санто» почитают не меньше, чем знаменитую Туринскую плащаницу. Исследовавшие святыню учёные, в частности профессор Донато Витторе, не обнаружили на ней ни пигмента, ни следов краски, подтвердив нерукотворность изображения. Саму ткань отнесли к особой разновидности «морского шёлка» – подобную материю, о которой многократно упоминается в Библии, находили даже в саркофагах египетских пирамид.

При наложении образа Иисуса с Плата на изображение с погребального покрывала Христа специалист по иконографии Пасхалис Шломер пришёл к выводу, что они практически полностью совпадают, с одним лишь отличием – на «Веронике» Спаситель запечатлён с открытыми глазами. Зрачки Его расширены и смотрят в разные стороны. Подобная реакция обычно бывает на очень сильную, невыносимую боль. У отобразившегося на ткани длинноволосого человека сломан нос, опухла щека и видны следы крови на лбу. Кстати, самые древние иконы Спасителя вполне соответствуют нерукотворному Лику на Плате и Плащанице.

Православная церковь почитает другой нерукотворный образ Спасителя, появившийся ещё раньше «Вероники». Как гласит церковное предание, в начале 30-х годов нашей эры правивший на территории современной Сирии эдесский царь Авгарь V заболел страшной болезнью – проказой. Узнав об Иисусе Христе, который даже мёртвых исцеляет, он послал к Нему гонца с письмом, в котором просил прибыть в Эдессу и исцелить его. Христос послал к нему своего апостола Фаддея, по молитвам которого царь выздоровел. Авгарь в ответ отправил своего лучшего живописца, чтобы тот написал портрет Христа. Но у живописца ничего не получалось, его словно слепил неземной свет, исходивший от лица Спасителя. И тогда Иисус, умывшись, взял чистый плат и отёр им лицо. На ткани чудесным образом запечатлелся его лик. Благодарный Авгарь велел укрепить плат на доску и установить его в нише над воротами своего города, убрав оттуда языческого идола.
Позже нерукотворный образ был снят и на несколько столетий спрятан от глаз посторонних людей. В 545 году, когда персы осадили Эдессу, местному епископу во сне явилась Богородица, повелевшая открыть образ Её Сына и обойти с ним с молитвами вокруг стен города. После этого враг был отбит. А в 944 году византийский император Константин Багрянородный торжественно перенёс икону в Константинополь. В память об этом событии появился церковный праздник, известный как Нерукотворный Спас. В 1204 году захватившие Константинополь крестоносцы похитили эту величайшую святыню, и дальнейшая её судьба, увы, неизвестна.

До наших дней дошли лишь многочисленные иконы, списанные с нерукотворного лика Спасителя. На них мы видим человека средних лет с тонкими одухотворенными чертами, бородой, разделенной надвое, длинными, вьющимися на концах волосами, с прямым пробором. На Руси этот образ был одним из самых любимых, и именно его писали на знамёнах русских войск.

Приказ уничтожить

Очень похож на Спаса Нерукотворного лик Христа, непостижимым образом проявившийся на стене полуразрушенного Свято-Успенского монастыря в Могилёвской области (Белоруссия). Случилось это в 2003 году, изображение на оштукатуренной стене возникло буквально за ночь, а затем постепенно проявлялось и становилось всё более чётким. Следов красок на стене не нашли, и изображение признали нерукотворным.

Многие сразу же вспомнили о чуде, которое произошло здесь же в 1942 году, когда в стенах монастыря располагался детский интернат. Тогда на этой стене проявилось точно такое же изображение Христа. Весть об этом облетела окрестные деревни и города, но фашистским оккупационным властям не понравился паломнический ажиотаж. Поступил приказ уничтожить икону. Стену выскребли до кирпичей, заново отштукатурили и побелили. И вот спустя шесть десятилетий лик Спасителя вновь проявился на том же самом месте.

С каждым годом в монастырь приезжает всё больше паломников, есть свидетельства мироточения фотографий, на которых запечатлён фрагмент стены с иконой, известны случаи исцеления людей от болезней.

Не менее впечатляет нерукотворный лик Христа, обнаруженный на скале Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии в мае 1999 года. Легенды об этой очень древней наскальной иконе, расположенной в труднодоступном месте, ходили уже давно, но установить её точное местонахождение и запечатлеть на фото удалось лишь на исходе ХХ века. По мнению учёных, икона появилась более тысячи лет назад, в период, когда Нижний Архыз являлся одним из крупнейших центров христианства на Кавказе. Не все уверены в нерукотворности лика, однако скептики до сих пор так и не смогли убедительно объяснить, каким образом было создано это многослойное объёмное изображение и какой материал использовался в качестве красок.

Добраться до наскального лика непросто, он находится на высоте 150 метров, путь к нему ведёт по опасным крутым горным склонам. Те, кому удалось лично увидеть эту удивительную икону, признаются, что на неё невозможно смотреть без душевного волнения и благоговения. Скорбный взгляд всевидящих огромных глаз Спасителя словно пронзает душу.

Назло безбожникам

Ещё больше нерукотворных икон изображают Богородицу – самую любимую в народе молитвенницу и заступницу рода человеческого.

Белорусская деревня Лыще уже сто лет славится чудотворной иконой Явленной Божией Матери. В сентябре 1910 года в церкви святого Александра Невского удивительным образом сама собой обновилась хранившаяся в алтаре старинная икона Спасителя – давно потемневшие краски на ней стали светлыми и яркими. Но главным чудом было то, что на образе проявился лик Богородицы, как бы выглядывающей из-за правого плеча Своего Сына! Явление это сопровождалось огненными вспышками над храмом и внутри него, самовозгоранием свечей и лампад, а кое-кто даже слышал доносившееся из запертого храма ангельское пение.

Специальная комиссия из духовных лиц подтвердила «сверхъестественный характер» изменений, произошедших с иконой, а последующие безчисленные случаи исцеления людей, помолившихся у святого образа и прикоснувшихся к нему, окончательно развеяли любые сомнения. Чудотворный образ удалось сберечь даже в годы антирелигиозных гонений. В 1962 году церковь была разрушена, но икону спрятали прихожане. А 33 года спустя она была возвращена в новый, возрождённый Лыщанский храм, и с тех пор снова любой желающий может увидеть эту святыню.

Во времена гонений на Церковь случались и другие чудеса. Весна 1950 года ознаменовалась явлением Донской иконы Божией Матери на меловой скале над рекой Дон в районе сёла Аношкино. Накануне этого события власти решили переоборудовать закрытый местный храм в завод. Завезли станки, пробили потолки для монтажа вытяжек. Но в итоге всё так и заглохло, причём жители напрямую связывают это с чудом.

Началось всё с загадочной ночной грозы на фоне чистого звёздного неба и при полном отсутствии дождя. На следующее утро на обрыве над рекой люди увидели большую и очень красивую икону Божией Матери. Причём спущенный на верёвке альпинист никакой иконы не видел и в недоумении скрёб мастерком меловую стену. Возникло предположение, что кто-то проецирует изображение на скалу с помощью мощного проектора. «Злоумышленника» выслеживали, но, разумеется, так никого и не нашли. Да ещё и, словно назло безбожникам, в течение двух недель каждую полночь в районе обрыва слышалось пение молитвы «Иже херувимы», найти источник которого представители властей тоже не смогли. Как утверждал живущий рядом с обрывом бакенщик Андрей, в ночь появления иконы ему явилась Богородица, попросившая не осквернять храм и оставившая после Себя такое вот чудесное знамение. Когда же к иконе стали приезжать многочисленные паломники, местные богоборцы в бессильной ярости взорвали скалу с иконой. Главного из них в тот же день разбил паралич.

В середине 90-х закрытый, но так и не превращённый в завод храм возродили, а на месте явления Божией Матери скоро построят монастырь.

В 2008 году нерукотворная икона была обнаружена и сфотографирована водителем карьерного самосвала Константином Смоляком на склоне промышленного песчано-мелового карьера Каменка в Белоруссии. Словно некая незримая сила изобразила образ Девы Марии, оплакивающей Своего сына Иисуса, только что снятого с креста. Неподалёку от этого места в прежние времена стояла православная часовня и вытекал из земли святой источник. Жаль только, что карьер считается закрытым объектом и посторонних людей туда не допускают.

Известно множество случаев образования полупрозрачных нерукотворных икон на стёклах их киотов. Но ещё более удивительными могут считаться святые образы, появляющиеся на обычных оконных стёклах.

В 2010 году в селе Черновка, что в Самарской области, в доме ветерана войны и труда пенсионерки Екатерины Ивановны Малыгиной на окне непостижимым образом появилось нерукотворное изображение иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Как рассказывает сама хозяйка, одно из двойных окон у неё разбилось с внутренней стороны, и на зиму она, чтобы не мёрзнуть, завесила окно клеёнкой. 16 апреля, в день праздника упомянутой выше иконы, старушка сняла с окна клеёнку и была потрясена до глубины души, увидев на уцелевшем внешнем стекле лик Богородицы. Теперь к ней в гости посмотреть на чудо приезжают тысячи людей. Особенно популярна святыня у незамужних девушек, поскольку считается, что данная икона может помочь создать семью.

А 2 декабря 2012 года лик Богородицы сам собой появился на стекле кухонного шкафа в одном из общежитий Моздока, в комнате супругов Казиевых. К ним зачастили паломники, многие жертвуют деньги, которые хозяева обычно тратят не на себя, а на благотворительные цели, помогая детским домам и неимущим. Что особенно любопытно, Казиевы считают себя мусульманами и переходить в христианскую веру пока не собираются.

Очень много икон Божией Матери обнаруживают на деревьях. Одну из них я лично видел в Дивееве на берёзе, растущей на могиле духовного сына Серафима Саровского купца Мотовилова, сохранившего для мира поучения великого старца. Во времена советского богоборчества дерево попытались выдернуть с корнем, но ковш экскаватора сломался. Спилить берёзу уже не решились, поскольку над местом, где в дерево впился обломавшийся металлический зуб, люди увидели образовавшийся на коре лик Божией Матери «Умиление» – любимую икону преподобного Серафима. С годами образ стал менее чётким и различимым, но увидеть его можно и поныне.

Последнее время большинство сведений о появившихся на деревьях иконах поступает с Украины. В июне 2007 года образ Божией Матери проявился на столетней липе в селе Брынь Ивано-Франковской области. Год спустя очертания Девы Марии люди увидели на расколотом молнией пне в селе Журавкив под Львовом. А в мае 2009-го нерукотворная Богородица обнаружилась на месте спиленного сука старой груши в полтавском селе Старицьковка.

Ну а в соседней Белоруссии изображение Богородицы с Младенцем заметили на спиле сука старого вяза жители деревни Губоревичи в Гомельской области.

Каждый из таких случаев порождает паломнический ажиотаж и многочисленные истории исцелений.

Серьёзно и курьёзно

В дальнем зарубежье тоже находят нерукотворные иконы. Например, несколько лет назад в перуанском городе Уанкайо образ пресвятой Девы Марии обнаружили на стволе вишни.

Однако чаще поступают новости о довольно курьёзных случаях. Например, у 22-летнего банковского клерка Тоби Елеса образ Спасителя появился на подгоревшей сковороде. Готовя себе завтрак, парень задремал, а когда проснулся – оказалось, что жарившийся бекон подгорел и растопившийся жир превратился в подобие иконы. Разумеется, отмывать сковородку он не стал и теперь хранит её как святыню.

Американцы вообще славятся на весь мир умением находить святые лики в самых, казалось бы, неподходящих местах. Хоаким Гарсиа из Майами увидел лик Христа на ультразвуковом снимке своего будущего ребенка. Некая пара из Флориды заметила изображение Иисуса на устричной раковине. Лики Спасителя и Богородицы находили на багажниках машин, каминных кирпичах, рентгеновских снимках и даже на панцире домашней черепахи.

Скептики считают, что большинство нерукотворных икон имеют лишь отдалённое сходство с иконописными изображениями и опознать в них святыни могут только люди с повышенным уровнем религиозности и хорошо развитой фантазией. Есть и такое мнение, что всё происходит прежде всего благодаря вере самих же людей, способных вольно или невольно творить любые чудеса. Не зря ведь Сам основатель христианства сказал когда-то: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе этой: «Поднимись и ввергнись в море», – и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет».

Православная церковь к нерукотворным образам относится с осторожностью и не всегда спешит признавать их божественное происхождение. Фанатичное же поклонение подобным иконам и веру в их особую чудодейственность многие священники называют банальным суеверием и идолопоклонством.

Для православного человека любая икона – своего рода окно в потусторонний мир. Поклоняясь святыне, важно не забывать про Бога и не воспринимать икону как некий автономный источник неземной благодати, не превращать её в духовный фетиш. Умеренность и рассудительность в таких делах никому не помешает.

Алексей ХУДЯКОВ


Опубликовано в №15, апрель 2013 года