СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Жизнь и кошелёк Ты не возьмёшь – другой возьмёт
Ты не возьмёшь – другой возьмёт
06.05.2013 00:00
Цена на этот товар может быть любой

Ты не возьмёшь – другой возьмётПомню, как в лихие 90-е, когда зарплаты на предприятиях и в госучреждениях, можно сказать, превратились в бумажки, к тому же выдававшиеся с большим опозданием, большинство гражданин нашей страны осознали, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Каждый тогда выживал как мог. Мой отец-пенсионер, в прошлом учитель, стал разводить кур и овец – условия для этого были, так как мы жили в сельской местности. Поэтому наша семья не испытывала дефицита ни яиц, ни мяса. К тому же отец нашёл канал, по которому, хотя и по низким ценам, но всё же реализовывал шерсть и шкуры.

Излишки яиц и баранины он продавал не только соседям, но и проезжавшим на автомобилях – через наше село проходит крупная автомагистраль, Каширское шоссе. Летом и в сентябре отец также приторговывал дарами сада и огорода: яблоками, сливами, огурцами, кабачками. Как правило, у дороги он стоял не один, а вместе с другими продавцами, своими соседями: так торговать веселее, да и время за разговорами проходило незаметно. Но именно тогда мы с отцом поняли, что торговля торговле рознь, ведь даже там, на дороге, одни продавали свою продукцию честно, а другие мухлевали, чтобы сорвать куш побольше.

Например, моего отца учили, но так и не выучили, что раз фрукты продают преимущественно вёдрами, надо лишь сверху и в самый низ положить хорошие, отборные плоды, а середину ёмкости можно заполнить плодами с бочками и даже с гнильцой. Ведь большинство покупателей довольствуются тем, что «на витрине», и копаться внутри ведра не удосужатся. Когда же они пересыплют товар в свой пакет, всё опять будет в ажуре: внизу-то качество продукции такое же, как и наверху. Ну, а когда во всём разберутся дома, уже будет поздно – поезд ушёл.

Одна из шоссейных торговок дошла до того, что продавала незадачливым покупателям яйца из магазина, выдавая их за домашние, – разумеется, стоили они существенно дороже, хотя сама эта женщина никаких кур не держала уже лет пять. Эта афера ей удавалось ещё и потому, что чернильные штампы на магазинные яйца одно время не ставились. Словоохотливая и с виду очень предупредительная, она зазывала покупателей такими словами:
– Купите вашим деткам свеженькие витаминные яички, ведь они только из-под курочки!

И народ клевал на такую рекламу, от проезжих покупателей у неё отбоя не было.

В то же время мой отец настоящие домашние яйца, сегодняшние или, на худой конец, вчерашние, с яркими оранжевыми желтками, нередко приносил домой, не продав. Покупателей смущало, что цены у него ниже (не хотел обдирать людей), а сами яйца – с прилипшими к ним соломинками или мелкими пёрышками, то есть не такие чистые, как у той торговки. Ну а как иначе? Ведь брались они из гнёзд без последующей обработки. Отмыть их, конечно, не составило бы труда, но отец этого не делал, потому что в этом случае срок годности яиц уменьшался.

Предприимчивая соседка всегда удивлялась «чудачествам» моего отца, тому, что он не слушает её советы. А он хотел, чтобы всё было по-божески, и делал так, как подсказывала совесть.

Я вспомнила эти случаи совсем не потому, что ностальгирую по тем годам, а потому что столкнулась с некоторыми проблемами в торговле уже в наше относительно сытое время.

В нашем селе четыре продуктовых магазина, цены в них, конечно, разнятся, но несильно; где-то одни товары дешевле, а другие дороже, где-то – наоборот. Зная это, многие пенсионеры, делая покупки, обычно выбирают ассортимент подешевле, поэтому не ограничиваются одним магазином.

До недавних пор я чаще всего посещала «Красный» магазин (называемый так из-за цвета кирпичных стен), в нём можно приобрести любые продукты – от курятины до кондитерских изделий. Причём раньше я не замечала, чтобы цены в «Красном» кусались. Но однажды всё изменилось.

Пришла как-то в хлебный отдел купить свой любимый бородинский, спросила, сколько он стоит, потому что ценников не было.
– Тридцать семь рублей, – ответила продавщица.

Я подумала, что она оговорилась, переспросила еёно ответ был тем же. Тогда я поинтересовалась, почему так выросла цена, ведь совсем недавно этот хлеб стоил на десять рублей меньше. Продавщица вынула какую-то шпаргалку и, заглянув в неё, сказала, что действительно цена осталась прежней, просто она ошиблась, поскольку работает здесь недавно.

Через неделю снова пришла в «Красный», уже в другой отдел, за мороженым, спросила пломбир в полиэтиленовой упаковке. Цен на мороженое ни на картонке, ни на упаковке не увидела – для покупателей они стали тайной за семью печатями.

На вопрос, сколько стоит это мороженое, продавщица ответила не сразу. Она снова заглянула в какую-то бумажку, спрятанную под витриной, и назвала довольно высокую цену: двести семь рублей! Поскольку ко мне должны были приехать гости и я собиралась угостить их на десерт мороженым со свежей клубникой, упаковку пломбира всё же купила. Как и морковку по-корейски – она продавалась на развес в другом отделе магазина. И снова меня озадачила цена.

Попросив взвесить полкилограмма, я услышала от продавщицы:
– С вас девяносто восемь рублей.

Сначала подумала, что продавщица ошиблась, взвесив мне целый килограмм, но она ответила, что всё правильно, просто у них такие цены. Опять же ценников ни на морковь по-корейски, ни на развесные солёные огурцы и помидоры на витрине не было. Знай я заранее, что морковь стоит здесь дороже, чем виноград в других магазинах, – аж 198 рублей за килограмм, – ни за что не стала бы её брать. Но поскольку продукт уже взвесили, отказаться от покупки посчитала неэтичным. Даже на рынке в райцентре за килограмм корейской морковки просят не больше ста пятидесяти рублей, а в сетевых магазинах цена на неё вообще стабильная – около ста рублей. А здесь вдруг в два раза больше.

Вот и подумалось, что цены в нашем магазине не выставляют специально, чтобы заранее не отпугивать покупателей: авось, потом возвращать товар не будут.

Дома муж меня пожурил за дорогие покупки, сказал, что точно такую же упаковку мороженого совсем недавно покупал в том же магазине за 107 рублей, то есть на сотню дешевле!

Естественно, у меня возник вопрос: чем же вызван такой взлёт цен? Чтобы ответить на него, я решила проконсультироваться у специалиста. Позвонив в отдел торговли администрации района, рассказала сотруднику о метаморфозах с ценами в «Красном», та пообещала поговорить с заведующей, во всём разобраться и попросила перезвонить ей через полчаса.

Я так и сделала. Сотрудник торгового отдела мне сообщила, что повышение цен на мороженое в нашем магазине произошло в связи с тем, что поменяли его производителя – так ей заявила заведующая. Морковь по-корейски вообще не товар первой необходимости, поэтому на неё можно устанавливать любые цены, был бы спрос. А вот отсутствие ценников является грубым нарушением, и за это контролирующие органы вправе наказать. Но заведующая и этому попробовала найти оправдание: товар только привезли, поэтому цены не успели проставить. Но почему же тогда мороженое, которое мне продали, оказалось последним?

И снова я вспомнила тот бизнес на дороге. Один частник, торговавший вместе с моим отцом, всегда заламывал самые высокие цены, хотя продукция его, мягко говоря, была далеко не лучшего качества. Обнаружив это, многие проезжавшие говорили об этом продавцу в глаза, просили хотя бы ненамного снизить цену, но он был непреклонен. На все просьбы был лишь один ответ:
– Ты не возьмёшь, другой возьмёт!

Иногда ему приходилось сидеть на дороге чуть ли не до ночи, но, как ни странно, всё, что он приносил на продажу, кто-нибудь да покупал.

Из письма Зои Бондарцевой,
Московская область

Опубликовано в №18, май 2013 года