СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как сделать интересные снимки
Как сделать интересные снимки
21.11.2013 00:00
С помощью «мыльниц» и мобильных телефонов

Москва – Найроби


Как сделать интересные снимки с помощью «мыльниц» и мобильных телефоновУгораздило же забронировать отель на Монмартре! Сакре-Кёр, Амели, рассветы над Парижем… Размечталась! Сразу у выхода из метро меня остановили две француженки и, тревожно оглядываясь по сторонам, шёпотом попросили: «Мадам, не снимайте тут, пожалуйста. У вас такой дорогой фотоаппарат, спрячьте его. Вон тот парень очень внимательно на него смотрел. И вообще темнокожие не любят, когда их фотографируют».

Надёжный дальнобойный увесистый «Никон» болтался у меня на запястье. Я всегда наматываю ремешок на руку – боюсь, замечтавшись, уронить его на асфальт. Видимо, это и спасло от грабежа. Обычно камеры выхватывают из рук, как дамские сумочки. Спасибо за предупреждение, но разве остановишь папарацци? Не для того я тащила через всю Европу пять кило аппаратуры, чтобы прятать её в чемодане.

На противоположной стороне улицы замечаю магазин: одежда свалена в коробки, покупатели роются в них, как бомжи в мусорных баках, а перед входом возвышается гора разноцветных лифчиков. Прицеливаюсь издалека. Нажимаю на спуск. Слышу за спиной истошные вопли. Различаю только некоторые слова на французском: «Фото! Фото! Зачем она фотографирует?! Газета… журнал… каналья!» В общем, понятно, что пора сматываться.

Чёрная пантера настигла меня уже в конце квартала, резко дёрнула за плечо, разворачивая к себе лицом, рявкнула: «Мадам!!!» – и обрушила на мою голову весь свой африканский темперамент. Бесполезно было рассказывать, что я всего лишь «руссо туристо, доунт андерстенд…» и фотографировала совсем не её, а только витрину магазина. Она очень доходчиво на трёх языках одновременно объяснила, что ходить по улицам и снимать всё подряд – это «паранормаль!», и послала меня… в музей.

Вылететь из Москвы в Париж, а очутиться в Найроби – вот что такое «паранормаль»! Зато пока я отбивалась от негритянки, мой французский коллега фотографировал лифчики айфоном, чуть выставив его край из кармана, подойдя вплотную к магазину и при этом не привлекая внимания.

На фоне фона

Что же касается музеев, в которые меня так настойчиво посылала африканка, то во многих из них фотосъёмка запрещена. Стоит только появиться на горизонте с крупногабаритной «зеркалкой» в руках, как тут же рядом возникает человек в штатском и следует за тобой тенью по всем залам, внимательно изучает тебя, как новый экспонат, и не приведи господи хоть раз хрюкнуть затвором – это грозит очень неприятной беседой со службой охраны а то и удалением всей информации с карты памяти.

«Мыльницы» и телефоны, как правило, подобной реакции не вызывают. Качественную, пригодную для копирования репродукцию сделать ими трудно, а вот зарисовки из серии «мы здесь были» получаются вполне убедительно. Компактные, лёгкие, бесшумные, обладающие широким углом зрения, эти приборы становятся незаменимыми в путешествиях, на вечеринках, в тесных помещениях.

alt

Для индивидуальных портретов крупным планом компактные камеры подходят плохо, если, конечно, вы не собираетесь отомстить сопернице, снимая её с нижней точки. Неважно, что она первая краля на деревне, – в таком ракурсе можно изуродовать даже мисс Вселенную, и её единственный тонко очерченный подбородок будет «работать за двоих», самые изящные черты утяжелятся и приобретут одутловатость.

А вот для большой компании «мыльница» – то что надо. К тому же мыльницей можно снять самих себя «на фоне фона», держа её в вытянутой руке и не призывая на помощь прохожих. Ну и пусть на фото щёки надулись! Зато весело!

Современная технология, применяемая в смартфонах и планшетах, позволяет делать одновременно три снимка с разной экспозицией и склеивать их в один «бутерброд», так что в любую погоду картинки получаются яркими и насыщенными. Что это означает? Как только вы нажимаете на кнопку спуска, телефон самостоятельно делает три снимка, а потом соединяет их в один кадр, который и демонстрирует вам.
Порою, разглядывая потрясающие телефонные фотки, невольно задумываешься: возможно, дело не в скрипке, а в том, кто играет на ней? Стоит ли тратиться на дорогущие «зеркалки», таскать с собой по городам и весям тяжеленную технику, нарываться на неприятности в криминальных районах? Или гораздо важнее неординарный подход и смекалка? Существует множество способов оживить даже самую обычную, на первый взгляд, ничем не примечательную историю.

Снимай стёклышки

Для интересных спецэффектов можно использовать любые подручные средства. Например, разместить на переднем плане, вне зоны резкости, разные предметы: листики, веточки, цветы, бокалы… В результате на вашей фотографии эти мелочи будут как бы окаймлять основное изображение, что придаст ему особую глубину.

Если камера не хочет фокусироваться на мелких предметах переднего плана, то можно за ними поставить ладошку, телефон автоматически сфокусируется на ней, – а затем убрать ладонь и нажать на кнопку.

Ещё попробуйте фотографировать через полиэтилен – это придаёт некий эффект дымки и делает незаметными морщинки на лицах. Того же эффекта можно добиться, подышав на объектив, снимая через прозрачный тюль или обыкновенное стекло, если предварительно выборочно смазать его тонким слоем геля.

alt

Использование обычного капронового чулка может придать снимку золотистое сияние. Можно прикрыть объектив листом бумаги с фигурным отверстием по центру, тогда точечные источники света вне зоны резкости примут форму этого отверстия.

Праздничную нарядность ночным фотографиям придают звёздные фильтры. На стекло или прозрачный пластик наносится сетка из царапин. При фотографировании через такой фильтр огни вечерних улиц разбегаются лучами. Сетку на пластик можно также нанести при помощи геля и зубочистки, эффект будет не менее интересный.

Фотографирование сквозь огонь или дым костра наполняет сюжет страстью, очарованием дикой природы. Капли на оконном стекле заставляют грустить, морозные узоры – ёжиться от холода, солнечные зайчики зовут на прогулку, а от вкусно снятого каравая пробуждается аппетит, в доме становится теплее.

Любителям чёрно-белых фотографий полезно запастись цветными стёклышками. Красное можно использовать для съёмок «под ночь», то есть для получения ночных видов при солнечной погоде. Снимая пейзаж с облаками в светлый солнечный день через оранжевое стекло, получают впечатление предгрозовой погоды, облака становятся более тяжёлыми и выразительными. Вообще оранжевый и жёлтый фильтры помогают устранить веснушки и пигментные пятна на лицах. Синие требуют большой осторожности, при портретной съемке они меняют лица порой до неузнаваемости.

Рождественская феерия

Играя различными источниками света, смешивая их, подобно тому, как художник смешивает краски на палитре, самые обычные будничные сюжеты можно превратить в волшебную сказку или интригующую пьесу.

Для начала закройте вспышку пальцем, свет пробьёт кожу насквозь и станет красным. Снимок получится загадочным и романтичным.

Фотографируя днём человека в помещении, попробуйте включить режим ночной съёмки. Тогда дневной свет выглядит голубоватым свечением. Лицо имеет смысл подсветить обычной настольной лампой, но не направлять её в глаза модели, а установить так, чтобы она светила чуть сверху и сбоку. Чтобы нос и прочие выпуклые части лица не отбрасывали слишком контрастные тени, заслоните лампу тонкой белой бумагой, тюлем или белым полупрозрачным полиэтиленовым пакетом. Если хотите романтического настроя, добавьте свечи, светящиеся гирлянды, разноцветные блики светомузыки… Немного выдумки и смелости – и рождественская феерия на страницах фотоальбома может длиться не только весь год, но и всю жизнь.

alt

Фотографирование в театре и цирке является одним из сложнейших и вместе с тем интереснейших видов фотосъёмки, требует большой выдержки. Основной свет погашен, сцена подсвечена мягким, как правило, тёплым светом, персонажи перемещаются в свете софитов. Часто бывает, что с помощью прожектора выхватывают из мрака только лицо или фигуру артиста. Такой свет получается слишком контрастным, к тому же объект постоянно двигается – кружится в танце, качается на трапеции.

Разумеется, ни о каком использовании вспышки в театре не может быть и речи: во-первых: вы будете мешать зрителям и актёрам, во-вторых: вспышка «убивает» световой рисунок, задуманный режиссёром, что недопустимо, ведь театральный свет – это отдельный вид искусства и неотъемлемая часть спектакля.

В большинстве театров съёмка спектакля категорически запрещена, и этому правилу следует подчиняться. Но приёмы театральной съёмки очень даже пригодятся нам в обычной жизни. Например, в ночных клубах и на дискотеках. А используя их в домашних условиях, легко можно заселить фотоальбом «ведьмами» и «привидениями» на любой фасон.

Если в вашем доме есть длинный тёмный коридор, зажгите свет в смежном помещении. Сделайте кадр с противоположной стороны – получите свет в конце тоннеля. Входящий в такой коридор человек на фоне светлого пятна будет выглядеть силуэтом со светящимся ореолом. Добавьте к этому «смазывание» во время движения, и у вас может получиться маленький шедевр – красивая фотография с мистическим звучанием.

В тёмное время суток выключите весь свет в комнате, дайте товарищу в руки карманный фонарик и попросите его посветить на себя снизу вверх. Лицо, освещённое таким способом, сразу приобретёт демонические черты.

Во время вечеринки постройте гостей в шеренгу, каждому выдайте фонарики, пусть светят себе на подбородки – чем не армия? Этот нехитрый ход подсмотрен мною у Юрия Любимова в театре на Таганке, что ещё раз доказывает: всё гениальное – просто.

Мода на «расчленёнку»

В классической фотографии считается грубейшей ошибкой, фотографируя человека, «отрезать» часть головы или кисти рук. В современных же условиях подобная съёмка не карается по всей строгости, а часто считается творческой находкой, усиливающей выразительность образа. На рекламных плакатах сплошь и рядом можно увидеть тела, разделённые на части, а в арт-салонах вам запросто предложат один глаз, часть уха, кусочек носа, а то и вовсе неопознанную деталь неопределённого предмета инопланетного происхождения.

Мода на «расчленёнку» добралась и до живописи. На зарубежных вернисажах полно картин, распиленных на части вместе с рамой. Иногда эти части складывают в единую композицию, иногда продают порознь.

alt

В век высоких технологий многим стало скучно изображать людей и предметы такими, как они есть, в естественной среде обитания. Конечно, это дело вкуса. Но если и вам не чуждо стремление удивлять и озадачивать, попробуйте сфотографировать крупным планом всё что угодно: листик малины, куриный хвост или кусок карусели на детской площадке.

Очень полезной в этих случаях бывает функция «1 х 1», она есть на «мыльницах» и смартфонах. Кадр получается квадратным. К слову сказать, великий Хельмут Ньютон считал, что фотограф, не способный скомпоновать кадр в квадрат, вообще ни на что не способен. Но оставим строгость этого суждения на совести маэстро.

Напечатайте снимок большим форматом, разрежьте на части, вставьте каждый в отдельную рамку. Развешивая на стене этот пазл, для большей загадочности можно нарушить порядок или перевернуть фрагменты вверх ногами. В случае внезапного набега гостей покажите им этот шедевр, и, пока они ломают головы, пытаясь разгадать, «что сей сон означает», вы вполне успеете нарезать салат и сгонять в парикмахерскую.

Однако экспериментируя со спецэффектами и нестандартной подачей материала, важно помнить одно золотое правило: у художника должно быть чувство меры. Грамотно расположенные цветовые пятна, удачно схваченный момент, отсутствие лишних деталей, выигрышная точка съёмки – соблюдение этих условий намного важнее всех примочек и наворотов. Сделать снимок интересным и привлекательным без выкрутасов – задача более сложная и ответственная, но именно её решение возводит повседневное ремесло в ранг искусства.

Марина ЯВОРСКАЯ,
Фотохудожник

Опубликовано в №46, ноябрь 2013 года