Мы счастливы в России
29.11.2013 13:30
Немцы уезжали в Германию, украинцы – на Украину, а нам куда?

Мы счастливы в РоссииЗдравствуйте, уважаемая и любимая газета! Решила рассказать историю о том, как моя семья в совсем разных обстоятельствах дважды меняла место жительства.

Когда началась война, моей маме было 16 лет. В 1942-м она получила извещение, что её отец без вести пропал под Сталинградом. В 1943-м похоронила маму и осталась одна с четырьмя младшими детьми. До конца войны они жили в деревне в голоде и холоде.

Потом мама узнала, что в Узбекистане, где всегда тепло, есть «город хлебный» – Ташкент. Засобиралась. Вся деревня её отговаривала, мол, пропадёшь, везёшь детей на погибель! Но она твёрдо решила ехать туда, где, как говорят, тепло, много хлеба и фруктов. И уехала.

Когда она с детьми добралась до Ташкента, город особенно хлебным не оказался – война не обошла стороной никого. Мама отчаялась, не знала что делать, куда идти, да и деньги таяли. Но мир не без добрых людей. Познакомилась с женщиной по имени Зайтуна, школьной учительницей. Та посоветовала маме оставить детей у неё и ехать в небольшой город Янгиюль, там на кирпичном заводе принимали на работу с предоставлением жилья.

Маму взяли туда складывать кирпич-сырец в вагонетки и предоставили комнату. Две сестрёнки ходили в школу, а ещё двое детей сидели дома.

На заводе работали ссыльные немцы, поляки, греки. Там она и повстречала моего отца, который был сослан в Узбекистан за то, что во время войны попал в плен, находился в концлагере. И таких, как мой отец, были тысячи.

Друзья отговаривали отца: мол, вокруг столько девушек, а ты берёшь ту, у которой на руках четверо детей! Но отец не испугался. Мои родители вырастили всех четверых, построили дом, посадили вишнёвый сад, родили пятерых собственных детей.

Улица, на которой стоял наш дом, была многонациональная, на ней жили узбеки, немцы, крымские татары, башкиры, корейцы, казахи, украинцы. Жили дружно, без зависти и злости, помогали друг другу. Субботними вечерами выносили на улицу стол, ставили на него выпечку и сладости. Пили чай, вели беседы – ведь телевизоров ни у кого не было. Доброе было время.

Шли годы. Вишнёвый сад разрастался, дети росли, родители старели. Потихоньку немцы стали уезжать в Германию, крымские татары – в Крым, украинцы – на Украину…

Я окончила школу, поступила в техникум, вышла замуж, вырастили троих детей. При рождении каждого ребёнка мой муж сажал по дереву – так в огороде появились орех, инжир и гранат.

После развала Советского Союза русскоязычное население стало покидать «хлебную» страну. Мама, все мои братья и сестра тоже уехали.

Я со своей семьёй осталась, надеялась, что всё наладится, но с каждым годом становилось всё хуже и хуже. Работы не было, денег тоже, дети подрастали. Меня не оставляла мысль, что пришло время покидать насиженное место и ехать в другую страну, где короткое лето, дождливая осень и долгая холодная зима.

Обстоятельства сложились так, что мы уезжали поэтапно. Первой уехала старшая 20-летняя дочь, потом муж, сын. Я с младшей дочерью покинула Янгиюль последней – дом долго не продавался. В итоге продали за бесценок дом, машину и всё остальное, отправила только один контейнер с самым необходимым. Как было тяжело оставлять друзей, соседей, улицу, город, где я прожила 47 лет! Сколько было слёз!

Муж, сын и дочь уже работали, жили на второй квартире моей сестры – она к тому времени была прекрасно устроена и обеспечена.

Отдохнув пару дней, я принялась устраивать нашу жизнь в России. Вечерами перечитывала объявления о продаже домов, а утром – в поход. Боже мой, сколько километров я прошла, сколько домов пересмотрела! Но всё было не то.

Как сейчас помню, 16 сентября я, уставшая, шла по улице с красивым названием Зелёная, а на лавочке грелись на солнышке старик со старушкой. Я подошла, поздоровалась, попросила воды. Слово за слово, они узнали, что я из Узбекистана, хочу купить дом. Они, такие милые, добрые, показали продающийся дом, сказали, у кого ключи.

Дом мне сразу понравился – деревянный пятистенок, комнаты большие и светлые. Войдя, сказала себе: «Этот дом будет наш!»

На следующий день договорились о купле-продаже, а 21 сентября мы уже переехали.

Первым вошёл котёнок, потом внучка, счастью не было конца. Есть такая мудрость: «Прежде чем покупать дом, узнай соседей». Нам крупно повезло: соседи – прекрасные люди. Помогли нам с разгрузкой мебели, кто-то принёс картошки, кто-то молока, кто-то помог добрым словом. Так мы стали жить на новом месте, но в старом доме. Дружно навели порядок, расставили мебель, на кухне всё разложили по полкам. Уставшие и довольные улеглись спать.

А утром – о, ужас! – всё оказалось раскидано, рассыпано, мусорное ведро перевёрнуто…
– Это домовой нас не принимает, – сказала я. – Надо почитать молитву и оставить для него угощение на столе.

Следующим утром опять та же история. А однажды ночью дочь зашла на кухню, включила свет, а там – крысы врассыпную. Что с нею было – хотели «скорую» вызывать.

Подключив санэпидстанцию, крыс мы в итоге победили. Той же осенью навели порядок в саду, посадили фруктовые деревья и принялись за строительство нового жилища. Вместо деревянного пятистенка теперь возвышается каменный дом, в котором так же светло и тепло.

Дети давно повзрослели, обзавелись семьями, растят уже своих детей, приезжают к нам вместе с ними, так что детский смех в доме звучит часто. Мы, женщины, дружно готовим татарский балиш, а мужчины в специально отведённом месте на очаге делают узбекский плов. Собираемся за большим столом, ведём тёплую беседу, вспоминаем прошлое.

Мы преодолели все трудности, мы счастливы в России и благодарим судьбу за всё, что она нам преподнесла.

Из письма Гульчиры Сейтвелиевой,
г. Бугульма, Татарстан

Опубликовано в №47, ноябрь 2013 года