СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Зачем нужно раскрашивать чёрно-белые фильмы?
Зачем нужно раскрашивать чёрно-белые фильмы?
04.12.2013 17:47
Зачем нужно раскрашивать чёрно-белые фильмы?Сделать кинематограф цветным люди пытались чуть ли не с момента его рождения. Различные источники «первым в мире цветным фильмом» называют разные ленты. На самом деле такого фильма никогда не было, а история цветного кино, к сожалению, пестрит фальсификациями.

Тоненькой кисточкой

Первые фильмы с использованием цвета появились около 1900 года, когда французский режиссёр Жорж Мельес стал раскрашивать свои ленты анилиновыми красками, которые придавали изображению прозрачность, делая его светоносным и сверкающим. Задумка оказалась столь успешной, что созданная Мельесом фирма уже через два года принесла своему владельцу большой доход, выпустив часть картин в цветном варианте. Часть – лишь потому, что это был долгая, кропотливая работа, требующая предельного внимания, ведь маленькие кадры приходилось очень осторожно обводить тоненькой кисточкой, под лупой.

Но так можно создать только одну копию, серийный выпуск был невозможен, а заказы на цветные фильмы сыпались со всех сторон, и в раскрашивание включились новые люди. Параллельно была создана фирма «Патэ», окрашивавшая ленты по трафарету в три-четыре краски. Результат, по сравнению с окраской ручным способом, получался лучше. Примерно в это же время стали раскрашивать не только отдельные сцены, но и весь фильм по кадрику. Это была куда более кропотливая работа, осуществляемая вручную, и результат часто представал далеко не идеальным. Красили отдельные предметы, находившиеся в кадре. Маленькие детали зачастую было трудно, а порой невозможно окрасить, потому их либо затеняли одним цветом, либо оставляли неокрашенными, на контрасте с более крупными цветными предметами.

Постепенно такая техника из-за своей трудоёмкости и изъянов стала забываться, пока в 1980-х годах не обрела новую жизнь. Только в наше время раскрашивание производят не люди, а компьютеры. Появился и особый термин – колоризация. Это когда чёрно-белые фильмы превращают в цветные.

А тогда, сто лет назад, колоризация выполнялась вручную. Так, в 1925 году появился знаменитый красный флаг в фильме «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Позже многие зрители вспоминали о грандиозном эффекте, произведённом появлением цвета в чёрно-белом фильме, сравнивая его с ударом молнии.

Да будет цвет

Прорыв цветного кино всё откладывался. Многие просто отказывались снимать цветные фильмы из-за дороговизны камер и затянутого процесса съёмок. В США Великая депрессия задержала развитие цветного Голливуда на пять лет. В 1931 году Каламус построил в Голливуде большую лабораторию, работавшую по методу многослойной плёнки (по нему снимают и сегодня). Обработка всех цветных негативов происходила в его бостонских лабораториях и была из-за боязни конкуренции строго засекречена.

В фильмах того времени небо всегда густо-синее, трава – ярко-зелёная, а люди – коричневые. Краски были грубыми, не допускавшими никаких оттенков. Поэтому продюсеры предпочитали переносить действие цветных картин на юг, где все эти цвета казались более уместными. В 1935 году фильм «Бекки Шарп» режиссёра Робера Мамуляна становится первой официальной полнометражной цветной картиной.

Советские кинематографисты работали, не отставая от Голливуда. Уже в 1936 году появился «полноценный» цветной фильм «Соловей-соловушка» (он более известен под названием «Груня Корнакова»). Однако из-за войны первый фильм на многослойной плёнке «Иван Никулин – русский матрос» сняли лишь в 1944 году. Сергей Эйзенштейн для второй серии «Ивана Грозного» снял в цвете очень эмоциональную сцену пляски опричников. Но на копии массового проката эти кадры, разумеется, не попали.

С 1938 года Шосткинская киноплёночная фабрика начала выпуск цветных плёнок, тех самых, которые до сих пор недобрым словом поминают наши кинематографисты. Краски фильмов, снятых на этих плёнках в 1950–70 годах, получались тусклыми, в основном коричнево-зеленоватых оттенков, а выцветали прокатные копии фильмов всего через несколько лет.

Вторая мировая война законсервировала исследования в области цветного кино. Работу продолжила только одна немецкая фирма «Aгфа». В конце 30-х годов в фашистской Германии были созданы первые цветные многослойные киноплёнки. С 1940 по 1945 год цветное кино составляло более 20 процентов немецкого кинопроизводства. Кроме того, сохранилась цветная кинохроника Второй мировой войны.

Весной 1945 года фабрика «Aгфа» со всеми лабораториями по проявке в качестве трофея досталась Советскому Союзу. СССР стал второй страной после Германии, которая стала снимать цветное кино в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Снятые на трофейной плёнке «Поезд идёт на Восток», «Сказание о земле Сибирской», «Падение Берлина» и сегодня смотрятся как новенькие. Победив фашизм, мы завоевали не просто мир, а цветной мир.

А в Америке первым всемирно известным цветным фильмом стал «Унесённые ветром» (1939). Знаменитая картина «В джазе только девушки» тоже была задумана цветной, были сняты цветные пробы, но лица Тони Кёртиса и Джека Леммона в гриме Джозефины и Дафны выглядели неестественно лиловыми. От цветных съёмок пришлось отказаться.

Но окончательно черно-белая плёнка оказалась вытеснена на Западе только к началу 60-х, когда качество новых плёнок достигло приемлемых результатов и позволило не использовать дополнительное освещение для качественной съёмки. А у нас цвет в кино полностью победил лишь в середине семидесятых. «Мгновения» (1973) были ещё чёрно-белыми, а «Место встречи» (1979) снято в цвете.

Пипл схавает

Вообще в нашей стране с цветными фильмами часто происходили удивительные и не всегда объяснимые превращения. Пожалуй, самый дотошный и искушённый киновед не сможет точно сказать, какой же советский фильм изначально является цветным. В справочниках написано одно, а на деле выходит совсем другое.

Дело в том, что в СССР всегда и на всё существовал дефицит. В том числе и на цветную плёнку. Немудрено было снять цветную картину, но сложно было потом отпечатать 500, а то и 1000 цветных копий для проката. Страна огромная, а цветной плёнки, даже шосткинской, не хватало. Вот и делали 10 цветных копий для столиц и крупных городов, а остальные пусть смотрят чёрно-белое кино. Съедят как-нибудь… Так сплошь и рядом было во времена Хрущёва и во времена Брежнева с его знаменитым девизом «Экономика должна быть экономной».

Другими поставщиками обесцвеченных цветных картин были сами киностудии (в основном «Мосфильм» и Киностудия имени Горького), которые занимались восстановлением старых лент. Как известно, лет через 15–20 кинокопии после интенсивного проката изнашиваются. Тогда на студии картину заново переозвучивают и печатают новый тираж. Для экономии – разумеется, на чёрно-белой плёнке. Цветным оставался только негатив, который хранится в Госфильмофонде, да и то не всегда.

С зарубежным прокатом обстояло ещё хуже. Кто может похвастаться, что видел цветную версию «Конформиста», «Под стук трамвайных колёс», «Приключений на берегах Онтарио»? Даже «Золото Маккенны» далеко не каждому кинозрителю СССР удавалось посмотреть цветным.

Плёнку пожалели

В середине 80-х в Голливуде был запущен проект по колоризации старых фильмов. Сто двадцать картин, от «Касабланки» и «Кинг-Конга» до «Гражданина Кейна», были раскрашены, что вызвало неоднозначные мнения как режиссёров и актёров, так и зрителей. Один из режиссёров сказал: «Чёрный и белый цвет – это форма искусства. Меняя цвет фильма, мы фальсифицируем историю».

В России сегодня главный заказчик колоризации старых фильмов – телевидение. Основные исполнители – фирмы «Первый план» и «Формула цвета». Колоризация ленты обходится в 3–5 тысяч долларов за минуту, так что работа над односерийным фильмом стоит примерно 500 тысяч долларов. Столько же стоит производство одной серии качественного сериала вроде «Мастера и Маргариты» или «Гибели империи».

Процесс колоризации даже при участии компьютера остаётся трудоёмким и небыстрым. Чтобы получить достоверную (насколько это вообще возможно) картинку, колоризаторы прилагают огромные усилия. Поэтому время работы рассчитать сложно: на «Весну на Заречной улице», включая реставрацию оригинала, было потрачено больше двух лет.

Кроме того, колоризация сопровождается многочисленными неожиданностями. В работе над картиной «В бой идут одни старики», например, пришлось учитывать, что ордена Славы в 1941 и 1943 годах имели разные оттенки серого. Для раскраски «Золушки» потребовались фотографии Янины Жеймо, их нашли у родственников актрисы. Ради «Весны на Заречной улице» пригласили художника по костюмам: понадобилась большая подборка образцов тканей 1956 года.

При раскрашивании фильма приходится сталкиваться и с несовершенством технологий. Раньше интерьеры и костюмы подбирались специально для чёрно-белой съёмки, а сегодня компьютерные программы сами определяют, какого цвета были предметы, запечатлённые в фильме. В результате при колоризации порой получается настоящая цветовая какофония. А человеческие лица и по сей день остаются самым слабым местом: они получаются, как правило, безжизненными, плоскими, с неестественными губами – в общем, все как одно.

Леонид Быков мечтал снять цветной фильм о войне, но для его ленты «В бой идут одни старики» цветную плёнку пожалели. Сейчас зритель имеет возможность увидеть эту картину цветной. Колоризацию выполнили на одной из лучших студий США «Легенд Филмз» – мечта режиссёра фактически осуществилась. Работа выполнена очень удачно, цвет мягкий, пастельный, удачно гармонирует с картинкой.

«Семнадцать мгновений весны» снимались как госзаказ, добро было получено на уровне ЦК. При таком большом бюджете можно было попросить даже иностранную плёнку «Кодак». Но чёрно-белая была выбрана сознательно, чтобы слить воедино документальную хронику и художественный вымысел. Стоило ли раскрашивать такой фильм?

При колоризации фильм хорошо отреставрировали, но при этом подвергли слишком «смелому» перемонтажу. Продолжительность серий сократили с 70 до 51 минуты (формат современных сериалов). Урезали хронику, выкинули часть диалогов, ускорив закадровый текст, на 20–25 процентов сверху и снизу обрезали изображение, а также пересняли личные дела арийцев. Над фильмом три года работали 600 высокооплачиваемых сотрудников, а результат не слишком хорош: мелкие детали прокрашены нечётко, порой цвет не успевает за изображением, фон стал нелепым. Не осталась чёрно-белой и хроника, которую тонировали в синеватые и коричневатые цвета, чтобы сгладить границы.

Несмотря на недовольство эстетов и трудоёмкость процесса колоризация пользуется популярностью на телевидении — для российских каналов уже раскрасили «Волгу-Волгу» и «Весёлых ребят», «Подкидыша», «Офицеров», «Цирк», «Три тополя на Плющихе», «Небесный тихоход», сейчас расцвечивают «Берегись автомобиля», «Весну», «Александра Невского». Колористы, к удовольствию ценителей чёрно-белого кино, обещают не трогать такие фильмы, как «Летят журавли», «Иваново детство» и «Андрей Рублёв». И все они согласны с тем, что абсолютно естественных цветов при раскрашивании фильма добиться невозможно.

Изменённая версия

Борьба c колоризацией велась и в США, правда, ещё в середине 1980-х. Возмущение охватило страну, когда медиамагнат Тед Тёрнер начал переводить в цвет 450 лент. Но едва он пообещал колоризовать «Гражданина Кейна», святыню американского кино, разразился невероятный скандал. Режиссер Орсон Уэллс, сохранивший права на фильм, запретил раскраску, и Тёрнер поспешил заявить, что пошутил.

После этого случая закон обязал снабжать расцвеченные ленты титром «Перед вами изменённая версия оригинального фильма».

Но, как показывает американский опыт, колоризация не всегда является трагедией для режиссёров. Так, «Ночь живых мертвецов» оказалась в своё время чёрно-белой только потому, что режиссёру не хватило денег на цветную плёнку. Когда же вышла новая, цветная, версия, её ждал большой успех в Европе, где триллеры, а тем более культовый фильм о зомби, ценят больше, чем в Америке – там-то «Мертвецы» вышли в ограниченном прокате.

В США и сегодня большинство раскрашенных фильмов не пользуются большой популярностью и идут по кабельным каналам: американское телевидение утратило интерес к массовой колоризации. Это понимают и в России. Руководитель Первого канала Константин Эрнст признавался, что раскрашивание советских фильмов «больших рейтингов не принесло, и только засиявшая красками «Золушка» получила активный рейтинговый ответ аудитории». Так что, вероятно, и у нас просмотр раскрашенных советских фильмов скоро станет таким же ограниченным развлечением, как изучение их чёрно-белых прототипов.

Есть очень простой аргумент в поддержку колоризации старого кино: жизнь цветная, так почему кино должно быть чёрно-белым? Ведь когда-то кино было немым, но не по эстетическим причинам, а просто техники записи звука ещё не существовало. Почему же непримиримые противники колоризации не требуют возврата немого кино? А по их логике именно так им и следует поступать.

Колоризация даёт новую жизнь шедеврам прошлого, которые молодым поколением зрителей воспринимаются не иначе как «бабушкино кино». Да и к чему ломать копья, если чёрно-белые варианты старых лент сохраняются в целости и сохранности, продолжают существовать параллельно с их цветными «двойниками». Не нравятся вам раскрашенные фильмы? Бога ради, смотрите чёрно-белые. Народ разный, и вкусы у него разные.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №48, декабрь 2013 года