Кариозные монстры
23.01.2014 00:25
Кариозные монстрыМедики утверждают, что кариес – наиболее распространённое заболевание среди людей. Другие уточняют: на протяжении жизни с зубными проблемами сталкиваются до 98 процентов людей в мире. Поистине чудовищная цифра! Историки и археологи заявляют, что больными зубами люди маются уже долгие тысячелетия. Недаром стоматологи – одни из самых богатых врачей. А за голливудскую улыбку ещё совсем недавно приходилось выкладывать целое состояние. Конечно, медицинская наука не стоит на месте. Постоянно совершенствуются анестезия, хирургический инструментарий стоматологов. Даже в запущенных случаях можно спасти и исцелить больной зуб при помощи щадящих методик. Но против психики не попрёшь. При слове «стоматолог» в сознании любого человека в нашей стране всплывают кадры из комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Там, где Антон Семёныч Шпак со звуком отбойного молотка сверлит зуб несчастному пациенту с конвульсивно бьющимися руками.

Клизма от кариеса

Признаки прижизненного кариеса археологи находили на зубах кроманьонцев, живших ещё 25 тысяч лет назад. Недавно в Пакистане учёные наткнулись на череп человека из неолита, в одном из зубов которого наличествует ровная круглая ямка, явно сделанная сверлом. Исследования показали, что когда-то в ямке была пломба, утраченная с течением времени. Шутка ли – с момента операции прошло не меньше 9 тысяч лет!

Первые письменные документы, повествующие о проблемах с зубами, были обнаружены в Месопотамии и Египте. Они относятся к 5 тысячелетию до нашей эры. В клинописных шумерских табличках повествуется о зловредных «червях», разрушающих зубы и причиняющих невыносимые страдания. Забегая вперёд, отметим, что мнение о таинственных червях, прогрызающих в зубах ходы, упорно держалось до самой эпохи Возрождения. С авторитетом Авиценны, высказавшем такое соображение, спорить не решались, хотя этих червей в глаза никто не видел.

Кстати, о силе авторитета. Великий Аристотель почему-то считал, что у мужчины больше зубов, чем у женщины. И это заблуждение также не было опровергнуто в течение столетий. Хотя, казалось бы, чего проще – открыть рот парню и девушке и пересчитать резцы, клыки и коренные.

Каким только шаманским методам и пыткам не подвергали врачи кариозных больных – исключительно из благих намерений! По совету Гиппократа больные зубы прижигали раскалёнными иглами. Иногда таким варварским способом удавалось прижечь нерв, и боль проходила. Древнеримский эскулап Плиний советовал для уменьшения боли класть в ухо больному свежий вороний помёт, смешанный с оливковым маслом. В Древнем Китае поражённые кариесом зубы заливали расплавленным серебром или пытались унять боль методами акупунктуры.

Арабская медицина заходила с другой стороны – предписывала страдальцу клизмы, слабительные препараты и строгое голодание. Если это не давало облегчения (а с какой, собственно, стати?) – поражённый зуб удаляли.

Тысячелетиями данная операция была самым простым и действенным методом лечения. Специальных инструментов долгое время не существовало, так что зубы драли подручными средствами, главным образом из плотницкого арсенала. Но в том же Китае в Средние века плотники становились такими виртуозами дела, что обходились буквально голыми руками. То есть выдирали даже коренные зубы пальцами. А легендарные мастера боевых искусств могли ювелирным ударом выбить больной зуб, не затронув остальные.

Впрочем, люди страдали зубами часто и по собственной глупости. Стоит вспомнить о том, что белизна зубовного частокола не всегда воспринималась идеалом. Резцы и клыки для красивой улыбки на всех континентах и в разных культурах раскрашивали во все цвета радуги. Например, ацтеки предпочитали бирюзовые, зелёные и голубые тона. Кроме прочего, зубы беспощадно подпиливались до заострённой формы, чтобы улыбка индейского воина, вооружённого до зубов, выглядела угрожающе, волчьим оскалом. Знатные майя для красоты вставляли в резцы драгоценные камни. Малайцы, японцы и русские зубы чернили. Все эти ухищрения производились агрессивными химическими веществами, которые разрушали эмаль быстрее любого природного кариеса.

В Европе же вплоть до середины XVII века цирюльники отбеливали дворянам зубы азотной кислотой. Скорые и ужасающие последствия такой операции были очевидны для пациентов, но красота требовала жертв. Часто совершенно неоправданных.

Природа английского юмора

Специализированные зубоврачебные щипцы придумал и изготовил только в XIV веке французский хирург Ги де Шолиак. За внешнюю форму их тут же прозвали «пеликаном» и использовали вплоть до 1840 года, когда появились щипцы, практически идентичные современным. Отметим, что де Шолиак первым ввёл в употребление термин «дантист». А с помощью «пеликана» появилась возможность удалять даже зубы мудрости, что и в наши дни считается трудоёмкой операцией.

Казалось бы, удаление обычного зуба – проходная манипуляция, тем более для профессионального дантиста. Но даже в начале XX века в Германии это удовольствие стоило целую марку, а марка тогда была золотой монетой весом в 360 граммов. Большинству населения такая услуга была явно не по зубам.

Как ни скучно это прозвучит, но главным врагом человеческих зубов является сахар. Поначалу небольшими количествами сладкие крупинки изготавливали в Индии из сахарного тростника, и уже древнеримские патриции знали его вкус. С открытием Америки постепенно появились возможности для массового производства сахара из тростника. Настоящая катастрофа разразилась в Европе в конце XVIII века, когда в Америке были построены рафинадные заводы и сахар в промышленных масштабах стал поступать в Старый Свет. Историки медицины единодушны: именно с того времени кариес принял в Европе масштабы эпидемии. А в начале XIX века, когда европейцы научились извлекать сахар из свёклы и он резко подешевел, ситуация стала просто катастрофической. Особенными сладкоежками оказались жители Британии. Остальные европейцы посмеивались над ними и злорадствовали, что несмешной английский юмор имеет исключительно стоматологическую природу. Дескать, хохотать беззубым ртом – только позориться.

Что касается профилактики кариеса, издавна для этого использовались веточки хвойных деревьев. Такую палочку разжёвывали с одного конца и получившейся кисточкой чистили зубы, выметая остатки пищи. Фитонциды, содержащиеся в этой метёлочке, обеззараживали ротовую полость и убивали болезнетворные организмы, заодно укрепляя зубы и дёсны. Зубная щётка стала массовым товаром совсем недавно, в 1885 году, в Америке. Любопытно, что её чистящая часть изготовлялась из щетины сибирского кабана. Щетину догадались заменить нейлоновыми волокнами в 1938 году, тогда же вместо кости ручку стали делать из пластмассы. Зубная щётка обрела знакомый нам вид.

Поиски облегчения

Над способами облегчения зубной боли, над поиском анестезии издревле ломали голову врачи. В Древнем Египте и Риме в ходу были полоскания экзотическими составами. Например, варили лягушек в вине и полоскали отваром рот. Или же использовали для этой цели утреннюю мочу детей, особенно мальчиков. Итальянский изобретатель и астролог Иероним Кардан в XVI веке был уверен, что Луна облегчает зубную боль, и советовал страждущим сидеть по ночам с открытым ртом так, чтобы лунный свет падал на поражённый зуб. Иные средневековые медики предписывали засунуть в гнилое дупло живую вошь или поцеловать в ягодицу осла. Монахи советовали оборачивать больной зуб маленьким кусочком пергамента, исписанным молитвами.

Наряду с этими дикими и бессмысленными способами всё же появлялись и действенные методы анестезии. Уже древним грекам был известен опьяняющий отвар корней мандрагоры, реально снижающий боль при хирургических операциях. С той же целью со времён Гиппократа успешно использовался маковый сок, предок опиума.

В средневековой Европе пациентам перед удалением зуба чаще всего давали приличную дозу алкоголя. А иной раз, чтобы спокойно покопаться во рту, просто «отключали» ударом по голове тяжёлым предметом или жёстким пережиманием сонных артерий. В британской энциклопедии 1771 года под термином «анестезия» подразумевалось именно лишение чувств. Широко применялась белена. Дым от горящей травы действовал опьяняюще, семенами же часто пломбировали дырки в зубах. К слову, для изготовления пломб богатые европейцы могли позволить себе золото, бедноте приходилось довольствоваться воском.

Арабский врач Абу Бакр аль Рашид в IX веке первым додумался забивать кариозные дупла мышьяком. Это ядовитое вещество убивало нерв и прекращало страдания. До наших дней ничего более действенного медицина для этой цели не нашла.

В октябре 1846 года в Бостоне пациента для удаления зуба впервые усыпили посредством эфира. Годом позже в качестве наркоза был испробован хлороформ, который произвёл настоящую сенсацию. Применение не требовало особых навыков, гарантировало практически мгновенное «отключение» больного, его глубокий сон. Ещё один явный плюс – хлороформ, в отличие от эфира, не горюч. В России он быстро вытеснил другие анестетики.

Впрочем, общий наркоз всё-таки нелёгкое испытание для человеческого организма. В 1948 году в стоматологии произошла очередная революция: на рынок вышел новый препарат местного обезболивания – лидокаин. Теперь пациент мог испуганно хлопать глазами и покрываться потом от манипуляций врача, но боли уже не чувствовал.

Ты мне зубы не заговаривай!

На Руси зубы лечили в основном приворотами и заговорами. До нашего времени дошла, к примеру, такая «техника». Больному следовало несколько раз укусить ветки рябины и проговорить: «Рябина, рябина, вылечи зубы! А не вылечишь – всю изгрызу».

Первые настоящие навыки зубоврачевания принёс в Россию Пётр I. Будучи в Голландии и гуляя по Амстердаму, царь наткнулся на лавку некоего цирюльника. Этот брадобрей достиг невероятного совершенства в искусстве рвать зубы любым подручным инструментом – от обыкновенной вилки до клинка шпаги. Изумлённый ловкостью зубодёра, Пётр взял у него несколько уроков и вдоволь напрактиковался на болящих голландцах. За эту практику царь щедро платил – по гульдену за каждый вырванный зуб, так что от клиентов не было отбоя. Редкий пример, когда лекарь сам платил больному, а не наоборот.

Интересно, что в дальнейшем Пётр постоянно носил с собой два набора инструментов – математический и хирургический, в котором присутствовал «пеликан». Этими щипцами самодержец часто и охотно пользовался, выдирая больные зубы окружающим – от простых холопов до бояр. В петербургской Кунсткамере имеется «Реестр зубов, дёрганных императором Петром I», с коллекцией из 73 зубов. Судя по их внешнему виду и завидной сохранности, царь и впрямь был ловким дантистом.
Остаётся добавить, что именно Пётр ввёл в России звание «зубной врач».

Этапы больного пути

Цеховые правила в Европе всегда были жёсткими – навыки и секреты любого ремесла передавались узкому кругу людей, в первую очередь от отца к сыну. Искусство зубоврачевания не было исключением. Настоящий прорыв совершил французский дантист Пьер Фошар – в 1723 году он издал подробное «Руководство по хирургии и лечению зубов», содержавшее полную базу знаний стоматологии того времени. На долгие десятилетия этот труд стал учебником и настольной книгой зубных врачей, а сам Фошар получил неофициальный титул «отца стоматологии». Он же первым придумал прообраз стоматологического кресла и изобрёл технику пломбирования корневых каналов. Прославился «отец стоматологии» ещё и тем, что делал из слоновой кости отличные протезы и устойчиво закреплял их во рту пациента с помощью пружины оригинальной конструкции. Так что «класть зубы на полку» перед сном уже было необязательно.

В 1790 году личный дантист первого американского президента Джорджа Вашингтона соорудил первый прототип бормашины, соединив дрель и механизм от прялки с ножным приводом. В 1848 году было запатентовано зубоврачебное кресло, а в 1871-м – наша общая «любимица», настоящая бормашина, которая пошла в серийное производство пятью годами позже. У первых аппаратов скорость вращения сверла составляла всего 2 тысячи оборотов в минуту, из-за чего сверление зуба было процессом долгим и мучительным. Скорость постепенно увеличивалась и в сегодняшних бормашинах доходит до 400 тысяч оборотов. Но и это не избавляло пациентов от весьма неприятных ощущений. Очередным переворотом стало появление в зубных кабинетах лазерных бормашин в середине 90-х годов. Ведущие стоматологи, в том числе и отечественные, уверены, что к 2020 году лазерная техника полностью вытеснит воющие зубодробительные агрегаты, наводящие на нас ужас.

Теперь про дантиста можно с полным основанием сказать: вооружён до зубов!

Любимица Остапа Бендера

Косметическая стоматология вошла в моду в 1930-х годах в Америке. Голливудская улыбка стала необходима для демонстрации здоровья, богатства и успешности. Именно тогда дантисты из обычных врачей стремительно превратились в толстосумов.

У нас в советское время зубные протезы были либо железные, либо золотые. Эта мода в России, к счастью, сходит на нет – всё-таки приличнее стало вставлять зубы естественной расцветки из современных материалов. А вот в Закавказье и Средней Азии золотые коронки и сегодня – знак престижа. Но случались и курьёзные истории. Так, покойный президент Туркмении Ниязов в 2004 году вдруг заявил, что золотые зубы – пережиток прошлого, когда туркмены жили плохо. А сегодня, мол, всё в стране хорошо, и у туркмен зубы должны быть «крепкими, как у собаки, чтобы кости перегрызать». Вскоре специальным указом всем государственным служащим было официально запрещено иметь золотые зубы.

Остапа Бендера, по его собственному признанию, любили домашние хозяйки, домработницы, вдовы и даже одна женщина – зубной техник. Не умаляя женских талантов вообще, всё-таки стоит признать, что это была очередная шутка великого комбинатора. Для представительницы слабого пола это редкая профессия.

Зубной техник вообще не контактирует с пациентом, он работает со слепками челюстей. Изготовление протезов и имплантатов – чрезвычайно трудоёмкое занятие. Тут требуется масса практических навыков в литейном, сварочном, фрезерном и гравёрном деле. Знаний из области химии, гальваники и физики, математики для сложного расчёта многокомпонентных составов, из которых изготавливаются индивидуальные протезы и имплантаты. В наши дни уже не обойтись и без умения работать с компьютерной трёхмерной графикой. До 80 процентов неудачных протезов – брак в работе зубного техника. Так что если после протезирования у вас зуб на зуб не попадает – не стреляйте в хирурга-стоматолога.

Зуб даю, не виноватый он!

Ярослав ТКАЧ
Фото: FOTOBANK.RU

Опубликовано в №02, январь 2014 года