За что деканонизируют святых?
27.03.2014 00:00
За что деканонизируют святых?В народе принято считать, что если Церковь признала человека святым, то это уже навсегда. И лишь немногие знают о существовании такого не афишируемого явления, как деканонизация. Подвергнутые этой неприятной процедуре святые, даже известные и почитаемые, могут неожиданно пропасть из святцев и церковных календарей.

«Разжаловали» Николая Чудотворца

В последнее время ходит много разговоров, что католики деканонизировали самого Николая Чудотворца. В это верится с трудом, ведь даже западный Дед Мороз называется Санта-Клаусом, то есть святым Николаем.

Нет дыма без огня, и решил я разобраться в этом вопросе. К моему удивлению, оказалось, что попытка убрать из святцев самого любимого в России святого действительно была! И в какой-то мере она даже была реализована. Святителя Николая как бы «разжаловали», убрав из числа наиболее почитаемых всей Церковью святых и сослав его в разряд «местночтимых», которым при желании молиться и служить службы можно, но уже совсем не обязательно.

Наглядным свидетельством «разжалования» Николая Чудотворца является место его упокоения в городе Бари. Прежняя табличка «Гробница святого Николая» заменена на абстрактное и безымённое tomba del santo – «Гроб святого». А сами католики больше почитают статую Николая, стоящую в базилике, нежели его мощи. Причём статуя облачена не в католическое, а в греческое православное архиерейское одеяние. А на груди у неё висят крест и панагия из России, не так давно подаренные нашим симбирским епископом, которому показалось несправедливым, что католики сняли со статуи святителя все церковные украшения.

Но за что в ХХ веке величайшего святого подвергли таким странным гонениям? Оказывается, во многом этому способствовало сформировавшееся в католической церкви мнение, что сведения о святителе Николае малочисленны и исторически недостоверны.

Что касается достоверности, отчасти претензия имеет под собой основание – ведь некоторые сведения, описанные в житии святителя, были ошибочно заимствованы из жития другого его святого земляка – Николая Пинарского, жившего на два века позже. Всему виной были переписчики, ошибочно решившие, что упоминаемые в разных текстах и по многим параметрам похожие друг на друга святители Николаи – это один и тот же человек. Из-за этого в житии великого чудотворца возникли курьёзные исторические ляпы – например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой.

В православной церкви эту проблему решили просто: в новых изданиях жития святых «двойников» разделили, оставив Николаю Чудотворцу всё то, что действительно именно с ним происходило. Католики же на этой проблеме споткнулись. Добавили сомнений и споры о том, какие из мощей святителя можно считать подлинными – те, что хранятся в городе Бари, или же венецианские?

Уже после «разжалования» святого Николая дать ответ на этот вопрос помогли учёные.

Как известно, после смерти тело чудотворца покоилось в Мирах Ликийских, в которых было очень неспокойно из-за набегов агрессивных соседей-исламистов, со временем захвативших эту территорию. Когда в полупустой город заглянули проезжавшие купцы из Бари, оказалось, что гробницу охраняют всего лишь четыре монаха. Возжелавшие завладеть мощами баряне силой вынудили монахов отдать святыню. Гроб вскрыли, повредив благоухающие святые останки, и, торопясь, чтобы их не застигли на месте преступления, охотники за мощами унесли на свой корабль голову и фрагменты скелета, впопыхах оставив примерно пятую часть костей.

Украденная святыня поныне хранится в городе Бари.

Но на этом история не закончилась. Позже, во время крестового похода, в Мирах высадились ещё одни охотники за мощами – венецианцы. В поисках святынь они вели себя как варвары – разбили алтари и разорили всё, что смогли. Под пытками один из монахов показал им, где покоятся уцелевшие от первой кражи остатки мощей святителя. А поскольку костей Николая Чудотворца было маловато, венецианцы, недолго думая, дополнили их останками других людей – чьим-то черепом, а также женскими и детскими косточками. И в таком виде на 4/5 фальсифицированные мощи оказались в Венеции. С тех времён по миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.

Баряне же никому мощи не раздавали и хранили их в храме под спудом.

Лишь однажды гробница в Бари была вскрыта – в середине 1950-х годов мощи святителя Николая исследовал итальянский антрополог Луиджи Мартино. Он подтвердил, что иконы верно передают облик чудотворца, и даже измерил его рост – 167 сантиметров. Согласно выводам Мартино, при жизни сей человек был строгим постником и болел болезнями, характерными для того, кто долго сидел в тесной и сырой тюрьме.

Тот же учёный в 1992 году исследовал и венецианские мощи, установив, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари, а остальные кости взяты от других людей разного пола и возраста. Так были разрешены почти тысячелетние сомнения и споры относительно подлинности мощей.

Сомнения развеялись, но осадок остался. Общецерковное почитание святителя пока что так и не восстановлено. Каждая католическая епархия ныне сама решает, почитать ли ей Николая. А многие католики теперь уже и не помнят, кто же был настоящим прототипом сказочного Санта-Клауса.

Впрочем, не везде главным рождественским и новогодним Дедом считают именно Санту. Это ведь Голливуд заставил нас думать, что святой Николай повсеместен и потому незыблем. Да, его почитают в Британии, США, Канаде и Австралии, а также в Нидерландах, где его именуют «Синтерклаас». Святого Миколайку и Микулаша любят в Польше, Чехии и Словакии, однако конкуренцию ему составляют более любимые в народе Дядек Мроз и домашний дух Ежишек. А Греция и Кипр в качестве новогоднего героя и вовсе предпочитает не Николая, а святого Василия.

Большинство прочих стран вовсе не связывают Новый год с Санта-Клаусом. Так, в Германии его аналогом является добрый Вайнахтсман (Рождественский дед). Франция именует своего «Деда Мороза» Пэр Ноэль (Дед Сочельник), испанцы называют его Папой Ноэлем, а итальянцы – Баббо Натале. Скандинавы обожают своих лесных и домашних «дедов» вроде Йоулупукки, Юльтомтена и Юлениссена… Ну а в Камбодже своего новогоднего героя кличут… Дед Жар.

Жертвы церковной идеологии

Скандальной «деканонизации» Николая Чудотворца мир обязан Второму Ватиканскому собору (он же – «21-й Вселенский»), проходившему в 1962–65 годах. Кроме него из католических литургических календарей были удалены многие святые древней церкви, например, великомученицы Варвара и Екатерина, святая царица Александра, святой мученик Киприан и даже великомученик Георгий Победоносец! Всех их разжаловали до уровня «местночтимых» под тем предлогом, что их жития слишком смахивают на легенды и не могут рассматриваться как достоверные.

Впрочем, если смотреть современные официальные российские католические календари, то в них нет и следа от этих деканонизаций, а память Георгия Победоносца и вовсе отмечена как праздничный день. Там, где этих святых традиционно помнят, любят и почитают, верующих решили не тревожить.

В православной церкви за недостоверность и «нетолерантность» из святцев не выкидывают. Зато святые могут попасть под деканонизацию из-за смены церковной идеологии. Особенно досталось некоторым из русских святых после того, как в XVII веке случился раскол, разделивший верующих на «никониан» и «старообрядцев».

Самая известная из подобных жертв раскола – благоверная Анна Кашинская, жена казнённого в Орде в 1318 году и впоследствии канонизированного князя Михаила Ярославича Тверского. После смерти мужа княгиня стала монахиней, а двое её сыновей и внук повторили мученическую судьбу Михаила. В 1611 году мощи Анны были найдены в кашинской церкви и сразу же прославились в народе как чудотворные. В середине того же XVII века княгиню официально канонизировали как небесную покровительницу города Кашина. А в 1677 году её неожиданно вычеркнул из списка святых патриарх Иоаким – за «пропаганду старообрядческого двуперстия». Не в меру ретивого борца с «раскольниками» сильно разозлило, что старообрядцы особо почитают Анну за то, что на её руке видно дораскольное молитвенное сложение пальцев. Отчасти досталось и святому мужу княгини – Михаилу значительно понизили богослужебный статус.

И лишь в 1908 году церковное почитание Анны Кашинской было восстановлено, а в её честь стали образовываться монастырские общины.

Ещё одной жертвой деканонизации стал небесный покровитель Архангельска Евфимий Архангелогородский, посмертно прославленный за многочисленные чудеса и исцеления у его мощей. Святой не угодил самому царю Петру I – за пышную «старообрядческую» бороду, пресловутое двоеперстие и за народную любовь к нему северных староверов. Выслуживавшиеся перед царём епископы запретили почитать преподобного Евфимия, но народ их не послушал, и почитание опального чудотворца ещё больше возросло и распространилось на всё Поморье. После Октябрьской революции церковь Михаила Архангела, под которой были захоронены мощи святого, разрушили и сровняли с землёй, и теперь уже никто не знает, где он похоронен. Но северяне поныне почитают Евфимия, а его имя вернулось в общецерковные святцы.

В общей сложности из-за перемен церковной идеологии пострадали несколько десятков святых. В их числе – Псковский чудотворец Евфросин, церковный писатель и переводчик преподобный Максим Грек, виленские мученики XIV века Иоанн, Антоний и Евстафий, оршинские и тверские святые Савва, Варсонофий, Ксенофонт и Савватий, а также ржевские благоверные Владимир и Агриппина. Некоторых из них всё же реабилитировали и вернули в святцы в ХХ веке. Но, к сожалению, большинство подвижников, чьё почитание запретили в смутные времена «борьбы с расколом», так и остались забытыми.

36 выброшенных новомучеников

В начале 2013 года разыгрался настоящий скандал, когда выяснилось, что имена аж 36 новомучеников и исповедников российских пропали из святцев и церковного календаря. Оказалось, что всех их РПЦ деканонизировала. Но за что попали в такую немилость пострадавшие в первой половине ХХ века и канонизированные на архиерейском соборе в 2000 году новые святые?

Недавно выяснилось, что кое-кто из деканонизированных попал в святцы по ошибке. Например, протоиерей Александр Смирнов умер ещё в 1915 году, а его по чьей-то халатности случайно определили в «новомученики», указав дату смерти на три года позже реальной.

Но большинство из них были вычеркнуты по иной причине. После открытия доступа к секретным документам ОГПУ, МГБ и КГБ стали появляться сведения, что некоторые из новомучеников под пытками отреклись от веры или священного сана и давали ложные показания на себя и других верующих, способствуя новым арестам.

Однако с подобной чисткой святоотеческих рядов согласны далеко не все. По мнению историка православной церкви Лидии Головковой, неразумно канонизировать святых, беря за основной источник информации следственное дело, и уж тем более не стоит рассуждать о святости того или иного человека, судя по уголовным делам сталинского времени. Ведь зачастую человека под пытками всего лишь заставляли расписаться на чистом белом листе, а уже потом следователь вписывал туда всё, что хотел. Для привлечения к делу новых «сообщников» использовались конфискованные у людей письма и записные книжки. А некоторые из следователей и вовсе без лишних церемоний попросту подделывали подписи несговорчивых подследственных. Именно по этой причине в 50–60 годах даже были отправлены под суд несколько сотрудников следственных органов, промышлявших массовыми фальсификациями уголовных дел в тридцатые годы.

Так что верить порочащим новомучеников сведениям не стоит. Тем не менее, всплывшему «компромату» церковные власти поверили и на всякий случай подчистили святцы. А ведь некоторым из ныне удалённых святых уже вовсю иконы писать начали и даже детей в их честь называли!

Например, странно выглядит исключение из святцев Иувеналия Рязанского и Василия Кинешемского. Расстрелянный в 1937 году рязанский архиепископ, судя по его письмам из заключения и отзывам тех, кто его знал, даже в тюрьме оставался несломленным и бодрым духом, до последнего старался приободрять людей и за всех молиться. А епископ Василий славился особой благодатностью молитвы и обширной миссионерской работой, благодаря ему тысячи людей пришли к вере. Последний период его жизни, с 1928-го по 1945 год, был настоящим земным адом с нечеловеческими мучениями – уже немолодой священник перенёс череду арестов, пытки, тюрьмы и лагеря и умер в сибирской ссылке, замученный жизнью, но не отступивший от своих христианских убеждений.

Впрочем, окончательную точку в этом деле ставить ещё рано. Возможно, что в будущем кого-то из деканонизированных всё же вернут обратно в святцы. А кого-то из почитаемых ныне – в свою очередь «разжалуют» или вычеркнут из святых списков. Пути Господни неисповедимы.

Алексей ХУДЯКОВ

Опубликовано в №11, март 2014 года