В НАШЕМ ДОМЕ ПОСЕЛИЛСЯ
04.10.2011 09:28
В нашем доме поселилсяСвой новый 12-квартирный дом мы заселяли 31 декабря 1985 года. По квоте две квартиры были отданы строителям, остальными новосёлами стали работники совхоза, в основном оленеводы. Живём в селе, и строительство у нас, естественно, деревянное. На площадке с нами разместилась семья оленевода, этажом ниже – семьи дояра и скотника. Жили дружненько, не делили ничего, в чём-то выручали друг друга. Те годы были перестроечными, с ускорением и без алкоголя.

Постепенно стали обустраиваться, покупать в квартиры новую мебель, бытовую технику. Работники совхоза могли себе это позволить, заработки были довольно высокими, а вышеназванные товары в наши края завозились.
Оленеводам впервые довелось увидеть такие диковинные вещи, как, например, угловые диваны, японская бытовая техника, в начале 1990-х у них даже видеокамеры появились, швейные машинки с программным управлением – и всё это мои соседи по площадке исправно приобретали. Особенно меня впечатлил кухонный мягкий уголок бирюзового цвета.
Заселялись мы в совершенно новый дом, но примерно через год что-то стало рассыхаться, накреняться, двери уже почти ни у кого не закрывались, мы их просто прикрывали, зная, что варнак, как в наших краях называют лихих людей, не зайдёт – не было их, варнаков-то. Бывало, люди заходили друг к другу и, убедившись, что дома никого нет, уходили.

Прошло какое-то время, и в соседнем подъезде умер нестарый ещё мужчина-оленевод, прямо в тундре и скончался. А через несколько дней я проснулась от воя сирены, мигом подлетела к окну, смотрю – мимо едет пожарная машина. Я бросилась на кухню посмотреть, куда она дальше поедет, хотя и так было ясно: в прихожей уже клубился дым! Не помню, чтобы одевалась, но на лестничную площадку выскочила полностью одетая, позже оказалось, что даже колготки натянула! В общем, пожарные уже размотали рукав и принялись заливать соседнюю квартиру.
Сделав дело, наказали мне, чтобы всю оставшуюся ночь проверяла стену, вдруг там ещё тлеет. Все ушли-уехали, а я осталась одна в разгромленной соседской квартире. Мебели в комнате и не было – всю через окно выбросили, и она валялась на снегу. Даже телевизор с пультовым управлением выкинули, хотя это ещё редкость была – все пользовались ручными переключателями.
А загорелось всё оттого, что сосед мой, будучи родственником усопшему, выпивал в соседнем подъезде (на поминки и юбилеи алкоголь можно было по специальной справке купить) и, вернувшись домой, заснул с папиросой. Жена его спала в соседней комнате и проснулась от дыма. С перепугу, вместо того чтобы разбудить нас и вызвать по телефону пожарных, побежала в соседний подъезд, в ту квартиру, где они накануне вечером выпивали, и начала всех будить. Пока будила, огонь времени не терял. Прибежав, они сначала вытащили угоревшего виновника пожара Александра и только потом стали звонить в пожарную часть. Пожарные успели. Ну, вроде обошлось, можно выдохнуть. Всё могло кончиться гораздо хуже – в деревянном-то доме!

Утром я отправила сына в школу, дочь отвела в детский сад, сама пошла на работу. Однако дома ничего ещё не закончилось, наоборот, всё только начиналось!
В обеденный перерыв, зайдя в подъезд, я не узнала его. Даже вышла ещё раз на улицу, чтобы убедиться, что зашла правильно. Наш подъезд, ещё с утра, несмотря на ночное приключение, ухоженный, чистенький, выкрашенный светлыми красками, сейчас был чёрным! Сажа на потолке, на стенах, лестница – в непросохших чёрных лужах.
Одна из соседок снизу не работала, так как сидела в декретном отпуске, она и прояснила мне картину. Немного очухавшись, сосед наш притащился из медпункта домой, вытащил всю мебель из второй, не горевшей пока комнаты на лестничную площадку и поджёг. Хорошо, что жена быстро хватилась, стала искать его, так что большой беды не успел сделать! Пожарная машина приехала оперативно, всё повытаскивали, снова залили водой.
Свой поступок сосед объяснил тем, что любимого родственника с ним рядом нет, поэтому никто ему больше не нужен и нечего нам всем жить дальше. Естественно, вначале его в милицию забрали, затем увезли в областную больницу, а семья его тем временем обменяла квартиру и выселилась.
Вот такой замечательный сосед жил с нами рядом. Подъезд, надо сказать, отремонтировали довольно быстро.

Из письма Тамары Косыгиной,
Камчатский край