СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как в России появились темнокожие
Как в России появились темнокожие
14.05.2014 16:17
Дети фестиваля

Как в России появились темнокожиеАфрика от нас далеко, так что негры и мулаты для жителей России долгое время были большой экзотикой. Одним из таких африканских иммигрантов был «арап Петра Великого» – Абрам Ганнибал, прадед Пушкина по материнской линии. А в XVIII веке в дворянских семьях распространилась мода на чернокожих слуг, которых называли «арапами» или «арапчонками».

В Советском Союзе в начале 1930-х годов стали приглашать на работу иностранных специалистов. Немало их приехало к нам из США, где в то время царил экономический кризис. Среди этих инженеров и квалифицированных рабочих были и негры. Некоторые из них, отработав срок контракта, вернулись на родину. Другие женились на русских девушках и стали гражданами СССР. Но такие случаи в масштабах страны были единичными.

Первый большой приток африканской крови случился у нас в 1957 году, когда в Москве открылся Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Через девять месяцев после его окончания некоторые гражданки СССР родили детей мулатов и метисов, которых в народе стали иронично называть «детьми фестиваля». Дальше – больше: В 1960 году в Москве открылся Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, в котором учатся студенты из зарубежных стран, в том числе немало чернокожих.

Начиная с 1960-х годов в России обучалось около 70 тысяч африканцев, а сегодня только в РУДН ежегодно поступают 3 тысячи выходцев из Африки. Сейчас в России живут порядка 30 тысяч детей-мулатов. А всего, по оценкам Института Африки, от смешанных браков и случайных связей родилось около 40 тысяч таких детей.

Девять браков, пятеро детей

В советском кино с актёрами на роли негров всегда была напряжёнка. До 60-х годов в наших фильмах снимались всего два профессиональных актёра-негра: Вейланд Родд и Тито Ромалио.

Вейланд Родд родился в США и у себя на родине, в Нью-Йорке, работал в театре, исполнял роль Отелло. В начале 30-х годов он приехал в СССР вместе с белой женой-пианисткой. Советский Союз стал для него второй родиной. В 1938 году Вейланд окончил ГИТИС, затем работал в театре у Всеволода Мейерхольда, снимался в известных советских фильмах – «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Миклухо-Маклай» и других. Родд был «штатным» негром советского кино, других негров среди актёров не было, а потому режиссёры приглашали сниматься только его, причём платили повышенную ставку.

Вейланд, между тем, был дотошным и прижимистым человеком. Однажды во время съёмок на Одесской киностудии он счёл, что ему заплатили слишком мало, и устроил в бухгалтерии скандал: дескать, расизм, обсчитали и обидели! На это скромный бухгалтер, показав ему ведомости и бухгалтерские документы, горько заметил: «Вы получаете по семьсот рублей за съёмочный день, а я, главный бухгалтер, горбачусь за шестьсот рублей в месяц. Так что очень ещё надо посмотреть, кто из нас двоих настоящий негр».

Его сын, Вейланд Родд-младший, пытался стать певцом – правда, удача на этом поприще ему не сопутствовала. Его карьера переменилась, когда он познакомился с известной певицей Ириной Понаровской. Ирина пригласила артиста поработать у неё на подпевках. Вскоре у них начался роман. Ирина стала шестой женой Вейланда, родила сына. Однако этот брачный союз, как, впрочем, и творческий, оказались непрочными – две сильные личности не сумели поделить славу. Однажды Понаровская поняла, что публика реагирует на Родда куда более восторженно, чем на неё саму. Собрала вещи и ушла от мужа, а сынишку «благородно» оставила папе. Потом, правда, отобрала и отправила на воспитание к своей маме.

На сегодняшний день Вейланд Родд женат в девятый раз, от пятерых жён имеет по ребёнку.

Разрывая цепи

Темнокожий бразилец Тито Ромалио попал в Советский Союз маленьким мальчиком, в начале 30-х годов. После войны он жил в Клайпеде, женился на белой женщине, стал выступать на эстраде. Тито исполнял балетный номер – разрывал на себе картонные цепи колониального рабства. В семье Тито родились два сына – Тито Евфалио и Лол (Михаил). В 1956 году Тито Ромалио пригласили сниматься на «Ленфильм», семья получила квартиру в Ленинграде. В фильме «Приключения Артёмки» он сыграл самую известную свою роль – цирковой борец Чемберс Пепс. Потом были небольшие кинороли в лентах «Тропою грома», «Начальник Чукотки», «Чёрное солнце».

По совету режиссёра Марка Донского, у которого Тито Евфалио вместе со своим братом Лолом снялся в фильме «Здравствуйте, дети!», Евфалио в 1962 году поступил в Ленинградское академическое хореографическое училище имени Вагановой. После службы в армии выступал танцовщиком в «Ленконцерте». Снимался в эпизодах в фильмах «Человек-амфибия», «Завещание профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей», «Джек Восьмёркин – американец», «Морские дьяволы – 3», в документальном фильме «Человек-амфибия: 40 лет спустя». Работал педагогом-хореографом, вместе с русской женой Еленой Успенской организовал театральное Творческое объединение «Глобус».

В мае 2010 года Тито Евфалио Ромалио трагически погиб в Санкт-Петербурге.

Негритёнок Толя

Если взрослых актёров-негров у нас катастрофически не хватало, то талантливых детей-негров не было вовсе. Чтобы найти крошечного сына для героини фильма «Цирк» (Любовь Орлова), обшарили весь Советский Союз, но безрезультатно. Потом киношники случайно узнали, что на радио работает пара (муж-негр и белокожая жена), у которой недавно родился сын. Так двухлетний Джеймс Паттерсон стал самым знаменитым негритянским киноактёром в СССР.

К сожалению, эта роль в кино так и осталась для мальчишки единственной. Джеймс Паттерсон окончил Ленинградское военно-морское училище, стал офицером-подводником. На подводной лодке начал писать стихи. Джеймс с отличием окончил Литературный институт имени Горького, выпустил несколько стихотворных сборников.

В годы перестройки в России жить стало трудновато, и в 1995 году он вместе с матерью Верой Араловой, известной московской художницей, уехал в Соединённые Штаты, на родину отца.

Архангельский школьник Толя Бавыкин, сын чернокожего офицера Северного морского флота и русской домохозяйки, унаследовал от матери белый цвет кожи, а от отца – негритянские черты лица. Столь экзотическая внешность привлекла создателей фильма «Максимка» (1952). На роль мальчишку утвердили без проб. На него лишь надели кудрявый парик и намазали лицо тёмным гримом. Главная роль в известном фильме не стала для Толи (фамилию которого в титрах перепутали и назвали Бобыкиным) началом кинокарьеры. В 15 лет, в 1958 году, он умер от тяжёлой болезни.

«Я – русская баба»

В современной России негров в кино и шоу-бизнесе прибавилось. Но всё же их не столь много, темнокожих артистов можно по пальцам пересчитать. Одна из самых известных – Елена Ханга, работающая на телевидении.

Внешне Елена – настоящая африканка, но её национальность определить очень трудно. Прадед был негром, а прабабка – наполовину индианка. Дед вместе с белой женой, польской еврейкой, приехал в СССР в начале 30-х годов и занимался хлопководством в Узбекистане. В Ташкенте у них родилась дочь Лия, которая окончила истфак, защитила кандидатскую диссертацию. В Москве Лия познакомилась со студентом Университета дружбы народов Абдулой Ханга из Танзании. У Лии и Абдулы в 1962 году родилась дочь Елена, но её отца увлекли революционные идеи. Он уехал на родину, где стал премьер-министром своей страны. После военного переворота Абдула Ханга погиб в тюрьме.

В детстве Лена занималась музыкой, фигурным катанием и теннисом, где её наставницей была сама Анна Дмитриева. После окончания факультета журналистики МГУ Елена работала в «Московских новостях», сотрудничала с телевидением, затем работала в США. Изредка снималась в кино, но это были только эпизодические роли. В 1997 году Елена окончательно осела в России, в 2001 году вышла замуж за политолога Игоря Минтусова и родила дочку. Продолжает вести два телевизионных шоу, преподаёт в Высшей школе телевидения.

Однажды в интервью Елену спросили: кем она себя считает – негритянкой или русской? Елена, смеясь, ответила: «Да баба я, русская баба!» Она припомнила, как во время поездки в Африку к ней подошла незнакомая женщина и уверенно обратилась как к приезжей из России. Вероятно, реалии нашей страны накладывают свой отпечаток даже на темнокожих граждан.

Вася из Факлендии

Телеведущему Антону Зайцеву повезло больше других российских негров – в кино он снялся не в каком-то эпизоде, а в центральной роли. В фильме «Зефир в шоколаде» Антон сыграл молодого темнокожего россиянина Васю, который в конце картины становится королём экзотической африканской страны Факлендии.

Антон родился в России в семье суданского дипломата Джона Гедеона Ньюмбы, который был женат на русской преподавательнице английского языка. Вскоре отец Антона отправился на родину, где погиб во время столкновений мусульман с христианами.

Антон взял себе фамилию матери, чтобы легче ассимилироваться. Хотя сегодня он не уверен, что сделал правильно: «Думаю, что для профессии журналиста фамилия Ньюмба, может, и подошла бы. А то какой-то Антон Зайцев. Какую он зарплату требует? А вот если бы был Ньюмба, сказали бы: «Ну, Ньюмбе мы дадим побольше. Зайцевых у нас двадцать, а Ньюмба один».

После окончания школы Антона призвали в армию. Потом был факультет журналистики МГУ и одновременно работа на телевидении. С 2000 года Зайцев работает спортивным комментатором телеканала «Россия», а также снимает авторские программы. Он до сих пор не женат, хотя от гражданского брака у него есть взрослая дочь Катя.

Шоколадный заяц

В отличие от большинства наших темнокожих соотечественников, певец Нарцисс Пьер родился не в России, а в Африке, в Камеруне. Кстати, мы представили его правильно: Нарцисс – это имя, а Пьер – фамилия. Хотя общеупотребительным стал обратный вариант. Сам Нарцисс против этого не возражает.

С самого раннего детства он увлекался футболом. Затем были музыкальная школа по классу саксофона, работа в камерунских клубах и приезд на учёбу в Россию, в Институт дружбы народов. Сначала он хотел уехать, испугавшись русской зимы, но жизнь в российской столице его затянула. Случайно снялся в эпизодической роли в фильме «Сибирский цирюльник», после чего понял русскую душу и остался.

Нарцисс Пьер поступил в МГУ на факультет журналистики, параллельно работал в казино, вёл развлекательные вечеринки. Пришёл на кастинг «Фабрики звёзд», а по окончании этого телепроекта песни Нарцисса «Шоколадный заяц» и «Целуй-Целуй» уже пела вся страна.

В декабре 2006 года Пьер удостоился звания заслуженного артиста Ингушетии. Несмотря на стремительную творческую карьеру, Нарцисс не забывает и о своём первом увлечении – футболе. С удовольствием участвует в играх сборной звёзд «Старко».

Продюсер Максим Фадеев говорит о Нарциссе: «При своей тёмной коже он самый светлый, мягкий, уступчивый и воспитанный. Пьер оставляет впечатление человека с голубой кровью. Он легко влюбляется, легко остывает, талантлив, индивидуален, очень добрый. На агрессию отвечает терпением, очень благодарный, высоко ценит хорошее отношение к себе и отвечает взаимностью».

Восьмилетняя дочка Нарцисса Каролина мечтает выступать вместе с папой. Несколько лет назад на новогоднем концерте она уже выходила на сцену в костюме Снежинки вместе с отцом, который изображал Деда Мороза. А было ей всего год и три месяца!

Замбийский сибиряк

Григорий Сиятвинда – единственный профессиональный актёр среди российских негров. На сцену он вышел ещё в раннем детстве, сыграв в школьном спектакле Иванушку-дурачка.

Григорий родился в Тюмени. Его отец, негр из Замбии, и русская мать-сибирячка, познакомились в Харьковском университете. Имя ему дал дед, бывший военный лётчик. С двух до пяти лет мальчик жил в Замбии, а потом, после развода родителей, вернулся с матерью в Тюмень. «Сибирское» детство Григория прошло в небольшой двухкомнатной квартире, где, кроме него, жили мама, бабушка, дед и прабабушка.

После школы Сиятвинда поступил в Тюменский индустриальный институт, служил в армии. Демобилизовавшись, уехал поступать в театральные вузы в Москву. Отлично сдал экзамены в театральном училище имени Щукина, но принимать парня вначале не хотели, указав на то, что он – «персонаж, несколько неожиданный для русской сцены».

После окончания театрального училища Сиятвинда стал актёром московского театра «Сатирикон», где работает и по сей день. Григорий зарекомендовал себя как самобытный театральный актёр, он один из ведущих актёров труппы. В 2003 году Григорий был удостоен Государственной премии в области литературы и искусства за исполнение ролей классического и современного репертуара.

Константин Райкин так отзывается о нём: «Гриша – актёр практически без ограничений диапазона жанров; к тому же прекрасно чувствующий форму, невероятно хваткий, точный. При этом он дисциплинирован, добросовестен и очень работоспособен».

Поклонниц у Григория всегда хватало, но до 37 лет актёр оставался холостяком. И вот в 2007 году он наконец женился. Его избранницей стала танцовщица и хореограф Татьяна Они познакомились на съёмочной площадке фильма «Кинофестиваль». Сиятвинда играл там министра какой-то африканской страны и должен был танцевать с балетом и двумя солистками. Одной из них оказалась Таня, а вторая – её подруга, которая потом стала свидетельницей у них на свадьбе.

Первое свидание состоялось в ноябре, а близкие отношения начались только весной. А спустя полгода, в день рождения Татьяны, Григорий предложил ей стать его женой. Таня вспоминает: «Весь стол Гриша застелил белыми розами, а сверху поставил подарок – большую шкатулку: «Ты посмотри, какие там ящички, полочки – покопайся…» Открываю очередное отделение и вижу кольцо – совершенно потрясающее, с огромным бриллиантом».

В кино Григорий Сиятвинда дебютировал в 1996 году в фильме Валерия Чикова «Не валяй дурака». С тех пор работал более чем в двадцати картинах. Один из самых известных фильмов – «Жмурки», в котором Григорий сыграл эфиопа Баклажана. Чтобы сняться в этой роли, актёру пришлось долго ходить в солярий, так как на пробах режиссёр Алексей Балабанов забраковал его, посчитав слишком светлокожим.

Григорий Сиятвинда – пожалуй, самый успешный темнокожий россиянин творческой профессии. Он всегда чувствовал себя русским человеком. «Чем старше я становлюсь, тем больше осознаю могущество и богатство русского языка, – говорит Сиятвинда. – Единственное, к чему я так и не привык, – это морозы».

Александр ВУЁВИЧ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №18, май 2014 года