СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Кто, кроме батюшки, заправляет храмом?
Кто, кроме батюшки, заправляет храмом?
09.07.2014 18:34
Кто, кроме батюшки, заправляет храмом?Начав регулярно ходить в храм, каждый из нас становится мирянином. Однако мирянин мирянину – рознь. Одни ограничиваются молитвами и принятием святых таинств и особого участия в жизни православной общины не принимают. А для других храм становится вторым домом, а батюшка и прихожане – почти что родной семьёй, в жизни которой хочется принимать активное участие.

Община неравнодушных

В идеале жизнь прихожанина не ограничивается литургией и таинствами. Ведь каждый способен в той или иной мере помогать храму и другим людям. Это приносит большую пользу и самому человеку. Именно через мирян Церковь становится жизненным началом общества, и каждый из них является её полноправной частицей.

В каждом храме подбирается община из неравнодушных людей, которые не просто молятся по праздникам и выходным, а реально участвуют в жизни церкви. Деятельность активного мирянина может быть разнообразной – в общине всегда найдутся какие-нибудь дела и заботы.  Например, почти везде актуально принимать участие в уборке храма и прилегающей территории или подготовке его к празднику. Ведь платные уборщики в храмах – большая редкость, уборкой чаще занимаются бабушки-прихожанки, которым нелегко. По просьбе батюшки или по собственной инициативе прихожане дружно приступают к работе, и всё вокруг начинает сиять чистотой. Знакомый мирянин сказал мне как-то с удивлением: «Я в храме могу хоть целый день помогать – и никогда не устаю, наоборот, даже силы прибавляются, и чувствую себя потом просто отлично».

Если же вам хочется сделать что-то полезное, но вы не знаете, к кому обратиться, или стесняетесь предложить помощь – достаточно просто подойти к любому батюшке или найти церковного старосту и сообщить о своём желании. Или хотя бы откликнуться, когда батюшка или кто-нибудь из прихожан по окончании службы сам предложит всем желающим потрудиться «во славу Божью». И конечно, всегда актуальны пожертвования на храм, особенно если они идут от чистого сердца.

Самый занятый человек

Разговорился я как-то со старостой подмосковного храма. Оказалось, Михаил официально работает диспетчером в режиме сутки/трое, а здесь трудится почти безплатно – «для души». Раньше в церкви он бывал лишь пару раз в году – забегал на минутку поставить свечку. Но однажды, спасшись в страшной аварии, захотел поблагодарить Бога. Накупил свечек, отстоял службу и даже сходил на первую свою исповедь. А дальше как-то само собой получилось, что стал постоянным прихожанином. Помог батюшке организовать и провести ремонт храма, и тот предложил ему стать старостой и ведать хозяйством. С тех пор большую часть свободного от основной работы времени Михаил проводит в церкви. По его словам, только на этой второй работе он испытывает настоящую радость.

С давних времён повелось, что старостой (ктитором) становится наиболее активный и хозяйственный мирянин. Выбирают его батюшка и приход. Чаще это мужчина, но бывают и ктиторы-женщины. В зависимости от материального положения храма и прочих нюансов, должность такого завхоза может быть оплачиваемая и зарегистрированная в договоре или трудовой книжке, либо неофициальная, на добровольной безвозмездной основе.

Стать старостой можно на какое-то время или даже пожизненно. Ктитор ведает приобретением свечей и контролирует церковную кассу, отвечает за ремонт храма, сбор пожертвований и соблюдение порядка. А также за множество других хозяйственных дел и задач. Как правило, он самый занятый из прихожан и крутится как белка в колесе. Даже просто спокойно постоять и помолиться в храме ему не всегда удаётся – слишком уж многое на нём завязано. Но, как правило, такие люди не ропщут и с любовью и достоинством делают своё дело.

Младший «ангел»

В те времена, когда я бывал в церкви лишь мимоходом, пару раз в году, я часто замечал помогающих батюшке в храме и в алтаре молодых ребят в красивых золотистых «рясах» (на самом деле это одеяние называется стихарь). И думал, что это какие-то «младшие священники». А однажды увидел среди них старого школьного приятеля. Вова пояснил мне, что по благословению батюшки по выходным трудится алтарником (пономарём) и что при желании даже я могу стать таким человеком, если буду часто ходить в храм, вникать в особенности службы и предложу настоятелю помогать в какие-то определённые дни. Но я так и не решился. Священником Владимир так и не стал, но поныне время от времени алтарничает.

Спустя много лет, когда я по-настоящему уверовал, стал мирянином и подружился с батюшкой, который был почти моим ровесником, тот рассказал мне, что и сам в юные годы начинал церковную карьеру с должности пономаря. Помогая священнику, выучил основные молитвы и изучил особенности церковной службы, а потом сам захотел стать пастырем. Поскольку дело происходило в 90-е годы, когда священники были в дефиците, ему даже не пришлось учиться в семинарии или академии. После согласования с высшим церковным начальством и проведения духовного экзамена его рукоположили во дьякона, и он некоторое время трудился в штате большого подмосковного храма. А потом стал иереем и получил возрождающийся из руин приход. Найдя благотворителей, отец Алексий отстроил новый красивый и уютный храм, в котором трудится поныне, уважаемый и любимый прихожанами.

Несмотря на то что над алтарником не совершается таинство священства, а достаточно лишь благословения настоятеля, он символизирует собой младшие чины ангелов, исполняющие поручения Бога. Во многих приходах алтарничают сыновья священников и дети постоянных прихожан в возрасте от 7 лет. Либо взрослые верующие друзья батюшки или просто опытные миряне.

Разумеется, пономарь должен не только регулярно исповедоваться и причащаться, но и разбираться в богослужении. И, конечно, он должен вести достойную жизнь в миру – не курить, не пьянствовать и не находится в невенчанном браке или «блудном сожительстве». Обязанностей и забот у алтарника немало – от уборки и наблюдения за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и прочих светильников в алтаре и перед иконостасом – до подготовки облачения священников и помощи им в совершении таинств и треб. Алтарнику запрещено касаться Престола и Жертвенника и ходить между Престолом и Царскими вратами. При отсутствии звонаря и чтеца пономарь выполняет ещё и их работу, звоня в колокола и читая в нужные моменты священные тексты.

Одни алтарники со временем принимают священный сан, другие так и остаются вечными пономарями или покидают эту почётную должность. Женатые пономари могут стать максимум протоиереями, а те, кто выбрал путь монаха, – даже патриархами, как покойный ныне Алексий II и действующий глава РПЦ патриарх Кирилл. В молодости они тоже были «младшими ангелами».

Певчие клироса

С детства моя приятельница Елена обладала хорошим певучим голосом. В юности пыталась стать певчей, но как-то не вписалась в хор церкви, куда постоянно ходила. Зато после учёбы в консерватории её с радостью приняли в певчие в другом храме, а со временем она возглавила хор, став регентом. По любви вышла замуж за готовящегося к рукоположению алтарника, и теперь она не только регент, но ещё и матушка.

Стать певчим может любой православный обладатель достойного голоса и хорошего музыкального слуха, но важно, чтобы он подходил тому или иному церковному хору по вокальным данным. Особо опытные певчие становятся регентами и сами могут набирать участников хора и руководить ими. В крупных и богатых городских храмах всегда есть многочисленный хор, и, как правило, такая работа оплачивается. А в небольших и провинциальных церквях – как правило, поют безплатно, и весь хор может состоять всего из двух человек – регента и певчей.

Регент – это своего рода «часовой на посту», который должен нести службу в любых условиях, при любом самочувствии и в любое время. Он должен хорошо знать устав, поддерживать дисциплину, контролировать общность и согласованность звучания и следить за чистотой пения.

Среди известных личностей, которые в своё время работали регентами церковных хоров, можно вспомнить дважды лауреата Сталинской премии, народного артиста СССР Александра Александрова – автора музыки гимна СССР и песни «Священная война». А также современного поэта, музыканта и певца Сергея Трофимова.

Целительный звон

Известный артист Н., просивший не называть его имени, последние годы работает звонарём в храме. Он долго страдал от головных болей и однажды прочитал в газете заметку о целебном воздействии на человека колокольного звона. Напросился в ученики и помощники к звонарю деревенского храма и стал много времени проводить на колокольне. Прикладывался к звучащему колоколу, слушал мелодичный звон, наполняющий душу радостью и умиротворением. Со временем он действительно выздоровел и даже практически перестал болеть простудными заболеваниями. А когда старый звонарь ушёл на покой – охотно заменил его.

Известно, что колокольный звон в своей силе, мощи и красоте необычайно целителен для любого человека. Он лечит душу и тело, духовно возвышает, энергетически восстанавливает, гармонизирует психику и укрепляет физическое здоровье. Насыщает окружающее пространство энергией добра и любви. Считается, что ультразвуковые колебания колоколов разрушают оболочки болезнетворных бактерий и вирусов, и именно поэтому звонари почти не болеют.

Не все храмы могут позволить себе иметь колокола. Там же, где они есть, колокола могут быть объединены в три группы. Самые большие с низким голосом – благовестники, наиболее низкоголосый из них задает ритм остальным. Самые маленькие – зазвонные, их голоса переливаются трелями, а веревки от их языков связаны для удобства единым узлом. А ещё есть подзвонные (средние) колокола. Веревки от их языков располагаются на специальном столбике под левой рукой звонаря.

Колокольный звон призывает верующих к молитве, предвозвещает чтение Евангелия и сопровождает праздничные крестные ходы. Нередко звонят в колокола по окончании  крещения или венчания или при проводах человека в последний путь. Также колоколами встречают и провожают архиерея и празднуют торжественные события и праздники государственного значения.

Звонарями могут стать не только мужчины, но и женщины в возрасте от 12 до 65 лет. Мелодичность или резкость звона зависят не только от личной одарённости и умения человека, но и от его характера, темперамента и духовного настроя. Ведь каждый звонарь пропускает звон через свою душу.

Секреты звонарного мастерства на Руси передавались из поколения в поколение, однако в XX веке это искусство было почти забыто из-за гонений на церковь и запретов звонить в колокола. Ныне в Москве и ряде городов нашей страны действуют около двух десятков звонарских школ, возрождающих старинные традиции.

Среди тех, кто в свободное время любит звонить в колокола, можно встретить профессиональных музыкантов и даже дипломатов и олигархов. А в храме Христа Спасителя одним из звонарей работает Сергей Бадюк – настоящий богатырь, бывший спецназовец, мастер боевых искусств и известный актёр.

Свечные бабушки

Захожу недавно в одну из церквей, а там работающая за свечным ящиком бабушка, продающая церковную атрибутику и принимающая записки, консультирует какую-то тётеньку, рассказывая ей, какая икона от каких хворей лечит и какие проблемы помогает решить.

Увы, подобное православное язычество процветает во многих храмах. А увидев, что в храм зашла девушка с непокрытой головой, церковная продавщица накинулась на неё, как разъярённая фурия: «Да как ты посмела сюда зайти без платка? Да ещё с такими ногтями и с такой причёской?» Когда же я сделал старушке замечание, что негоже так себя вести, – меня тут же в «нехристи» записали.

Пришлось успокаивать выбежавшую на улицу девушку и объяснять ей, что далеко не все храмовые старушки такие. И что обычно батюшки стараются изгонять подобных сотрудниц, чтобы не отпугивали людей от храма и в заблуждения не вводили. А тут, видимо, просто руки не дошли или пока заменить некем.

Разумеется, в большинстве случаев за свечными ящиками работают адекватные люди, и не только пожилые женщины. А чтобы было поменьше всяких недоразумений – с недавних пор регулярно проводятся курсы повышения квалификации и семинары для подобного рода работников.

Работа за свечным прилавком трудна не только физически, но и морально. То сумасшедший какой-нибудь в храм зайдёт, то «браток» пожелает помянуть некрещёных корешей, а когда ему откажут – угрожать начнёт. Не говоря уже о том, что немало граждан приходят в церковь с просьбами отпеть любимых кошечек, собачек и попугаев и очень обижаются, когда им отказывают. Ещё и пьяные хулиганы заглядывают, коим нет дела ни до благочестия, ни до благоговения перед святынями. А человек, который стоит за свечным ящиком, принимает на себя первый удар. И многие хорошие работники уходят – нервы не выдерживают.

Крестный ход

Во время крестного хода, проходящего в крупные праздники вокруг церкви или как шествие из одного храма в другой, обычно впереди несут большой крест, а также Евангелие, фонарь с горящей свечой, хоругви, иконы и другие святыни. Принять участие в крестном ходе могут все желающие верующие. Как правило, батюшка или его помощники раздают святыни своим постоянным прихожанам, а все остальные, кому они не достались, – просто идут следом, держа в руках свечки или читая молитвы.

Возникли крестные ходы ещё в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал ночные шествия по улицам Константинополя против ереси ариан, а Кирилл Александрийский протестовал подобным образом против еретика Нестория. Чуть позже священники стали проводить крестные ходы для избавления от массовых болезней, а затем процесс стал неотъемлемой частью особых праздничных богослужений, в частности на Пасху.

Прообразом крестных ходов стали торжественные и всенародные шествия, описанные в книгах Ветхого Завета. Оттуда же пошла и символика. Например, прообразом хоругвей стали Небесные облака, на которых Бог являл людям чудесные знамения и при помощи которых помогал своему избранному народу спасаться от недругов. Ну а зажжённые свечи напоминают нам о Божьем свете, озаряющем наши грешные души, и евангельскую притчу о мудрых девах, правильно приготовивших души к пришествию Христа.

Миссионеры наших дней

И конечно же, очень важной работой заняты миряне-миссионеры, старающиеся помочь людям прийти и укрепиться к вере. При храмах создаются воскресные школы для детей и взрослых, в которых преподают батюшки и опытные прихожане. Организуются клубы для православной молодёжи, а молодые активисты стараются проповедовать в обществе Христову веру. Главное только, чтобы проповедь велась без фанатизма, с любовью к людям.

Настоящей проповедью может стать приветливая встреча пришедших в храм новичков, простой душевный разговор с ними, моральная поддержка знакомых и незнакомых людей в их горестях и печалях. Простая улыбка, сочувствие и доброе пожелание могут сделать куда больше, чем тысячи умных слов. Когда пришедший человек видит, что ему искренне рады и что его готовы принять таким, какой он есть, – это становится лучшим свидетельством Христианской веры.

Алексей ХУДЯКОВ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №26, июль 2014 года