Тэбэ что, жалко?
17.10.2011 10:12
Тэбэ что, жалко?Уважаемые господа министр транспорта, начальники железной дороги, ревизоры! Вы когда-нибудь ездили в поездах дальнего следования? Не в тех, что подают вам на первый путь, с чистыми окнами, ковровыми дорожками и накрахмаленными простынями, а в обыкновенных, плацкартных? Нет? А вы попробуйте!

Переоденьтесь в рабочую одежду вахтовика – трико, майку и сланцы, возьмите клетчатую сумку побольше – и вперёд. Хотя вряд ли номер пройдёт, потому как только вы, господа хорошие, об этом подумаете, на первой же станции по пути вашего следования на перроне покрасят все бордюры и снесут все киоски.

По роду деятельности мне часто, практически каждый месяц, приходится курсировать с юга на север и обратно. Всё происходящее можно коротко описать одним словом: «бардак». Но на этом моё письмо и закончилось бы, а мне есть что сказать.
Нет, я не кляузник и не сочинитель, за всю жизнь ни слова не отправила «куда надо». Вот и сейчас просто напишу на бумаге, как будто сама себе, может, полегчает. Ни слова вымысла, никакой предвзятости, даже конкретику уберу.
Итак, скорый поезд, формируется в крупном областном центре на юге России, на вокзале контроль, выход один, кругом милиция. Всё неплохо, но…
Я села чуть позднее, всё купе было до потолка заставлено сумками и баулами. Соседи из Дагестана. Интересуюсь:
– Как же вы зашли в вагон с такой поклажей?
– Да сначала не пускали, а потом ничего. По триста рублей с сумки проводникам дали и едем.
Вот вам и первый сверхсметный заработок для сотрудников железной дороги, а дальше – всё как по рельсам.
Не успела я занять своё место в купе, передо мной предстала заботливая проводница. Нет, не с чашкой чая, а с полным подносом всякой всячины и настойчиво стала уговаривать обязательно что-нибудь купить: печенье, пряники, чипсы.
– Что, не купите? Попробуйте – останетесь без кипятка!
Никак не можем мы, пассажиры, уразуметь: то ли дорога совсем обнищала, люди не ездят – да нет, все вагоны забиты до предела, – то ли проводники совсем грошовую зарплату получают. Только вовсе им не до работы на работе, у них занятие поважнее – торговля. Чем? Не спешите, всё по порядку.
Я отказалась от чайной продукции, сославшись на то, что у меня полная сумка домашней еды, но следующим утром проводница, не успев проснуться, снова напомнила о себе, предложив тот же ассортимент. Не хотелось неприятностей, да и ехать ещё было далеко, поэтому я взяла ненужные чай и сахар, благо обошлось мне это в 25 рублей.
Через два часа пути до нас донёсся запах сушёной рыбы – это «пустились в пляс» проводницы соседних вагонов. Сначала пронеслась вяленая вобла, затем лещ, а уж потом балык из сома по 200 рублей за килограмм. Пассажиры спрашивали:
– Что ж так дорого, с юга же едем, – на что тут же получали в ответ набор «ласковых» слов.
В вагоне было жарко, душно, а запах солёной рыбы дополнял весь этот «репертуар». Заметьте, при температуре + 35 градусов окно в вагоне открывалось только одно.
Думаете, на этом всё? Как бы не так. Какая рыба без пива? Правда, врать не буду, сама не видела, как проводники продавали пиво, зато наблюдала, как ребята-вахтовики пили его в больших количествах.

И вот какой у меня возник вопрос: как же мы боремся с терроризмом, если на всём пути следования по составу ни разу не прошла милиция? А может, её отменили? Никто ничего не проверяет, вези что хочешь, хоть бомбу, хоть чёрную икру до 200 килограммов. Лафа!
Дальше по нашему поезду сломя голову промчались цыгане с сумками, навязывавшие в 40-градусную жару пуховые платки. Затем через две остановки пронеслись тётки с носками и безрукавками. Полчаса отдыха, и на горизонте появился хрусталь. Про мужиков с газетами и журналами можно не упоминать, так как они вообще, по-моему, не выходили из поезда.
Женщина из соседнего купе смотрела на всё это, широко раскрыв рот, – видимо, не местная или давно не ездила этим поездом, – а потом только и нашлась, что спросить:
– Это точно вагон поезда или базар?
Хрусталь сменили игрушки, потом опять пошли носки, за ними снова появились проводники с рыбой. В общем, купить можно было всё, только вот незадача: когда у годовалого ребёнка заболел животик и мама попросила у проводницы таблетку, та быстро исчезла из поля зрения искать по составу хоть какую-нибудь пилюлю. Видимо, это не предусмотрено правилами.

Вы скажете: а нечего ездить плацкартой, берите купе, благо сейчас верхние полки со скидкой.
В предыдущий рейс я так и сделала, взяла купейный вагон. Зашла в купе, соседями оказались молодая семья с маленьким ребёнком, на следующей станции подсел мужчина, в итоге нас ехало пять человек. К вечеру малыш то ли приболел, то ли просто устал, но начал кричать без устали. Молодые родители успокаивали его как могли, я тоже помогала, но ребёнок есть ребёнок, он всё равно не умолкал. Так продолжалось всю ночь. Измученные и злые, на следующий день мы подошли к проводнику с просьбой дать нам место в другом купе, чтобы немного отдохнуть, та в ответ буркнула:
– Не положено.
Спросили, как найти бригадира поезда, а он находился в том же вагоне, последовал ответ:
– Не положено, он отдыхает!
Это притом что время уже близилось к обеду.
Несолоно хлебавши, на стоянке вышли на улицу. И тут передо мной разыгралась интересная сценка: к нашей проводнице подошли несколько дам – продавщиц платков и попросились в поезд. Та быстро завела их в вагон, я зашла следом. Проводница по очереди открывала каждое купе, да ещё спрашивала, устраивает ли их место? В конце концов они почему-то выбрали самое последнее, около туалета. Что вы думаете? Вагон был абсолютно пустой, из всех пассажиров мы пятеро ехали в одном купе. Ничего не говоря, я вернулась на своё место, а когда состав тронулся, снова пошла к проводнице с прежней просьбой, но в ответ услышала старое:
– Не положено.
Тут уж во мне всё взыграло, и я перешла на командный тон:
– А сажать на каждой станции безбилетных продавцов положено?
Дальше я употребила волшебный набор слов, после которых проводница быстро открыла пустые купе и даже сама застелила постель.
Жаловаться и разбираться со всем этим совершенно не хотелось, да и сил уже не было. Вот вам и купейный вагон!

А о поезде из одной закавказской республики в Сибирь совсем жутко вспоминать. Лучше пешком идти, чем на нём ехать. Двое суток оборонялась от проводников-мужчин, двери колготками завязывала, поскольку засовы не работали, просила и кричала, чтобы оставили в покое. А они меня только спрашивали:
– Тэбэ что, жалко?
Благо в последнем купе проснулись ехавшие военные-контрактники, они-то и показали хамам, «где наша не пропадала». До сих пор вспоминаю их с огромной благодарностью.
Долго ли, коротко ли, но до пункта назначения я, слава богу, добралась живой и здоровой. А дальше пересела на поезд, едущий на север.
Это, я вам скажу, гораздо опаснее – каждый раз как последний. Измученная от жары, пересадки и сумок, я мечтала только об одном: добраться до полки и выспаться, ведь на следующий день на работу. Но, как говорится, не судьба.
Вагон достался последний, ну это, думаю, нестрашно, быстрее укачает. Проводницы на перроне мило улыбались, рейс обещал быть благополучным. Но как только я оказалась в вагоне, все мои мечты разом рухнули.
В нос сразу ударил запах перегара, рыбы и еды быстрого приготовления. Контингент – одни мужики, ехавшие осваивать Крайний Север. Большинство из них уже успели не раз напиться, а ближе к ночи пошёл второй заход. К этому времени больших станций уже не было, да и сил бежать за пивом и водкой на перрон у мужиков тоже не осталось.
Вот тут-то на выручку и пришли наши доблестные проводницы. Ну молодцы, какая забота! Как они сноровисто работали! Поначалу ребята сами ходили в купе за пивом, выносили сразу большими пакетами из-под мусора, но позднее девушки решили не утруждать мужиков и сновали меж ними как пчёлки, всё подносили и подносили. У меня возник один вопрос: где же можно хранить столько выпивки?
Ближе к полуночи добрая половина пьяных всё-таки уснула, а другая устроила Варфоломеевскую ночь. Надо сказать, что в вагоне были женщины и дети, но отцы семейств почему-то все притихли, боясь даже сделать замечание.
Когда у «милых» пассажиров дело дошло до драки, честно, я даже обрадовалась, так как по опыту знаю, что за этим последует тишина. Проводниц в это время как ветром сдуло, благо они свою миссию выполнили. Доблестной милиции также никто ни разу не увидел.

Скажите мне, милые министры и начальники дорог, о какой же тут борьбе с терроризмом может идти речь? Мы развешиваем на вокзалах плакатики, всякие предупреждающие картинки, говорим с трибуны громкие слова, но те, кому абсолютно незащищённые граждане доверяют свою жизнь, те, кто должен следить за порядком, сами же его нарушает. Вот тут и есть главная опасность.
Сейчас многие сидят без работы, так почему же наши проводники не ценят своё место? Или за ними нет никакого контроля? Может, всё-таки стоит высоким чиновникам переодеться и купить билеты в плацкартный вагон? А проводники пусть займут своё место на рынке или в винно-водочном отделе.

Из письма Татьяны С.