«Блудное возбешение»
09.11.2011 01:00
В шестой степени кровного родстваВы находитесь в шестой степени кровного родства









Дорогая «Моя Семья», гложет «ложный стыд», за который меня могут осудить православные люди. Хотела бы получить совет от отца Александра Дьяченко, потому что не нахожу смелости подойти с покаянием к батюшке в нашем храме.
Дело в том, что я уже пять лет нахожусь в браке с собственным троюродным братом. У нас любящая, крепкая семья. До регистрации в загсе мы с мужем почти пять лет встречались, так что наши чувства можно с уверенностью назвать проверенными. Так случилось, что он мне понравился, ещё когда я была молоденькой девочкой, а потом в процессе общения возникли чувства – настоящие, сильные.
Мои родители отнеслись к нашим отношениям нормально, но его родня приняла это в штыки. Теперь, став мамой, я их, конечно, понимаю – не принимаю их жёстких методов, но понимаю. Мы с мужем многое пережили за эти годы, особенно тяжело было во время беременности, когда вся родня пыталась предсказать нам рождение недоразвитого ребёнка, ведь мы живём в инцесте.
Доченька у нас, слава Господу, родилась здоровенькой и растёт нам на радость. Но меня всё же гложет вопрос: правильно ли то, что мы живём вместе, будучи родственниками, получим ли благословение Господа? Или мы, как преступники, живём во грехе, не ведая, что натворили? Хотелось бы сочетаться настоящим православным браком через обряд венчания, но я не знаю, венчают ли в церкви такие браки, как наш? Или наша семья – вне закона Господа?
Я люблю свою семью, стараюсь не делать зла, но сидит во мне этот «червячок». Может, отец Александр даст ответы на эти вопросы, была бы очень ему благодарна.

Из письма Кристины,
Казахстан


Комментарий священника

Здравствуйте, Кристина! Получил ваш вопрос и понимаю, как вы нуждаетесь в ответе. Раньше, до того как я стал священником, и не думал, что так много людей вступают в брак или сожительство, находясь в кровном родстве.
Вы пишете, что живёте с мужем в инцесте. Но это неверно, так как вы находитесь в шестой степени кровного родства. Под инцестом понимается сожительство ближайших родственников по восходящей и нисходящей, а также по боковым линиям до четвёртой степени родства (двоюродные братья и сёстры).
Если посмотреть, откуда у нас идёт неприятие близкородственных связей, то впервые об этом упоминается в Книге Левит, 18 глава. Кстати, в ней говорится, что кровосмесительные связи как норма существовали в языческом Египте и среди представителей племён, населяющих Ханаан, до тех пор, пока туда не пришли израильтяне. Кровосмесительные связи определяются в Библии «мерзостью» наравне с прелюбодеянием и гомосексуализмом (Лев. 18.22). Именно за подобное «блудное возбешение» Бог прекращает существование народов.
Книга Левит не допускает связей между прямыми родственниками и по боковым линиям до четвёртой степени родства. Обратите внимание: в Новом Завете апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам (Первое послание Коринфянам), жёстко упрекает их за то, что допустили в своих рядах человека, живущего в кровосмесительных отношениях с женой своего отца, то есть скорее всего с мачехой.
Уже позже в христианской Европе, в том числе и Византии, был разработан сложнейший брачный кодекс, детально определяющий, кому и за кого можно выходить замуж и на ком жениться. Боковые степени родства, подпадающие под запрещение, были продолжены до семи. Кроме того, появились понятия «бокового свойства», то есть отношения между людьми, находящимися в родстве, но некровном. Это, например, зять, тесть, тёща, свёкор, деверь и так далее.
Родственные взаимоотношения стали просматриваться и на духовном уровне, то есть отношения, возникающие с момента крещения младенца между ним, его родителями и восприемниками, то есть крёстными. Никакой священник не повенчает маму ребёнка с крёстным её сына. И таких ситуаций возникает немало.
Сегодня в вопросах церковного брака мы руководствуемся указами Святейшего Синода, определяющими невозможность церковного венчания по боковым связям, в конкретном случае среди двоюродных братьев и сестёр.
В вашем случае при взаимном желании с мужем вы можете быть повенчаны, но предварительно должны будете об этом ходатайствовать перед правящим епископом епархии, к которой вы территориально относитесь. Скорее всего, такое разрешение вы получите, поскольку не подпадаете под прямое запрещение. Только постарайтесь изучить этот вопрос и аргументированно составить прошение.
Вы совершенно правильно пишете, что от близкородственных браков могут рождаться больные дети. У меня даже есть рассказ «Квазимодо», который был опубликован в «Моей Семье». Он основывается на реальной трагедии семьи двоюродных брата и сестры. Их двое детей, девочка и мальчик, очень умные и духовно тонко организованные, родились глубокими инвалидами. Я знал их обоих и отпевал. Это очень грустная история, хотя и с оптимистическим финалом. Правда, и в таких браках дети не всегда рождаются с отклонениями, но попробуй здесь угадай.
В гражданском семейном кодексе запрещаются только союзы между родственниками по прямой линии (родители, дети, дедушки, бабушки и внуки) и между родными братьями и сёстрами.
Современные брачные отношения переживают явный кризис. Множество людей живёт без всякой ответственности перед грядущими поколениями. Извращения в отношениях становятся чуть ли не нормой. Помню, в юности ещё читал Золя, он описывает рабочий посёлок, если не ошибаюсь, угольщиков. Отношения инцеста в нём были нормой. Сегодня нечто подобное становится обыденностью и у нас.
Помню, с нами, священниками, духовник нашего благочиния проводил консультации по сложным духовным вопросам. К нему больше, чем к кому бы то ни было, стекаются такие истории. Старый уже человек за голову хватается. Конечно, всё это было и раньше, но не так масштабно. Пересказать его речь я просто не в состоянии. Да и язык не поворачивается говорить об этом на такую аудиторию. Вы спросите, откуда он об этом знает? Да просто эти же люди приходят с возмущением к духовнику, требуя разобраться со священниками, которые не допускают их к Святому причастию. А это уже по-настоящему страшно – так грешить и не чувствовать за собой никакой вины.
Кристина, спасибо за ваше письмо, вы совестливый и ответственный человек, дай Бог вам счастья. От себя посоветую чаще причащать ваших детей. Да и сами исповедуйтесь, причащайтесь, молитесь о ваших детках и живите по вере и совести.

С уважением,
Священник
Александр ДЬЯЧЕНКО