СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света 10 распространённых мифов о христианстве и их разоблачение
10 распространённых мифов о христианстве и их разоблачение
01.04.2015 17:59
10 распространённых мифовКак и любая религия, христианство окружено множеством мифов. И порой даже сами верующие принимают некоторые заблуждения за правду. Рассмотрим десять наиболее распространённых мифов о христианстве.



1. Смысл Великого поста – в том, чтобы не есть определённые продукты


Если верить социологическим опросам, истинного смысла Великого поста не понимает половина россиян. Многие считают его древней диетой для очищения организма. А пытаясь соблюсти пост, люди порой превращают его в фарс. «Я пощусь, мясо и молоко не ем», – отказывается от предложенной пищи иной постник, закусывая водку огурцами. А другой ходит голодный и злой и буквально рычит на окружающих, всерьёз считая, что это он так «спасается».

Если и можно называть Великий пост диетой, то диетой не для тела, а для души. Или духовным лекарством от лени и греховных страстей. Ограничивая себя в еде и уделяя больше времени молитвам и святым таинствам, человек отходит от мирской суеты и лучше чувствует свою душу. Закаляет силу духа, учится одолевать искушения, любить и сострадать другим людям.

Главный смысл поста – это наше движение к Богу. Во время такого движения человек борется с укоренившимися в его душе грехами и страстями, отчуждающими от единения с Богом, расчищает для Него своё сердце.

Правильное пощение – комплекс духовных мероприятий. Помимо отказа от непостной еды и светских развлечений, очень важно принимать активное участие в великопостных богослужениях. Больше молиться, очищаться покаянием, уклоняться от зла. Учиться любить ближних и стараться делать побольше добра. И если мы за время поста действительно смогли стать лучше и добрее и хоть на чуточку приблизились к Христу – то, значит, наш пост состоялся и мы провели время не зря.

Так что главное во время поста – не есть друг друга.

2. Православные поклоняются иконам

Икона для православных христиан – это образ, украшающий и освящающий храмы и дома. Он эмоционально располагает к молитве. Кроме того, это своего рода окно в иной, Божественный мир. Глядя на образ Бога, Богородицы, ангелов и святых, мы умом восходим к первообразу. И поклоняемся не самой иконе, а той личности, что на ней изображена.

Представьте себе, что у вас есть фотография горячо любимого вами человека, которого в данный момент нет рядом. Вы смотрите на его фото, говорите с ним, целуете любимый образ, мысленно устремляетесь своей душой к его душе. Разумеется, фотография в данном случае выступает лишь как изображение, помогающее вспомнить любимого, ощутить любовь и нежность. Пользуясь этой аналогией, можно понять и отношение людей к иконам, помогающим настроиться на молитву, сосредоточиться на предстоянии Богу и любимым святым.

Есть особо почитаемые иконы, о которых идёт слава, что они эффективно исполняют молитвы верующих и являются проводниками Божьей благодати. Однако помогают людям не сами иконы, а Те, Чьему образу молятся люди. Также порой может срабатывать и феномен коллективной веры. Бездумное же поклонение особым намоленным иконам, которые воспринимаются как средства для исцеления и исполнения желаний, – это разновидность идолопоклонства. Те, для кого иконы становятся объектами магического поклонения или амулетами, – по сути уподобляются язычникам и компрометируют христианство.

3. Николай Чудотворец – чисто русский святой

Николая Чудотворца (Угодника) почитают во многих странах. Он жил в малой Азии, в Мирах Ликийских, был величайшим праведником и молитвенником, святость которого стала очевидна всем уже при его земной жизни. На территории нашей страны он не бывал, но после крещения Руси стал для русских самым любимым святым. С ним связывали безчисленное множество чудес и знамений. По количеству посвящённых ему храмов и икон он уступает лишь Богородице. А его имя до XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев.

Народная любовь к святителю породила немало курьёзных верований. Тёмный люд считал Николая старшим среди святых, входящим в Святую Троицу, и заместителем Бога, способным при необходимости подменить Его на престоле. У восточных и западных славян были в ходу легенды, что Николай заведует Раем и имеет ключи от Неба, а у южных он считался истребителем змей и покровителем не только людей, но и животных. А в некоторых фольклорных легендах милостивого Николу противопоставляли грозному Илье-пророку.

Почитают этого христианского святого даже язычники. Например, калмыки-буддисты именуют его «Микола-бурхан», считая покровителем рыбаков, и давно уже включили Николая в пантеон духов – хозяев Каспийского моря. А буряты и монголы отождествляют Николая Угодника с божеством долголетия и процветания Белым Старцем, почтительно именуя его «батюша Михола» или «Саган-Убугун».

Так что, конечно же, Николай – отнюдь не чисто русский святой, а, можно сказать, интернациональный великий чудотворец.

4. Каждый святой отвечает за какую-то отдельную проблему, и прежде чем молиться, надо узнать, кто из святых «дежурит» по алкоголизму, женским болезням, деторождению, помощи заключённым и так далее. То же и с иконами: главное – знать, к какой иконе обращаться

Чудеса и исцеления, которые происходят возле мощей и икон святых, – вполне реальное явление. Но, к сожалению, в представлении некоторых людей сонм православных святых стал походить на собрание языческих божков. Этот святой – бог рыболовства, этот – покровитель торговли, этот отвечает за глаза, а вон тот – за пищеварительную систему. Таким утилитарным и, по сути, оккультным отношением люди оскорбляют память великих праведников и ведут себя как обычные язычники.

Похожая ситуация царит и в сфере почитания икон, которые наделяются магической силой в отрыве от первообраза. Доходит до того, что в некоторых храмах можно увидеть подписи на продаваемых иконах – для решения соответствующей проблемы покупать тот или иной образ. Особенно достаётся Богородице, в честь Которой написаны десятки тематических образов. «Неопалимая Купина» берётся для защиты дома от пожара, «Помощница в родах» и «Млекопитательница» становятся амулетами для рожениц и кормящих матерей, «Неупиваемую Чашу» покупают для алкоголиков и наркоманов, а «Семистрельную» – для защиты от сглаза и порчи.

На самом деле нам может помочь любой святой, которого мы любим и почитаем и которому молимся со вниманием и благоговением. И не так уж важно, какой именно вариант иконописного образа мы приобрели. Главное – чтобы просьбы имели благие цели, а человек стремился к Богу и духовному совершенству. Надо понимать, что святой – это не малый божок православного пантеона, а один из небесных друзей Христа. Помогает он нам не своей собственной силой, а силой Божией. И любая икона действует отнюдь не сама по себе. А значит – не надо никого и ничего превращать в религиозные фетиши или в подобие волшебной палочки.

5. Богу нужны наши деньги, свечи и пожертвования

Всё это нужно не Богу, а нам самим. Ведь Бог самодостаточен и не нуждается ни в деньгах, ни в строениях, ни в каких-либо подарках, ни в ритуальном почитании.

Подаренные на благое дело деньги помогают людям жить и решать проблемы. Пожертвования на церковь не только обеспечивают всем необходимым церковных служащих, но и помогают сделать церкви краше и величественнее. А сам жертвователь, если он действует по доброй воле, улучшает своё душевное и духовное состояние. Главное только, чтобы добрые дела и пожертвования не возбуждали в душе тщеславие, самомнение и гордыню.

Ощущение того, что ты помогаешь другим людям, любому нормальному человеку приносит вполне реальное удовольствие, а организм при этом активно вырабатывает гормоны радости. Ну а молитвы и добрые пожелания тех, с кем мы поделились деньгами или продуктами, помогают нам по жизни и позволяют ощущать смысл нашего земного бытия.

Обычай зажигать свечи исторически сложился во времена первых христиан, тайно собиравшихся на богослужения по ночам при свечах и лампадах. Со временем преследования прекратились и верующие стали собираться в просторных светлых храмах, а большинство служб переместились с ночи на утро, день или ранний вечер. Но христиане продолжают использовать свечи и масляные светильники. Они теперь символизируют Божественный Свет, да и молиться в окружении горящих повсюду огоньков гораздо приятнее, чем без них.

Свеча может считаться одной из форм нашего жертвоприношения Богу. Она напоминает о молитвенном горении, которое должно быть в наших сердцах, и помогает настроиться на молитву. А в финансовом отношении купленные в храме свечки являются разновидностью пожертвования на нужды церкви – потому-то на них и устанавливают цены, во много раз превышающие себестоимость.

Так же как и иконы, свечи могут быть предметом суеверий. Некоторые прихожане всерьёз верят, что от количества свечей напрямую зависит размер Божьей милости. Такие суеверы придают особое значение тому, какой рукой ставят свечу, норовят зажечь её только лично и от лампады, и их бесит, если кто-то посторонний посмеет переставить их свечи в другое место. Понятно, что подобные воззрения не имеют ничего общего с настоящим христианством.

6. Богу нужны наши молитвы

Всемогущему и самодостаточному Богу в принципе от нас ничего не нужно. Точно так же, как солнцу не нужно, чтобы мы на него смотрели и говорили с ним. Людские фантазии, рисующие Бога небесным Господином, требующим постоянного поклонения Себе и наслаждающимся абсолютной властью, крайне примитивны и не соответствуют действительности.

Христиане много молятся, и не только в храме. Каждый день по утрам и вечерам они читают молитвенное правило, а также молятся перед началом и по окончании всякого дела, включая принятие еды. А особо усердные ещё и в процессе дневной жизнедеятельности мысленно крутят в голове Иисусову и прочие молитвы. Подобного рода общение с Богом полезно для души. Много молящийся христианин пребывает в добром, радостном и мирном расположении духа, его жизнь осмысленна и духовно наполнена. Он легко переносит любые трудности, и даже будучи один, не чувствует себя одиноким. Так что прежде всего молитва нужна именно самому человеку.

7. Верующий человек всегда сосредоточен, озабочен, хмур, суров и не может веселиться, он ограничивает себя во всём радостном. Если читает – то жития, если слушает – то духовную музыку, а светские песни – ни в коем случае

Подобное фанатичное состояние демонстрируют окружающим не в меру горячие новички. Начитавшись житий святых и наслушавшись сомнительных духовников, они жаждут стать настоящими христианами и начинают «спасаться». Ходят с отрешённым строгим видом, отвергают всё мирское, избегают удовольствий, осуждают «гибнущий во грехах мир». И своим унылым видом делают такую антирекламу христианству, что их родных и друзей в храм даже на аркане не затащишь.

Конечно же, подобное понимание христианской веры ущербно и неверно. Настоящий признак христианина – отнюдь не мрачная отстранённость и отрешённость, а любовь к окружающим людям и желание творить добро.

Предостережение Христа: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете», – относится к разнузданным и легкомысленным весельчакам, не знающим меры и зло насмехающимся над другими людьми. А также к любителям бездумно и безполезно прожигать свою жизнь. Умение же по-доброму радоваться и быть счастливым здесь и сейчас – вполне естественно для настоящего христианина и не может порицаться.

В Библии можно найти множество мест, где пророки, апостолы и Спаситель призывают всех радоваться. Ведь радость и веселье помогают людям отдохнуть от скорбей и трудов, взбодриться и ощутить вкус к жизни. За постными днями всегда следуют праздники. А земные радости могут ощущаться как слабые отблески будущего Небесного Рая. Господь сотворил человека для радости, а вовсе не для печали и страданий.

8. Православный христианин должен быть святым, особенно священник

Святость можно рассматривать как наивысшую ступень духовного развития человека. Стремиться к святости в идеале должен каждый христианин. Некоторым духовным гениям такой подвиг действительно удаётся, но для подавляющего большинства верующих стать совершенным и стяжать благодать Святого Духа – задача в принципе непосильная и неисполнимая.

Церковь проявляет к людям снисхождение и призывает всех хотя бы стараться изменять себя в лучшую сторону. Жить по совести, учиться любить, всей душой стремиться к Богу, по возможности избегать грехов и своевременно очищать душу покаянием и святыми таинствами, быть скромным и осознавать своё несовершенство – вот базовые принципы жизни христианина. И не дай Бог кому-то самого себя посчитать достигшим святости – это будет лишь явным признаком духовного или умственного помешательства.

В той или иной степени все мы грешники, а значит, надо быть добрым и снисходительным к чужим грехам и слабостям. И ни в коем случае не стоит считать безгрешными священников и примерять к ним завышенные духовные стандарты. Священник – такой же человек, как и все мы, только имеющий большую степень ответственности перед Богом и наделённый властью совершать Таинства. Он может ошибаться, бороться со страстями и душевной немощью, оступаться и падать. К нему предъявляются более высокие требования и духовные стандарты, но в любом случае святым он быть не обязан. Достаточно быть просто хорошим человеком, не страдающим завышенным самомнением, к которому люди сами тянутся и испытывают добрые, возвышенные чувства.

9. Церковь финансируется государством

Распространённое в народе мнение, что Православная Церковь финансируется государством, не соответствует действительности. Уже почти столетие Церковь отделена от государства. Храмы и монастыри существуют за счёт добровольных пожертвований простых прихожан и состоятельных благотворителей. С таких пожертвований не берутся налоги, что, в принципе, справедливо.

Дополнительным источником доходов может быть собственный бизнес церковных организаций и приходов. И если этот бизнес напрямую не связан с культовой деятельностью, например, у храма есть своя гостиница, ферма или заводик по производству товаров народного потребления, – то тут уже церковные предприниматели исправно платят налоги, наравне с обычными гражданами.

Никакого постоянного финансирования со стороны государства Церковь не получает. Практикуется лишь выделение средств на реставрацию храмов и монастырей, являющихся памятниками истории и культуры федерального или областного значения. Но чтобы добиться этого финансирования, настоятель и его помощники должны потратить столько времени и сил на преодоление бюрократических препятствий, что зачастую бывает проще плюнуть и попытаться самим заработать необходимые средства или найти частных спонсоров-меценатов.

10. Патриарх Кирилл – глава Церкви

В мире существует несколько десятков православных церквей. Они равноправны и все вместе образуют Вселенскую Церковь. Управляют ими епископы, чаще всего – патриархи. По сути, они являются не главами, а лишь наместниками или предстоятелями (предстоятель – первый среди равных, стоящий перед Богом). К примеру, наместник РПЦ – патриарх Кирилл, а Константинопольской православной церковью руководит вселенский патриарх Варфоломей, которому подчиняются главные епископы некоторых более мелких поместных церквей. Но и он отнюдь не является главой Церкви.

У православных христиан нет единого земного главы Церкви – такого, как папа римский у католиков. Главой является лишь Иисус Христос, возглавляющий и Небесную, и земную Церкви. А значит, нет у православных главнее начальника, чем Создатель.

Алексей ХУДЯКОВ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №12, март 2015 года